Был основателем III-й крепости?
Сын князя Дмитрия Донского и княгини Евдокии Дмитриевны, крестник преподобного Сергия Радонежского, Юрий Дмитриевич Звенигородский и Галицкий оставил о себе память как об искусном дипломате и умелом полководце. Личность великого князя до сих пор интересна для исследователей, историков и краеведов.
Юрий Александрович Рыжов, участник Круглого стола, посвященного 650-летию князя Юрия Дмитриевича Звенигородского и Галицкого: Благодаря приглашению Галичского краеведческого музея мы познавательно отметили 650-летие Юрия Дмитриевича, князя Галицкого и Звенигородского, Великого князя, сына Дмитрия Донского, крестника Сергия Радонежского и покровителя Андрея Рублева.
26 ноября наблюдали на экране проведение Круглого стола, организованного Звенигородским музеем-заповедником, где с докладами выступили доктор исторических наук Владимир Андреевич Кучкин, доктор исторических наук, археолог Сергей Заремович Чернов и другие исследователи старины.
Вадим Николаевич Михницкий, участник Круглого стола, посвященного 650-летию князя Юрия Дмитриевича Звенигородского и Галицкого:
- В честь праздничной даты хочется мысленно вернуться к поворотному моменту в истории нашего края, а также вспомнить о человеке, оставившем свой след в истории становления государства Российского и принявшем деятельное участие в укреплении града Галича и Галицкого княжества.
Конечно же, я имею в виду Юрия Дмириевича Звенигородского и Галицкого, Великого князя Московского и всея Руси. Стоит уточнить – во многих работах по истории средневековой Руси Юрий Дмитриевич именуется просто князем. Однако на момент своей смерти в 1434 году он занимал великокняжеский престол, который получил согласно всем правилам и обычаям того времени. Поэтому мы вправе называть Юрия Дмитриевича заслуженным и действительно принадлежавшим ему титулом Великого князя.
Что же связывает Великого князя Юрия Дмитриевича с градом Галичем Мерьским? В поисках ответа на этот вопрос я обратился к открытым источникам информации, которые наиболее полно отражают жизнь и деятельность князя от рождения до смерти. И все же, после их изучения остается совершенно не ясно, где и как (кроме походов на Нижний Новгород в 1414 году и Новгород в 1417 году) Юрий Дмитриевич проводил свое время в период с 1400 по 1425 год.
Мне представляется, что после женитьбы на княжне Анастасии и рождения первенцев – Василия и Дмитрия – князь Юрий обращает свой взор на северо-восточные земли, перешедшие к нему в 1389 году по завещанию отца – Великого князя Дмитрия Донского. Земли эти были богаты природными ресурсами: солью, железными рудами, пушниной и продовольствием. Кроме того, они позволяли держать под контролем большой торговый путь от срединной и верхней Волги в бассейн Северной Двины и Вятки, и далее – в земли Поморья. Набеги кочевников мало затрагивали эти края, дань платилась исправно и не вызывала большого неудовольствия у местного населения, которое быстро возрастало, несмотря на моровые болезни и потери от периодических вторжений монголо-татар. Приведенное описание характеризует Галицкое княжество, дарованное молодому князю Юрию его отцом.
К 1401 году князь Юрий уже находится в зрелом возрасте. Он – участник многих битв и походов, инициатор строительства монастыря и крепости в Звенигороде, отец семейства. Его старший брат Василий, занявший великокняжеский престол, не враждует с Юрием и, даже наоборот, поддерживает брата и во всем ему помогает. Но кипучая натура требует действий, и князь Юрий все больше времени проводит в Галиче, занимаясь строительством оборонительных сооружений. В частности, он возводит на вершине холма Балчуг новую неприступную крепость, которая в дальнейшем сыграет важную роль при отражении набегов Казанского ханства и монголо-татар.
Важно заметить, что набеги Большой и Казанской Орд на земли Великого княжества Московского происходили с периодичностью в три, пять, девять лет. При этом их совершали преимущественно в зимнее время, продвигаясь по замерзшим руслам больших рек: Волги, Оки, Клязьмы, Суры. Весь поход в таком случае укладывался в три зимних месяца. Если же населенный пункт был хорошо укреплен, то после нескольких дней или недель безуспешной осады монголо-татары грабили ближайшие селения и быстро уходили восвояси.
С этой точки зрения Галич занимал стратегически выгодное месторасположение. Он находился вдалеке от крупных водных артерий – Волги и Унжи – поэтому нападающие теряли фактор внезапности при совершении набегов. В то же время близость Галичского озера обеспечивала постоянный источник пропитания в виде рыбных ресурсов, а проходящий через земли княжества торговый путь позволял своевременно пополнять запасы и иметь достаточное количество современного, по тем временам, вооружения.
Население княжеского города Галича постепенно увеличивалось благодаря росту его доходов от промыслов и торговли. Возникает вопрос: где могли укрыться жители ближайших к Галичу посадов при набегах монголо-татар? Варианта два: либо в лесах, либо в крепости. На практике же ни нижняя, ни верхняя крепости не могли вместить всех. Поэтому князь Юрий, потративший двадцать пять лет жизни на укрепление Галицкого княжества, наверняка планировал и даже начал строить третью оборонительную крепость на излучине реки Кешмы. Возможно, эта крепость стала одной из первых в целой череде подобных сооружений, возведенных в центральных городах других княжеств.
Так это или нет – мнения исследователей расходятся. Экземплярский, Сытин и затем профессор Смирнов допускали, что третья крепость была построена в период правления князя Юрия. Однако после раскопок и выводов, сделанных академиком Раппопортом на территории первых двух крепостей, точка зрения историков и краеведов на время возведения третьей крепости начала смещаться в сторону второй половины XV века.
К большому сожалению, у нас нет сведений о том, что археологические экспедиции проводили изыскания на территории третьей галичской крепости. Это позволило бы датировать возведение крепостных сооружений более достоверно, а также точнее определить инициатора строительства.
По моему мнению, для возведения крепости такого масштаба требовались не только многочисленные ресурсы, но и сильная воля, талант руководителя такого ранга, как Великий князь Юрий Дмитриевич. После гибели его сыновей – Дмитрия Красного, Василия Косого и Дмитрия Шемяки – князя, подобного Юрию, на галичской земле не наблюдалось.
Таким образом, Великий князь Московский и всея Руси Юрий Звенигородский и Галицкий вошел в историю как талантливый полководец и строитель, укрепивший северо-восточные границы зарождающегося Российского государства.
В отличие от многих других населенных пунктов центральной части России Галич не имеет четко обозначенного имени своего основателя или исторического деятеля, с которым у жителей и гостей города возникала бы устойчивая ассоциация. Для нас такой личностью может стать князь Юрий – сын Дмитрия Донского. Личность Великого князя Юрия Дмитриевича в перспективе может превратиться в один из основных брендов города и стать значимой составляющей его территориальной идентичности.
Источники:
Абатуров К.И., Озеров A.М., Рыжков А.Н., «Из прошлого города Галича», 1939 г.
Алексеева С.В., «Региональные особенности развития Руси в княжеских усобицах второй четверти XV в. История Галича Мерьского и Галичской земли», Труды Исторического факультета Санкт-Петербургского университета, 2010 г.
Белов Л.И., Касторский В.В., Соколов Н.П., «Галич», 1959 г., 1983 г.
Ковалев-Случевский К.П., «Юрий Звенигородский. Великий князь Московский», 2008 г.
Раппопорт П.А., «Оборонительные сооружения Галича Мерьского», 1959 г.
Смирнов П.П., «Древний Галич и его важнейшие памятники», 1947 г.
Сытин С.Д., Палилов К.В., «Древний город Галичъ Костромской губернии», 1905 г.
Экземплярский А.В., «Великие и удельные князья северной Руси в татарский период с 1238 по 1505 гг.», том 2, глава VII «Галицкое удельное княжество», 1891 г.