Морковь по цене бананов. Почему аграрии не могут обеспечить регион овощами?
Дожили: морковь стоит сто с лишним рублей за килограмм. Почему традиционный овощ стал дороже заморских бананов и ждёт ли нас осенью очередной скачок цен, выяснял корреспондент «АиФ в ВС».
Как сообщает Иркутскстат, овощи дорожают в регионе уже на протяжении нескольких месяцев. С декабря 2020 года к июню 2021 года свёкла в среднем подорожала на 44 рубля за килограмм, или в 2,2 раза, капуста - на 24 рубля или в 1,9 раза, картофель стал дороже на 27 рублей за килограмм, то есть в 1,8 раза, а морковь выросла в цене на 33 рубля, то есть в 1,7 раза. Только за месяц (в июне по сравнению с маем) цена на морковь, свёклу и картофель подскочила на 14%.
Покупатели недоумевают: неужели местные аграрии не могут обеспечить регион недорогими овощами? В Иркутской области овощи выращивают более 20 хозяйств, однако они не покрывают потребности региона в картофеле, моркови, капусте и свёкле. Поэтому на рынке прочно обосновались овощи из Китая, Казахстана или Волгограда. Они диктуют ценовую политику, с которой потом очень сложно поспорить местным фермерам.
Неспособность Приангарья в полной мере обеспечить себя овощами вызвана несколькими причинами. Одна из них - отсутствие должного количества сельхозтоваропроизводителей с замкнутым циклом производства. Для этого у хозяйства должно быть достаточно земель для севооборота, техники, семян, а также овощехранилищ, чтобы реализовывать продукцию круглый год. Другая заключается в том, что овощи проще привезти из регионов с тёплым климатом, чем вырастить тут, в Сибири, которая относится к зоне рискованного земледелия. Подчас эти риски слишком высоки и приводят к ликвидации даже самых крепких хозяйств.
Запасайтесь осенью
Владелец крестьянско-фермерского хозяйства из Усольского района Леонид Кичигин рассказывает, что к тому моменту, как в Приангарье начинают собирать урожай, на прилавках уже лежат овощи из южных регионов России. На них установлена определённая цена, под которую нашим сельхозтоваропроизводителям приходится подстраиваться.
- Как правило, местную морковь мы едим с осени и до декабря. Дальше начинается завоз, в основном из Павлодара, это Казахстан, либо из Волгограда. У нас нет крупных хозяйств с системами длительного хранения, нет больших холодильных камер. Поэтому до Нового года все стараются распродать свои местные запасы. После праздников потихоньку начинают цены подниматься. Уже к марту на прилавках лежит до 90% привозной моркови, - отмечает Леонид Кичигин.
Это первый фактор растущей цены. Во-вторых, в 2020 году по всей России был неурожай моркови. Это тоже сказалось на стоимости. Волгоград, где этого вида овощей обычно бывает с избытком, изначально повысил оптовую отпускную цену, соответственно, в Иркутскую область она прибыла ещё дороже.
- Небольшой спад начинается сейчас, когда у нас в регионе собирают первый урожай моркови. Осенью она будет ещё дешевле, но из-за сокращения производства моркови по всей России почти на 1,5 тысячи гектаров более-менее нормальная стоимость продержится недолго. Представьте, что вся область выращивает около 100 гектаров моркови, а тут по всей стране её производство сократится на 1,5 тысячи га. Соответственно, будет «просадка». Значит, зимой цены вновь пойдут вверх, - прогнозирует Леонид Кичигин.
Неутешительный прогноз подтверждают и поставщики семян: в этом году их продано на порядок ниже, чем в 2020 году. Значит, и посевная площадь уменьшилась. Поэтому Леонид Кичигин советует сделать запасы моркови осенью, если, конечно, есть где их хранить.
Поставлять картошку на чипсы выгоднее
Аналогичная ситуация с картофелем - его в этом году на российском рынке будет меньше, чем в 2020-м.
- Многие производители перешли на производство чипсового картофеля, урезав объёмы продовольственного. Хозяйства, которые сократили производство моркови, тоже переориентировались на выращивание чипсового картофеля, потому что условия его реализации гораздо выгоднее, - отмечает аграрий.
По свёкле и луку ситуация в Приангарье вообще удивительная: люди стали меньше потреблять и того, и другого. Поэтому цена на эти виды овощей повышалась не так стремительно. Однако снижение спроса может привести к тому, что в перспективе сократятся площади посадок.
В хозяйстве Кичигина выращивают около 8-9 тысяч тонн овощей: картофель, морковь, свёклу и лук. Большая часть урожая остаётся в Приангарье, около 30% уходит в соседние регионы. В этом году из-за затяжной весны посевная опоздала больше, чем на две недели, уборочная теперь, скорее всего, тоже сдвинется.
- Сейчас мы ломаем голову: то ли начать убирать урожай в стандартные сроки, то ли выйти в поле позже. И там, и там есть риски. В первом случае мы рискуем недобрать, потому что какая-то часть овощей может не успеть дозреть. Если пойдем позже, а осень будет такая, как в прошлом году, можем потерять ещё больше. Будем ориентироваться на погоду, - говорит Леонид Кичигин. - Пока она нам благоволит. Влаги в земле достаточно для того, чтобы овощи хорошо росли. Главное, чтобы за август не случилось переизбытка. Аграрии надеются получить урожай на уровне прошлого года.
Фермер из Братского района Николай Поташов также подтверждает, что вопрос ценообразования никак не зависит от местных сельхозтоваропроизводителей. Они становятся заложниками рыночной ситуации. Например, в прошлом году он не стал докапывать картофель, потому что понял, что все магазины и так им забиты. Нет смысла тратить на это силы и время. В этом году урожай картошки, кстати, ожидается хороший, поэтому насчёт подорожания переживать не стоит. Скоро цена на второй хлеб поползёт вниз.
- Зелень в этом году хорошая, лук тоже. Свёклу уже вовсю продаём. А вот капусты в Приангарье выращивают мало, только мы и ещё одно хозяйство. Поэтому она год от года становится дороже, - поясняет Николай Поташов.
По словам эксперта, ещё в прошлом году капуста стоила 12 рублей за килограмм. В этом цена доходит уже до 60 рублей за кило. Соответственно, когда урожай будет собран и продан, цены на капусту, как и на прочие овощи, тоже начнут расти.
Личный опыт
Игорь Рогов, бывший аграрий, когда-то был заместителем гендиректора обанкротившегося сельхозпредприятия, которое выращивало картофель и овощи открытого грунта под Ангарском.
- До 2014 года всё было отлично, росли посевные площади, мы постоянно приобретали новое современное оборудование и спецтехнику. Обустроили просторное овощехранилище с голландской системой климат-контроля, позволяющее хранить до 6000 тонн продукции круглый год, а также отдельное помещение с холодильными установками, вмещающее до 500 тонн моркови. Ввели цех мойки и фасовки овощей и картофеля производительностью до 8 тонн готовой продукции в смену.
Ежегодно выращивали около 5 тысяч тонн картофеля и 1,5 тысяч тонн овощей. Однако несколько неурожайных лет подряд разорили хозяйство. Доходы сократились, предприятие не могло вовремя выполнять обязательства по ежемесячным платежам (заёмные средства, налоговые платежи, электроэнергия, зарплата и т.д.). В результате - крах и банкротство.
Да, благодаря современной логистике дешевле привозить овощи из регионов с более благоприятным климатом или даже из Китая, но что будет, если, например, закроют границы? Были времена, когда затопило полстраны и поставки картофеля в регион резко сократились. Картофель стал «золотым», но мы спокойно держали цены на муниципальные заказы на протяжении полугода, не повышая их, пока ситуация не выровнялась. Это как раз яркий пример продовольственной безопасности региона.
На мой взгляд, сельхозтоваропроизводителям Иркутской области нужно в приоритетном порядке отдавать муниципальные заказы на поставку овощей в школы, детсады, больницы. Это была бы ощутимая поддержка аграриям при сбыте сельхозпродукции. Кроме того, необходима финансовая помощь на случай неурожая. Я убеждён, что сельское хозяйство в Сибири глубоко дотационное, рыночная экономика тут не работает. Поэтому задача государства - обеспечивать поддержку этой отрасли невзирая ни на что. Пока не будет разработан целый комплекс реальных мер поддержки, ситуация не изменится.
Языком цифр
По плану минсельхоза, в 2021 году в регионе должно быть произведено 350,8 тысячи тонн картофеля, 102,8 тысячи тонн других овощей. Посевные площади под картофель и овощи в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах в этом году остались на уровне 2020 года и составляют 23,7 тысячи га под картофель и 3,7 тысячи га под прочие овощные культуры.