Не тронь рыбку! За 10 дней нереста омуля возбудили три уголовных дела
С 1 августа в Байкальском регионе начался нерест омуля. За это время на браконьеров завели уже три уголовных дела. Для привлечения к ответственности достаточно даже одного выловленного хвоста. При этом ущерб за него оценивается в 7280 рублей.
Так, по одному уголовному делу рыбы наловили на 80 тысяч ущерба, по второму - на 180 тысяч, по третьему - на 218. Помимо возмещения этих сумм, конфискации орудий лова и транспортных средств, на которых велась добыча, браконьерам грозит до пяти лет лишения свободы. Правда, например, в прошлом году самым жёстким наказанием за вылов омуля были 2,5 года исправительных работ.
ОМОН уже на посту
По словам начальника отдела государственного контроля охраны водных биоресурсов и среды их обитания Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Александра Ежова, в этом году выявлять нарушителей будет проще. И дело не только в том, что, как и всегда, на помощь коллегам в Бурятию уже съезжаются рыбинспекторы из Иркутской области и Забайкалья, но и в том, что обеспеченность ведомства техникой весомо улучшилась.
- К 40 инспекторам рыбоохраны Бурятии примыкают 25-30 коллег из Забайкальского края и Иркутской области, причём приезжают они со своей техникой - скоростными катерами и автотранспортом, - уточнил Александр Михайлович. - Также всегда на усиление в период нереста прибывают около 50 сотрудников МВД, Росгвардии. Например, иркутский ОМОН на транспорте уже работает в Кабанском районе. Имеющиеся у нас 20 резиновых лодок с 50-сильными моторами мы будем запускать по протокам, которые сейчас, во время большой воды, появились у наших рек. Кроме этого из Москвы прибыли беспилотные летательные аппараты с операторами, которые ведут запись в режиме реального времени, что служит доказательной базой в случае выявления правонарушителей. Такие материалы сразу становятся основанием для возбуждения уголовного дела. Оснащение Рыбоохраны позволяет, по словам Ежова, единовременно выставлять 25 постов, в том числе жилые модули на базе отечественных авто, плюс вагончики, которые рассредоточат по нерестовым водоёмам.
За продажу тоже срок
Охрана омуля ведётся не только на водоёмах, но и в торговых точках. Как пояснил Александр Ежов, сотрудники Россельхознадзора, Роспотребнадзора и МВД проверяют места реализации рыбы. И если выявляют факт продажи нерестового омуля, то сразу же заводят уголовное дело.
- Напомню, что омуль в период нереста нельзя добывать никому, даже коренным малочисленным народам севера, которым такое право дано на остальной период, - говорит Ежов. - Поэтому, если экспертиза докажет, что с прилавка изъят именно нерестовый омуль, то это расценивается как сбыт или приобретение имущества, заведомо добытого преступным путём.
По словам Александра Ежова, особенность этого года - высокий уровень воды в Байкале и впадающих в него реках. Они разливаются, затапливая окрестности и даже населённые пункты, и смывают в воду всё, что находится на берегах.
- Против такой нечистой воды омулю идти сложно, он может зайти с озера в реку позднее обычного и просто не дойти до верхних нерестилищ, - говорит Ежов. - А ведь именно верхние нерестилища, расположенные в Монголии, где население рыбу не добывает, считаются нашей наукой наиболее благоприятным местом для вызревания икры, там это проходит очень эффективно, выживаемость икры выше. А если вода в реках высокая, да ещё и с мусором, то слабосильный омуль может остановиться здесь, на нижних районах. Поэтому мы постоянно просим увеличить сброс на Иркутской ГЭС, чтобы уровень Байкала снизился, и вода из его притоков также сошла.
Кстати
Нерест байкальского омуля проходит в реках, расположенных в Бурятии: Баргузин, Кичера, Верхняя Ангара, Селенга, в Посольском Соре на реках Култушная и Большая Речка.