С ней стремился поздороваться маршал Будённый
Главная женщина страны – так в нашей области и за ее пределами называли Героя Социалистического Труда, директора фабрики имени 8 Марта Зою Пухову. Ведь она возглавляла Комитет советских женщин.
Помогла с красным гранитом из Житомирских карьеров
Как-то мой друг и коллега Владимир Князев, в бытность свою корреспондентом газеты "Труд", приехал в родную деревню знатной ткачихи и подначил Пухову: "Зоя Павловна, вы ведь были даже председателем облисполкома – неужто не могли в своей-то деревне сделать нормальную дорогу?" Пухова только руками развела: "Да разве ж я могла на себя одеяло тянуть? В области сотни деревень еще не были благоустроены. Если бы начала со своей, люди бы решили, что я за государственный счет сделала дорогу к своей матери".
Однако когда ситуация касалась других людей, их общественных интересов, Пухова делала всё, чтобы помочь им в решении проблем. Вот что рассказывала бывшая заместитель губернатора, а ныне руководитель аппарата областного правительства Ольга Хасбулатова. Она познакомилась с Зоей Павловной в середине 1970-х и общались с ней не одно десятилетие. Связь эта не прервалась даже тогда, когда Герой Соцтруда возглавила Комитет советских женщин и переехала в столицу.
"Когда я встретилась с Зоей Павловной в Москве, увидела перед собой очень решительную женщину, которая обладает силой воли. Тогда я была заместителем председателя Ивановского горисполкома и отвечала за строительство памятника Героям фронта и тыла. Для полного завершения проекта нам не хватало красного гранита, который в то время добывали в Житомирских карьерах. Шансов попасть к председателю Совета министров Украины, чтобы завизировать разрешение, у меня практически не было. А Зоя Пухова, тогда депутат Верховного Совета, решила проблему одним телефонным звонком. После этого нас на Украине приняли как родных. Красный гранит сегодня вечно напоминает мне о Зое Павловне Пуховой. Как оперативно, без лишних слов, просто моментально она решала вопросы. Очень внимательно всегда относилась, очень ответственно. Светлый человек…" – вспоминает Ольга Хасбулатова.
Первой освоила чехословацкие станки
Зоя Пухова (Скрипкова) родилась 24 сентября 1936 года в деревне Селезнёво Нерехтенского (ныне Комсомольского) района в крестьянской семье. Отец, Павел Скрипков, погиб на фронте в Великую Отечественную войну, мать, которую Зоя Павловна всегда называла великой труженицей, поднимала четверых детей одна.
В 1951 году Зоя окончила Седельницкую семилетнюю школу и уехала искать счастья в Иваново, на фабрику имени Балашова, где окончила школу фабрично-заводского обучения и пошла работать ткачихой.
Когда на предприятии в середине 1960-х началась реконструкция, ей в числе двадцати опытных ткачих доверили освоение новых чехословацких бесчелночных автоматических станков. И Пухова первой в стране вывела их на проектную мощность, а потом довела ее до 23 тысяч уточин на станок в час (при типовой норме – 19 200). Опыт переняли другие ткачихи фабрики и выдали на-гора миллионы метров дополнительных тканей.
В одном из интервью она призналась, что всегда стремилась быть первой, как "Таня Морозова, в фильме "Светлый путь", которую с успехом сыграла прима советского кино Любовь Орлова". И надо сказать, ей это удавалось даже при двух сыновьях и заочной учебе в техникуме.
Ради взятых обязательств вышла из декрета раньше срока
Последователи Пуховой были отмечены орденами, а рекордсменке "…за выдающиеся заслуги в выполнении заданий семилетнего плана и достижение высоких технико-экономических показателей по производству тканей" присвоили звание Героя Социалистического Труда.
Об этом тогда писали многие газеты, журналы. Но, пожалуй, лучше всех рассказал о том светлом времени в жизни Зои Пуховой всё тот же Владимир Князев. Он поведал об этом устами самой героини своего очерка.
"Тогда на наше предприятие пришли новые чехословацкие станки, – рассказывала Зоя Павловна. – Вот и выбрали из нас группу молодых, но уже опытных ткачих и попросили, чтобы мы показали пример в их освоении. Ну, мы и вывели технику на проектную мощность на год раньше срока. Причем особых условий нам не создавали. Да и разве это можно на глазах многочисленного коллектива? Другое дело: мы требовали хорошей наладки оборудования, поставки сырья и материалов. Так это же нормально.
…Действительно, нелегко постоянно быть на виду. Болеть и не брать больничный лист. Бежать в туалет, чтобы избавиться от молока в груди, потому что после родов вышла на работу раньше времени. Ездить в Москву на заседания президиума, сессии Верховного Совета и всё равно выполнять "взятые обязательства". Организм устает от этих перегрузок. Но мы были воспитаны в духе соревнования и считали это необходимым. Было приятно от того, что страна знает своих героев, чтит их труд, сажает в президиумы высоких собраний, посылает за рубеж.
Над чем-то можно теперь поиздеваться. Ну, а кто сегодня знает рабочего человека?.. Теперь другие ценности. Но я уверена: это временный перекос. Во все века люди будут пахать землю, ткать, плавить металл. И во всём этом будут свои таланты..."
Просила у Гречко военных строителей
Позже Владимир Князев спрашивал Пухову, каково было ей, молодой ткачихе, общаться с первыми лицами страны – главой советского правительства Косыгиным, министрами, депутатами. Зоя Павловна сказала: "Поначалу робела, но все ко мне относились с подчеркнутым уважением. Помню, маршал Будённый вошел в зал заседаний и говорит: "Дайте мне поздороваться с ивановской ткачихой". Ворошилов тоже очень галантный был. С Косыгиным много общалась, он к нам на фабрику приезжал – очень доступный был человек и большой профессионал".
Неужели и в самом деле к голосу ткачихи прислушивались при решении государственных дел? Или это была только дань уважения к женщине?
"Когда я выступала на заседаниях президиума, в зале всегда стояла тишина. Я видела – им интересно, что скажет человек от станка, – отвечала на это Зоя Пухова. – Что понятно: в большинстве своем в руководстве нашей страны тогда люди были пожилые. Они редко выезжали из Москвы, а потому не могли достаточно хорошо знать, что происходит в областях, чем живет народ. Вот и прислушивались. Помню, когда я уже работала директором фабрики, приехала к министру обороны Гречко просить помочь военными строителями. Он связался по телефону с Косыгиным и сказал: "Алексей Николаевич, известная вам директриса из Иванова меня буквально за горло берет: дай ей строителей!" А потом, улыбаясь, ко мне: "Ну, пришлю я тебе батальон, так сама же и заплачешь потом. Ведь они, закончив служить, лучших ткачих у тебя увезут". И вскоре прислал. Мы построили лучшую в стране текстильную фабрику имени 8 Марта".
Ставка на зарубежные ткани развалила фабрику-автомат
Сегодня уже мало кто знает, что здание известного ныне ивановского торгово-развлекательного центра "Серебряный город" появилось благодаря авторитету и настойчивости Зои Павловны. Это она в бытность директором на месте старых текстильных цехов, где бастовали еще знаменитые иваново-вознесенские ткачи, заложила огромные корпуса фабрики имени 8 Марта. И построила лучшую в стране фабрику-автомат! Это было делом ее жизни. На котором уже в новые времена был поставлен крест...
"Когда в 1990-е я приезжала в Иваново, то без слез не могла пройти мимо родной фабрики, которая разваливалась на глазах, – вспоминала Зоя Павловна. – Ко мне даже рабочие делегации приезжали, просили спасти предприятие. А что можно было сделать, если при Ельцине власти сделали ставку на зарубежные ткани, одежду и многое другое из самых насущных надобностей? Вот и большую часть ивановских фабрик ликвидировали, в том числе и мою, родную..."
С 1985 по 1987 год Зоя Пухова работала председателем исполкома Ивановского областного Совета народных депутатов. С 1966 года несколько раз избиралась депутатом Верховного Совета СССР, была членом президиума. Сменила Валентину Терешкову на посту председателя Комитета советских женщин. В 1991 году ушла на заслуженный отдых.
Родина высоко оценила заслуги Зои Павловны: она отмечена не только звездой Героя, но и орденами Ленина, Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, многими медалями. Лауреат Государственной премии СССР, почетный гражданин города Иваново.
Последние годы жизни большую часть времени проводила в родной деревне Селезнёво. Скончалась 6 января 2016 года.