Как Пучежский район кормил Иваново картошкой
Не единожды переезжая на протяжении своей жизни с места на место, должен заметить, что мне всегда везло на добрых соседей. Среди них была интеллигентная, скромная семья Кочневых. Глава, Борис Филиппович, свою карьеру связал с землей. Заслуженный работник сельского хозяйства, он долгое время работал главным агрономом области. Благодаря внедрению прогрессивных технологических процессов ему удалось добиться рекордного за всю историю региона урожая зерновых – 526 тысяч тонн. 2 января Борису Кочневу исполнилось 85 лет.
С семи лет пас телят, стал старше – строил фермы
Борис Кочнев – коренной сокольчанин, родом из небольшой, но красивой деревеньки Деушиха (я знавал его маму, Анастасию Филипповну, милую, приветливую старушку). Здесь, на берегу великой Волги, прошло его детство, масштабно опаленное войной.
Потеряв осенью 1941 года мужа и отца, многострадальная семья, состоящая из четырех детей, оказалась в прямом смысле на грани выживания. Вечная труженица, мать, бескорыстная, сполна отдавшая детям любовь и душевную теплоту, целыми днями, не разгибая спины, работала в колхозе, но не могла обеспечить семью самым необходимым. Порой их даже не во что было одеть и обуть.
В долгие зимние холода в избе нередко замерзала вода. Все невыносимо страдали от голода. Как-то выручала река, где ловили рыбу, а также лес с грибами и ягодами. Но всё это не спасало. В безысходной ситуации восьмилетняя сестра вынуждена была ходить по деревням и просить милостыню.
Когда началась война, Борису исполнилось четыре года и он оказался единственным мужчиной в семье, что наложило отпечаток на многие годы вперед: страшное военное детство, голодное послевоенное отрочество и непосильный труд в юности. Крестьянский сын с ранних лет познал, что такое мучительный физический труд. Исполнял утомительные обязанности по хозяйству, в совершенстве овладев многими деревенскими умениями.
С семи до четырнадцати лет пас колхозных телят. Потом с мужчинами строил фермы. А к середине 1950-х годов, когда готовилось затопление Горьковским водохранилищем огромных территорий, вместе с сестрой-подростком выполнял опасные работы – валил лес на солидной площади.
Несладкая, суровая жизнь, с одной стороны, сделала героя моего очерка дельным, хозяйственным, расторопным, не боящимся серьезных трудностей и способным их преодолевать. А с другой – крепко ударила по здоровью, уже в 13 лет наградив язвой желудка, проблемами с позвоночником и некоторыми другими напастями, серьезно дававшими знать о себе потом.
Первыми стали собирать лен с помощью комбайнов
Незавидное положение семьи побудило Бориса Кочнева к усердию в учении. "Век живи – трудись, а трудясь – век учись", – его кредо. Зная, что в жизни ему следует надеяться только на себя, успешно учился в Дресвищенской школе. Страстно перечитал всю сельскую библиотеку. Дальше последовали восьмой-десятый классы Пучежской школы, успешное поступление в Костромской сельскохозяйственный институт (Караваево), который Кочнев блестяще окончил в 1959 году.
Получив весьма востребованную в советские времена специальность "ученого-агронома", Борис Филиппович, обладая редкой работоспособностью, честностью, жизнестойкостью, мог вполне рассчитывать на завидную карьеру, материальную независимость, возможность делать добрые дела. Так оно и вышло.
Свою трудовую жизнь Кочнев начал в совхозе "Матвеевский" Парфеньевского района Костромской области в качестве управляющего большим отделением. За новую работу взялся горячо, трудился много, азартно и плодотворно. Несмотря на молодость, за короткий срок стал в округе уважаемым человеком. В Матвеевской школе повстречал Нину Васильевну, на которой вскоре женился – в любви, мире, согласии прожили без малого 50 лет.
Далее следовала продолжительная, самозабвенная служба по любимой специальности в управлении сельского хозяйства, по существу, на родине – в Пучеже. На рабочем месте Кочнев показывался только на совещаниях да на заседаниях (сейчас, увы, такое невозможно). Свое назначение главного агронома он видел в непосредственном присутствии на земле. В процессе живого, упорного труда изучил не только все колхозы, но и каждое поле, которое неоднократно посетил, разъезжая по району на своем москвичонке и оказывая реальную помощь председателям и агрономам хозяйств, за что те ему, знающему и заботливому специалисту, были много благодарны.
Первыми в области пучежане стали убирать лен-долгунец комбайновым способом, отказываясь от ручного труда. За внедрение прогрессивных технологий Бориса Кочнева наградили почетной грамотой Минсельхоза РСФСР.
Район собирал самые высокие в области урожаи льна и картофеля. В 1973 году вышло 52 тысячи тонн второго хлеба. При этом тот год в целом по региону выдался неурожайным – всю зиму пучежане кормили картофелем областной центр. Для сравнения, в 2021 году во всём регионе собрали 15 тыс. тонн.
Зерна получали в пять раз больше, чем сейчас
Это, конечно, заметили в руководстве области – в 1974 году Кочнева пригласили в управление сельского хозяйства, где он до конца своей емкой трудовой биографии поработал на разных должностях, опять-таки непосредственно связанных с землей. В Иванове продолжилась его активная, кипучая агрономическая жизнь. Борис Филиппович по-прежнему много где бывал, изучал и заимствовал передовой опыт работы с землей, распространял его у себя в области.
Благодаря внедрению прогрессивных технологий в 1979 году Ивановская область собрала рекордный урожай зерна – 526 тысяч тонн. Таких цифр больше не достигали (сейчас регион собирает немногим более 100 тысяч). Главного агронома управления сельского хозяйства вновь наградили министерской грамотой. Площадь пахотных земель в области в те годы превышала 602 тысячи гектаров (сейчас – 240 тыс.).
Плодоносит каждый сантиметр дачного участка
Однако в 1997 году, когда исполнилось шестьдесят лет, Борис Кочнев вопреки уговорам и увещеваниям ушел на пенсию: не мог далее лицезреть, как на его глазах в области беспрепятственно зарастали диким лесом, сорным чертополохом, ядовитым борщевиком тысячи гектаров плодородной земли.
Но уволился не на беззаботный отдых, а к новому труду. Имея завидный опыт эффективного выращивания картофеля, овощей, фруктов и ягод, он решил заняться производством продукции на личных "шести сотках". И в этом немало преуспел – не только в конечном продукте, который у него произрастал буквально на каждом сантиметре небольшого участка, дававшего хозяевам прибыль, какую можно получить лишь со значительных площадей. Славились в округе саженцы, которые бывалый агроном выращивал и которыми обеспечил многих земляков.
Секреты своего мастерства специалист, не тая, зафиксировал в целом ряде публикаций, в свое время доступных тем, кто этим интересовался.
Правильная трудовая жизнь – лучшая страховка для старости. Но судьба распорядилась по-своему. В 2007 году скоропостижно скончалась верная спутница жизни Нина Васильевна, что стало для Бориса Филипповича сокрушительным ударом. И если бы не сильный, закаленный еще в молодые годы характер, потрясающая воля к жизни, надежная генетика, вряд ли бы он эту трагедию пережил.
"Оберегая слезы" детей и внуков
"Жизнь проигрывает тот, кто не подготовил себя к старости", – фраза знаменитой француженки Коко Шанель. Борис Филиппович сделал всё, чтобы накатывающуюся старость встретить во всеоружии. Имеет активную жизненную позицию и стремление к личной независимости, в почтенном возрасте ведет здоровый образ жизни.
Конечно, старость – не радость. Для многих это однообразное, тусклое, уединенное существование, постоянно хмурое настроение. Порой грусть посещает и нашего соседа. Но только порой. Обычно же мы видим этого моложавого, обходительного, сильного мужчину в делах, в движении, куда-то спешащего, летом чуть ли не ежедневно стремящегося к земле или в лес.
Борис Филиппович много и жадно читает, его живо интересует происходящее в стране и городе, на всё у него своя точка зрения. Он, как и в молодые годы, приятен, галантен и красноречив, позитивно мыслит. Поддерживает близкие отношения с бывшими коллегами и друзьями.
Старость – время, когда можно пожить для себя. Но не таков мой сосед. У Пифагора есть мудрые слова: "Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле". Не уверен, знает ли Борис Филиппович это изречение, но то, что его придерживается, точно. Вследствие чего немалую часть своей пенсии без какого-либо сожаления и грусти то и дело отдает взрослым детям и внукам, при этом зримо экономя на многом. Благородный и великодушный, он по-другому не может, чем и счастлив. Воистину, счастлив тот, у кого совесть спокойна. Так и наш герой: привык всю жизнь делать добро, продолжает это и теперь…