Тайны нижегородского озера Текун
Секреты торфяного озера пытались узнать ивановские биологи и журналисты
Легенды утверждают, что в этом озере, что за Волгой, поблизости от границы трех областей – Ивановской, Костромской и Нижегородской, утоплены несметные богатства, награбленные одной из разбойных банд. Долгое время преступники укрывались там от властей, даже построили крепость.
Провалиться в воду среди… сосняка
Автору этих строк долго не удавалось побывать в тех местах. Но вот как-то приехав в Сокольское в командировку (район тогда еще входил в состав Ивановской области), решил: не уеду, пока не увижу озера. О чем и объявил тогдашнему председателю райадминистрации, давнему другу Юрию Таралину.
"Как ни странно может показаться, я тоже не был на этом загадочном водоеме, – признался он. – Придется брать нам попутчика, Николая Григорьевича Белова. Он местный старожил, дорогу покажет".
Предложение оказалось более чем кстати. Захватив в поселке леспромхоза Лесная дача Белова и повернув с большака на узкую лесную дорогу, вскоре встали перед выбором – куда ехать? Николай Григорьевич уверенно показал направление. Но тут же предупредил, что едва ли доедем до места – в отдельных лесных низинах может не пройти и вездеход.
Так, в общем, и вышло: в очередной раз с трудом вытащив машину из трясины, решили не искушать больше судьбу и добираться пешком. "Сейчас идите особенно осторожно, – посоветовал попутчик, – можете провалиться в озеро". Мы переглянулись: уж не придумывает ли Белов небылицы, ведь кругом сосняк, торчали пни сгнивших деревьев.
Однако примерно через сотню шагов один из нас оказался погруженным чуть ли не по грудь в мох, через который сочилась коричневатого оттенка вода. Еще большим доверием прониклись к попутчику, когда увидели перед собой сравнительно обширную водную гладь и плавающие острова.
"А вот это, считай, центр озера Текун, – сообщил Николай Белов. – По всей видимости, его зеркальная гладь когда-то простиралась на километры. Но постепенно оно сузилось вот за счет этих самых дрейфующих коч (островков)".
Берега в обычном понятии этого слова не было. Там, где кончался мох и начиналась вода, глубина водоема достигала без малого 11 метров. Неосторожный ныряльщик мог оказаться под тем же моховым покрывалом.
С длинными шестами мы обошли значительную часть водного зеркала – пытались найти следы каменки, проложенной, как говорят, через глухомань к водоему. "Не тут ищете, – опять вмешался в наши нехитрые исследования Белов. – Я же говорил, что озеро само себя съедает. Нужно искать на значительном расстоянии от открытой воды".
Идем назад, но уже с предельной осторожностью. И чудо – наконец, ощущаем твердую почву. "Это и есть начало каменки, – объясняет Николай Григорьевич. – Если разгребете землю, увидите булыжник". И действительно, под нами была мостовая. Можно было предположить, что ее проложили через низину в этом месте к самой воде. Но когда и для чего?
Логово разбойников выдала жена убитого купца
Чтобы попытаться найти ответ на этот вопрос, мы решили встретиться с местными старожилами. Вначале побывали в небольшой, в пять дворов, деревушке Ильинке, потом в поселке Новая Шемоха. Добрались и до Сафроновой Пожни. Перед нами прошла целая группа старцев – Сергеев, Емельянов, Богомолов…
Их обобщенный рассказ об озере Текун сводится к одному: на нем прятались разбойники, промышлявшие на Волге и по ее берегам. Завидев добычу – купеческое суденышко – неожиданно нападали, награбленное сгружали в свои быстроходные лодки и уносились на них в приток Волги – Унжу, из нее по протокам (в настоящее время они пересохли) в озеро Текун. И поминай как звали.
Упоминались и главари, атаманы разбойников. Один из них – по прозвищу Фатеич. И якобы именно силами его братии и было сооружено на озере Текун что-то вроде крепости с оборонительными стенами и двумя башнями.
Не один год служила эта крепость для Фатеича и его банды надежным укрытием, пока не открылась властям. Виной этому стала жена одного из богатых нижегородских купцов. Сам он погиб при отражении нападения разбойников, а его суженая досталась атаману. Увидев ее кроткость, статность и красоту, Фатеич не стал насильничать, а, одарив золотом, отпустил, надеясь на новые встречи. И действительно, через какое-то время стал тайно к ней наведываться. А когда почувствовал, что молодая женщина к нему вроде неравнодушна, увез ее на озеро Текун. Чутье на сей раз подвело атамана: купчиха оказалась в сговоре с властями, решив отомстить Фатеичу за своего мужа.
Вскоре крепость окружили войска. Видя бессмысленность сопротивления, Фатеич решил незаметно улизнуть от карателей. Это, конечно, не входило в планы жены купца: улучив удобный момент, она выхватила пистолет у одного из бандитов и выстрелила. Плывущих сразу заметили и открыли ураганный огонь.
Фатеич понял, кого пригрел на своей груди. Связав женщине руки и воткнув в рот кляп, подтянул ее к воде, а потом и сундуки с ценностями. "Смотри, красавица, я хотел отдать тебе и себя, и это золото. Но ты меня отвергла, предала, так возьми хоть сокровища", – с этими словами атаман столкнул в озеро сундуки, а за ними еще недавно так желанную женщину…
Спасся ли Фатеич? Да был ли он на самом деле или это просто легенда? Старики так толком и не ответили.
Анализы определили повышенное содержание серебра
А что знают об озере и историях, связанных с ним, наши краеведы? Одним из первых "открыл" его для массового читателя бывший ответственный работник облисполкома Иванов. В более поздние годы писал об озере и известный в Сокольском журналист Гольтяков.
Немало сил и времени затратил на поиск истины большой знаток заволжского края и любитель природы, житель Сокольского Кожохин. По его инициативе в августе 1989 года озеро обследовала группа студентов биофака Ивановского госуниверситета под руководством кандидата биологических наук Шилова. Они представили обширный материал по растительности берегов загадочного водоема и анализов его воды, которые показывают в ней повышенное содержание серебра, залежей которого не отмечают нигде поблизости.
Исследователи представили обширный материал по растительности берегов загадочного водоема и анализы его воды.
Параллельно с Кожохиным вел поиск и автор этих строк. Удалось узнать, что в Костромском архиве хранился богатый материал о Высоковском Успенском мужском монастыре, который был основан в 1784 году – он находится в 30 километрах от озера Текун. Но в Костроме ждало разочарование: архив сгорел. Не удалось найти ничего сколько-нибудь интересного и в Ярославле, Иванове, Владимире.
Не опустить руки помог бывший секретарь областной журналистской организации Александр Тарасов. В конце 1950-х – начале 1960 годов он возглавлял партийную организацию Сокольского района, неплохо знал тамошние места. И вот как-то рассказывая о неизвестных заимках (оказывается, в заволжье такие были даже в советское время) и об их обитателях – староверах и преступных элементах, он стал перечислять "сокольских знаменитостей" всех времен.
"Но ведь в большинстве своем это всё герои из легенд…" – возразил я. "Почему? – не согласился Александр Фёдорович. – Я сам читал, к примеру, об атамане Фатеиче или в какой-то книге, или на стенде музея…" Конкретного источника Тарасов назвать не смог, но подарил мне надежду.
За поимкой атамана следил Павел I
Я с удвоенной энергией продолжил поиск. В первую очередь решил побывать во всех музеях районных центров Поволжья, в пределах нашей и соседних областей. И сразу же – удача: о Фатеиче нашел упоминание в Нерехтском музее.
Его сотрудники дали справку о грозном атамане. Родился в селе Осеново Ярославской губернии. Назван Иваном. Разбойничий отряд сколотил вместе с дружком Рулецким. Особую силу набрал в конце 1790-х, когда крестьяне массово выражали недовольство своей жизнью.
Банда действовала не только в Нерехтинском уезде, но и в Костроме, Ярославле, Шуе, Владимире. Как правило, грабили и жгли помещичьи усадьбы, крепостные предприятия, дома управляющих. Атаман имел поддержку и сочувствие у бедноты и даже у некоторых священнослужителей.
О делах Фатеича был наслышан император Павел I, на разгром отряда атамана неоднократно посылались роты солдат. Но он, казалось бы, был неуловим. Пойман только в 1800 году в Плёсе. Вместе с Рулецким его судили вначале в Нерехте, а потом в Костроме и обоих приговорили к каторжным работам. Были осуждены также соучастники и укрыватели.
Сведения более чем скромные. Но и они кое на что проливают свет. Если разбойники Фатеича действительно скрывались на озере Текун, то скорее всего именно они могли проложить каменку, потому что в России только к этому времени начали мостить дороги камнем. Потом, судя по справке, Фатеича арестовали в Плёсе одного, когда отряд его был в основном уничтожен. Так вот, не на озере ли Текун?
Водоем еще скрывает немало тайн, а значит, поиск истины продолжается.