Фермер, вдохнувший жизнь в умирающую деревню
Почти 20 лет назад в КФХ "Центурий" сожгли овчарню Шавката Тухтаева с отарой животных, но трудолюбивый крестьянин и его братья преодолели эту беду
Животновод пробовал заниматься даже льном
Страшный пожар в деревне Вишня Лухского района произошел 1 мая 2007 года. Погибли 150 овец, 5 коров и 5 телят. Как установило дознание, это был поджог, но злоумышленников не нашли. Хотя недовольные появлением в глубинке энергичного и непьющего выходца из Узбекистана были.
Потом фермера пытались оштрафовать за неправильное в спешке захоронение туш сгоревших овец, еще через несколько лет предъявили санкции по другому поводу. Но хозяйство "Центурий" удивительным образом развивалось, стало многопрофильным – даже льном и картофелем какое-то время занимались. Уже много лет это одно из крупнейших КФХ в районе, обладатель гранта "Семейная ферма".
СПРАВКА. В 2020 году Шавкат Тухтаев стал обладателем гранта "Семейная ферма" на 3,5 млн рублей. На эти средства он приобрел борону за 1,6 млн и стройматериалы для возведения металлокаркасного сооружения, где на площади 700 квадратных метров продолжил содержать и разводить абердин-ангуссов. За период деятельности фермер создал четыре рабочих места. Сегодня в двух районах у него 876 гектаров в собственности, 1500 – в аренде. Имеется 130 голов КРС мясного направления.
А сегодня фермер уверенно осваивает площади в Вичугском районе, где содержится на выгуле стадо мясных коров абердин-ангусской породы и строится новая ферма.
"Родился я в Узбекистане, – рассказывает Шавкат Тухтаев. – Отца не стало, мама – русская, из Луха, – переехала на малую родину. Мы всегда серьезно занимались животноводством, так что это дело для меня с детства новшеством не является. В Ивановскую область я приехал поступать в вуз, но окончил СПТУ в Лухе. Затем была армия. Вернулся на малую родину мамы и продолжил работу на селе. Позднее получил все-таки высшее юридическое образование. Оно стало подспорьем к моей задумке организовать свое дело. В Лух приехали и двое моих братьев. Здесь мы уже создали свои семьи, растим детей – как говорят, пустили корни".
Братья-фермеры в лесу на выгуле абердин-ангуссов.
Создал мясной кооператив на два района
Главная база фермера находится в деревне Оношково Лухского района, основное направление – животноводство. По количеству мясных бычков это второе хозяйство в районе после "Порздней".
В собственности 750 гектаров пашни. Выращивают пшеницу, овес, горох, кормовые культуры.
Дополнительно в 2019 году Шавкат Тухтаев начал осваивать площади и в Вичугском районе. Администрация выделила ему бывшее здание ФАПа, помогла с обустройством, в частности, с подведением электричества.
В деревне новоселов приняли доброжелательно. Местные жители устраиваются к нему на работу: механизаторами, слесарями.
Заговорили в области о Тухтаеве после того, как он начал реализацию проекта мясного потребительского кооператива. Организованный им "Лухский мясной", писала "ИГ", объединяет 11 лухских и вичугских хозяйств.
Фермер – лидер района по освоению пустошей, распахавший за последние годы около тысячи гектаров. Много писали в местных СМИ и о его стремлении сделать ставку на новую технику. Парку Тухтаева может позавидовать любое среднее коллективное хозяйство.
КОНКРЕТНО. Уже четыре сезона в КФХ Тухтаева работает трактор "Ростсельмаш 2375", выпущенный в 2020 году. Он активно задействован в обработке залежных земель и подготовке почвы для посадки зернобобовых культур. В этом году по лизингу приобрели "Кировец". В хозяйстве внедрена система автоуправления: она освобождает механизатора от рутинного процесса управления техникой.
От одного села остались три дома, от другого – лишь кладбище
На днях я побывал в деревне Жирятино Вичугского района, на той самой второй площадке КФХ. Это бывшее отделение совхоза "Восток".
Вичугская земля и в советское время считалась "ямой", отличалась низкими глинистыми почвами и мизерным урожаем. А после развала АПК во время дикого рынка вичугское село – Жирятино не исключение – обезлюдело. Никакой социальной инфраструктуры. Здесь всего десять домов. Но по дырявой асфальтовой дороге до шоссе на Семигорье еще можно проехать, потому люди ведут здесь свое ЛПХ.
Шавкат Тухтаев выглядел очень усталым. "С утра с братом Шарифом, он сейчас главный в Оношкове, пахали зябь, – рассказал фермер. – Рядом идет стройка новой фермы – там тоже дел много. Трактора к зиме потихоньку готовим. А тут еще и бумагами приходится заниматься. У нас ведь нет никакой "конторы".
Братья показали зерносушильный комплекс, который уже стал тесен – нужно строить новый. На внедорожнике прямо по полю с пожухлой травой поехали к стаду абердинов.
"Это бывшая пустошь, земля сейчас отдыхает: будем сеять кормовые, – комментирует Шавкат. – Ферме в Оношкове не хватает кормовых площадей. Приходится возить рулоны из Жирятина, а это накладно. Здесь всё кругом зарастало кустарником, пока мы не взялись распахивать пустоши. Это поле, по которому едем, и соседние – земли бывших деревень Шохомская, Захариха, Мотохино. В Мотохине осталось только кладбище. В Степанихе – всего три дома. Мы в 2019 году пришли в Вичугский район, и Жирятино ожило. Местные стали дома ремонтировать. Коров больше появилось. Вон видите – пастух: мы разрешили на нашей земле выпас вести. Надо дружно с соседями жить".
По пути на выгон чуть не застряли в болотном урочище. Здесь всегда вода стоит. Так и вспомнилось, что вичугская земля низинная, ямистая.
Лоси и кабаны не боятся даже тока
Черные абердины миролюбиво смотрели на нас в леске. Но близко не подошли. Выгон огорожен электропастухом. Иногда, говорят хозяева, его прорывают, несмотря на ток, лоси и кабаны.
"До зимы скотина здесь на выпасе. Привозим им сено, соль даем. А вода недалеко в озерке", – подключается к разговору брат Шариф.
Фермеры рассказали, что мясомолочное направление себя оправдывает. Но мраморной говядиной они пока не занимаются. Реализуют молоденьких телят на разведение. Как таких красавцев взрослых самок и быков – на мясо? Хотя убойный пункт в Оношкове несколько лет назад построили.
Из-за спора приостановили строительство зернового ангара
Интересы КФХ Шавкату Тухтаеву приходится отстаивать и в судебных спорах. В прошлом году выиграли дело против местных приставов, заблокировавших счета из-за долга, которого, как оказалось, не было.
Сейчас идет спор с крупной компанией, пришедшей в Лухский район и претендующей на пашню в Оношкове. Кстати, поэтому и корма пока возят из Вичугского. И строительство зернового ангара приостановили. Вдруг придется перевозить коров из Лухского района на новую ферму, которую строят всё лето. Надежда, говорит фермер, на досудебные переговоры с компанией за круглым столом в рамках инициативы "Народного фронта". Всего-то 100 гектаров просит КФХ оставить хозяйству.
Приостановились и планы открытия в Каменке мясоперерабатывающего завода на кооперативных паях. Члены кооператива их отложили на перспективу, хотя идею Тухтаева поддерживают.
Нелегко фермерским хозяйствам конкурировать на рынке. "Без финансовой государственной поддержки им не выжить, – размышляет Шавкат. – Мы ее получаем, но нужны не только финансовые меры. Ведь фермерские хозяйства дают рабочие места и жизнь деревне".
Позитив в непростой ситуации фермеры черпают в своей семье. Жена Шавката Ольга учительствует в Лухской школе. Здесь же учатся обе дочки, Милена и Александра. У братьев дома тоже всё хорошо: дети растут и радуют. Ради них и живут.