«Молодёжи здесь делать будет нечего»
Перечень профессий, которые давали колледжи Качканара, скукожился, а филиал радиоколледжа им. Попова вообще хотят закрыть 33 года назад, в 1990 году, в Качканаре открылся филиал Уральского радиотехнического колледжа им. А. С. Попова. Молодежь, не желающая покидать пределы родного города, или не имеющая для этого возможности, могла выбрать себе для обучения филиал радиоколледжа. Сейчас остро встал […]
Перечень профессий, которые давали колледжи Качканара, скукожился, а филиал радиоколледжа им. Попова вообще хотят закрыть
33 года назад, в 1990 году, в Качканаре открылся филиал Уральского радиотехнического колледжа им. А. С. Попова. Молодежь, не желающая покидать пределы родного города, или не имеющая для этого возможности, могла выбрать себе для обучения филиал радиоколледжа.
Сейчас остро встал вопрос о закрытии этого филиала в Качканаре. В 2020 году в образовательном учреждении сменилось руководство, которое взяло курс на закрытие филиалов в провинции, в малых городах. Последний набор студентов в Качканаре проводили в 2020 году. В 2021 и 2022 годах набора уже не было.
В лучшие годы при полном наборе в качканарском филиале радиоколледжа обучалось по 250 человек. Сейчас, когда набор прекратили, там учится 112 человек.
Колледж имени Попова готовит здесь специалистов по следующим направлениям: компьютерные системы и комплексы, банковское дело, операционная деятельность в логистике, право и организация социального обеспечения.
Это проблема города
— Я уверена, что это даже не наша проблема, сотрудников филиала, а проблема города Качканара, — говорит руководитель качканарского филиала колледжа Попова Наталья Гайгыр. — После выпуска в этом году у нас останется только три группы студентов, которые нужно будет выпустить, и, как мы понимаем, филиал закроется. Мы в прошлом году обращались с этой проблемой к главе Андрею Александровичу. Ладно, руководство в Екатеринбурге не понимает, как важно профессиональное образование в малых городах. Но здесь-то должны понимать.
В 1990 году в Качканаре было шесть профессиональных учебных заведений: КЦО «Урал», 92-е училище, 87-е училище, ВПУ №4, где готовили кондитеров и швей, филиал строительного техникума и наш филиал.
Если наше учебное заведение закроется, в городе останется только горнопромышленный колледж. У них сейчас всего пять специальностей: сварщик, машинист, экскаваторщик, слесарь, крановщик. В городе останутся только спортивные дворцы, они, видимо, будут работать для пенсионеров. Потому что молодежи здесь делать нечего. Учиться негде.
Когда мы разговаривали с Андреем Ярославцевым, он нам сказал, что профессии, которые есть у нас, отлицензируют в КГПК, но прошёл год… На сегодняшний день поваров они не отлицензировали, автомехаников тоже, компьютерщиков — тем более. Вот сейчас мы выпустим группу, потом еще одна компьютерная группа выйдет и всё. В Качканаре по IT-специальности вообще не будут готовить. Библиотеки, детские сады, школы, налоговая и другие бюджетные учреждения — у них всё время потребность в системных администраторах. Те студенты, которые у нас выпускаются, идут туда работать, год-два набираются опыта и уезжают в Екатеринбург.
Дальше приходят следующие. В нашем филиале помимо качканарских ребят учатся иногородние, много из Пермского края, из Новой Ляли. И некоторые из них оставались в Качканаре. А если сейчас не будет учебного заведения, вся молодежь поедет в другие города получать образование, а обратно специалисты вряд ли вернутся.
На многих предприятиях работают наши студенты. И многие спрашивают: а правда закрывается филиал? Закрыть недолго, потом открывать сложно.
Какие перспективы у молодежи?
Наталья Гайгыр напоминает, что была программа развития профобразования в городе, выстроена дорожная карта. Евраз, администрация Качканара, Министерство образования, губернатор Куйвашев участвовали в принятии соглашения построить в помещении КЦО «Урал» центр профкомпетенций в формате WorldSkills. Разговоры о его открытии идут с 2020 года.
Кроме всего прочего, по словам Натальи Александровны, планировалось, что радиоколледж из здания бывшего детского сада переедет в обновленный КЦО «Урал», благо — площади здания позволяют.
— Мы могли бы работать совместно с КГПК. Вы ведь понимаете, какая сейчас проблема с преподавателями, — говорит Наталья Гайгыр. — Где потом найти преподавательский состав? Если нас закроют, преподаватели уйдут, устроятся по предприятиям, а потом где их взять?
А что же руководство колледжа, обитающее в Екатеринбурге, думает по этому поводу? По словам Натальи Александровны, разговор с руководством был, но безуспешный. Новый директор считает, что чем меньше филиалов, тем меньше работы. Он не понимает, как важно профобразование в отдаленных от центра городах. А ведь по статистике, 60 процентов абитуриентов выбирают те учебные заведения, которые ближе к дому.
Главная проблема, которая волнует Наталью Гайгыр, какие перспективы остаются у качканарской молодежи? Куда дети пойдут учиться? Она даже готова на слияние с КГПК, лишь бы там были необходимые профессии и сохранён преподавательский состав.
Глава должен быть заинтересован
— Мы ждем предложений от города, от главы. В первую очередь администрация и глава должны быть заинтересованы в этом вопросе — наличия профессионального образования в городе, — говорит заведующая филиалом. — Не будет молодежи, не будет и работников на предприятиях.
Молодежь уедет, кто в городе-то останется? Итак население города уже сократилось до 35 тысяч человек. Знаю, что многие студенты в Тюмень уезжают. Это большой город, там есть работа.
Кто здесь будет работать системными администраторами в бюджетных, например, учреждениях? Я сомневаюсь, что сюда приедут специалисты из Тагила или Екатеринбурга.
Вот, например, в этом году мы тоже не набираем студентов, КГПК набирает на четыре профессии максимум 100 человек. А остальные куда? Разъедутся все.
Директор КГПК Анатолий Белан обещал еще в 2021 году, что получит лицензию на обучение компьютерщиков. По сей день лицензии нет. Почему они не лицензируют — я не знаю.
Нам звонят родители, спрашивают, беспокоятся: «Что будет с нашими детьми? Смогут ли они доучиться?». Мы их, конечно, не выгоним, в крайнем случае, их в Екатеринбург пригласят.
Другие звонят: «Почему вы набор не делаете?». А потому, что у нас нет разрешения, приказа нет.
У меня предложение — пока нет возможности провести лицензирование наших специальностей в КГПК, нам продолжать работать, чтобы не потерять молодежь и педагогический состав. Город итак потерял много учебных заведений.
100 бюджетных мест КГПК
Качканарский горнопромышленный колледж планирует приём абитуриентов на 2023-2024 учебный год по следующим специальностям:
— Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки),
— «Открытые горные работы» (квалификация: горный техник-технолог
— слесарь по обслуживанию и ремонту оборудования),
— Обогащение полезных ископаемых (квалификация: техник — машинист конвейера, сепараторщик, дробильщик),
— Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (Техник — электрослесарь по обслуживанию и ремонту оборудования).
Всего на бюджетные места КГПК готов принять 100 человек.
Решается на областном уровне
В администрации ситуацию видят так, что колледж Попова должен уйти под крыло КГПК. Только в самом радиоколледже об этом почему-то не знают.
— Все востребованные специальности и преподавателей Качканарского филиала Уральского радиотехнического колледжа им.А.С. Попова предполагается сохранить. Это учреждение и Качанарский горнопромышленный колледж находятся в подчинении Министерства образования Свердловской области. Поэтому все вопросы по преобразованию решаются только на областном уровне, — прокомментировал ситуацию глава Андрей Ярославцев.
***
Уже сейчас на комбинате встаёт вопрос о нехватке специалистов и элементарно рабочих рук. С такой тенденцией к сокращению профобразования в городе скоро может наступить острый дефицит квалифицированных кадров, которые готовы работать в Качканаре, а не ехать покорять крупные города.
Юлия Кравцова