Да здравствуют прекрасные страницы
Достойных книг, воспитывавших нас! 31 июля – день вспоминания любимых книжек
Эти строки из стихотворения каширянки Марии Гореловой сегодня, в День вспоминания любимых книжек, звучат как призыв к действию. Хочется отложить все дела и посвятить время любимому занятию – чтению.
В 2006 году группа любителей чтения из Амстердама зарегистрировала как официальный в своей стране праздник День вспоминания любимых книжек. Вскоре этот день книгочеев распространился по всему миру, и теперь 31 июля во многих странах проходят книжные ярмарки, авторы презентуют свои последние творения, в библиотеках проводят коллективные чтения любимых книг.
Но вспомнить любимые книжки можно, не только перечитав их. Вот и давайте проведем этот день так, чтобы быть похожими на любимых книжных героев. Хоть немного, хоть в чем-то. Как? Встав утром, уберем свою планету, как Маленький принц. Вкусно завтракая, сочиним новую забавную шумелку, как Винни Пух. Приведя себя в порядок, станем самим совершенством, как Мэри Поппинс. И пойдем дилекторствовать, то есть присматривать за всеми вещами в мире, как озорная Пеппи Длинныйчулок. Надо спешить! Ведь хочется еще успеть познакомиться с Дюймовочкой, заглянуть с Алисой в кроличью нору…
Ну а если всерьез, то мыслящего человека во многом формируют книги, которые он прочел. Ведь, проживая чужие страсти, преодолевая придуманные трудности, выплакивая «невидимые миру слезы», мы во многом готовимся ко всему такому своему, учимся и становимся лучше.
Радостно, что читать постепенно становится даже модно. Ведь выросло, увы, не одно поколение, для представителей которого взять в руки книжку – наказание. Но сегодня мы предоставили слово не им, а тем, для кого пара сотен страниц в день – это норма.
Сергей Коваль, ветеран Каширской ГРЭС:
– Я всю жизнь читаю и собираю книги. У меня большая домашняя библиотека, включая двести томов Библиотеки Всемирной литературы. Но любимой книги нет. У меня были в разном возрасте, скорее, любимые авторы и темы, отвечающие в тот момент моим интересам и увлечениям. В детстве это Джек Лондон, Жюль Верн, Майн Рид, Гржимек. В юношестве Сент-Экзюпери, Ильф и Петров, Чехов, Леонид Андреев, Куприн, Гоголь. Далее по жизни – Булгаков, Ремарк, Моэм, Хэмингуэй, Фейхтвангер. Но по общечеловеческому звучанию и философской глубине я и сейчас выделяю для себя две книги: «Маленький принц» Экзюпери и «Мастер и Маргарита» Булгакова.
В сказке для взрослых – простые истины, без которых не бывает настоящей жизни. Она о том, что необходимо постоянно бороться со всем темным в себе, иначе лень и плохие мысли быстро захватят твое жизненное пространство. Ну и, конечно: «мы в ответе за тех, кого приручили», как бы это ни меняло твою жизнь; и «самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце».
Книгу «Мастер и Маргарита» надо читать несколько раз за жизнь. И каждый раз в этой мистической, но такой земной книге открываются новые истины про добро и зло, спокойно уживающиеся в одном человеке. Для меня эта книга о том, что любой поступок не остается без последствий. О том, как легко потерять личность, если слепо следовать неким установленным порядкам. И о том, что каждый человек имеет право на прощение и любовь.
Для меня обе эти книги – размышления о человеческой сущности. Почитаешь, взглянешь на себя – и что-то подкорректируешь в своей жизни.
Елена Шубина, библиотекарь:
– Чтение давно стало неотъемлемой частью моей жизни. Читаю много. В ходу одновременно несколько книг. Утро начинаю с чашечки кофе и Михаила Зощенко: полчаса непрерывного смеха – неплохое начало дня. Язык Зощенко великолепен, с его особенной разговорной конструкцией, неправильными грамматическими формами, интонациями, выражениями и оборотами. Замечательный комический слог! А ситуации, в которые попадают его герои, прямо-таки списаны с сегодняшнего дня.
«Триумфальную арку» Ремарка первый раз прочитала лет тридцать назад, а в очередной раз перечитала недавно. Ощущения те же: красивый, пронзительный, сильный роман. В юности в творчестве Ремарка привлекала приключенческая романтика, любовь, страсть. Сейчас – знакомые общечеловеческие дилеммы.
Кстати, всегда читаю с карандашом в руке, отмечая на полях понравившиеся цитаты, чтобы можно было вернуться и перечитать. Поэтому мои домашние книги «разрисованы». Есть такой грех, каюсь.
Весной, ближе к Дню Победы, как правило, перечитываю военную прозу. Люблю Даниила Гранина «Мой лейтенант», Григория Бакланова «Мертвые сраму не имут». Книги о войне учат ценить жизнь.
Из современного: «Не чужая смута» Захара Прилепина, книга почти в 700 страниц, была проглочена мною за пару дней. Почему люди не учатся на своих ошибках? Почему смакуют ненависть? Острая, живая, горячая публицистика. Не оставляет равнодушным, отзывается внутри, как будто пытается разбудить: просыпайтесь, просыпайтесь, а то все проспите. К слову, тоже вся исчеркана карандашом…
Александр Горелов, каширский краевед:
– Сколько себя помню, меня всегда окружали книги. Множество больших и маленьких томиков нашей домашней библиотеки. Чтение и разглядывание картинок в альбомах по искусству было любимым занятием с раннего детства. Это от матери, вечная ей память!
Мне не было и шести лет, когда самостоятельно прочитал «Приключения барона Мюнхгаузена». Открылся новый призрачный мир со своими героями – мир книг! Дальше новые знакомства: Робинзон Крузо Даниэля Дефо, Айвенго Вальтера Скотта, капитан Немо и Паганель Жюля Верна, Дон Кихот и Санчо Панса Сервантеса, Ассоль Александра Грина…
Вступив во взрослую самостоятельную жизнь, стал больше интересоваться литературой психологического плана, исследованием взаимоотношений между людьми. В русской классике: Чехов, Достоевский, Гоголь, Леонид Андреев, Лесков, Куприн. В зарубежной: Диккенс, Бальзак, Томас Гарди, Эмиль Золя, Голсуорси, Хэмингуэй, Ремарк. Горжусь тем, что жил в одной стране и в одно время с умнейшими людьми и буквально «из-под пера» ловил их произведения: Фазиль Искандер, Василий Шукшин, Юрий Пиляр, Владимир Войнович, Булат Окуджава, Владимир Солоухин, Валентин Распутин, писатели-фронтовики Виктор Некрасов и Виктор Астафьев.
Счастлив, что дожил до времени, когда стал доступен доселе неизвестный целый пласт замечательной литературы русского зарубежья: Иван Шмелев, Нина Берберова, Борис Зайцев (кстати, наш земляк), Юз Алешковский, Юрий Галич, Гайто Газданов, Марк Алданов и многие, многие другие. Читай и радуйся! И как же здорово, что из небытия вернулась проза Варлама Шаламова, Юрия Домбровского, Пантелеймона Романова, Михаила Булгакова, Андрея Платонова, и мы заново знакомимся с нашей непростой историей.
Не могу представить свой дом без книг. Без этих «вечных спутников» было бы просто скучно жить! А сколько открытий?! Вот, скажем, актер театра на Таганке Валерий Сергеевич Золотухин. Кто ж не знает его Бумбараша? Так вы почитайте его рассказы или дневники. Оторваться невозможно!
Светлана НИКИФОРОВА