Дрожит земля под тяжестью орудий…
Черчилль поздравляет с Днём Красной Армии, скрывая растущую тревогу по поводу её успехов на востоке Германии
«РТ» публикует историческую хронику последних месяцев Великой Отечественной войны. В ней можно ознакомиться с событиями, происходившими на главных направлениях войны в эти дни ровно 75 лет тому назад. В наших публикациях используются материалы «Красной Татарии», сводки Совинформбюро, исследования историков. |
После месячной осады советские войска взяли крепость Познань, которую Гитлер называл неприступной. Немецкий генерал – начальник гарнизона крепости – застрелился.
Войска 2-го Белорусского фронта (командующий Константин Рокоссовский) ведут наступление в Восточной Пруссии с целью выхода к побережью Балтийского моря и расчленения группировки противника. Южнее лишь ограниченным успехом закончилась Нижне-Силезская операция 1-го Украинского фронта (Иван Конев). Сказывается недостаток средств и недооценка командованием противника, ещё сохраняющего боевые возможности.
Советские газеты помещают многочисленные карикатуры на гитлеровский «фольксштурм». В них он выглядит жалким сборищем стариков и младенцев. Он действительно плохо обучен, недостаточно вооружён, но уже первые бои с нацистскими ополченцами показывают, что это опасный, готовый драться с фанатичным упорством противник.
В боях на Одере немцы впервые применили реактивные истребители Ме-209, уже названные Гитлером «машинами немецкой судьбы». Впрочем, две «судьбы» в первых же боях сбиты нашими асами Иваном Кожедубом и Евгением Савицким.
Между тем 9-я американская армия вышла к Рейну южнее Дюссельдорфа, а тяжёлые бомбардировщики союзников совершают массированные удары по коммуникациям противника в Германии и Австрии. Впрочем, в условиях полного господства англо-американцев в воздухе это не столь сложная задача.
Празднуется 27-я годовщина Красной Армии. В приказе по этому поводу Сталин подводит итоги последних недель войны: «За сорок дней наступления в январе – феврале 1945 года наши войска изгнали немцев из трёхсот городов, захватили до сотни военных заводов, заняли свыше 2400 железнодорожных станций, овладели сетью железных дорог протяжённостью более 15 тысяч километров…»
А британский премьер Уинстон Черчилль в своём приветствии, присланном по этому поводу, писал: «Будущие поколения признают свой долг перед Красной Армией так же безоговорочно, как это делаем мы, дожив до того, чтобы быть свидетелями этих великолепных побед».
Никогда ещё в отечественной истории авторитет нашей армии в мире не был столь высок. Впрочем, «великолепные победы» восточного союзника всё более тревожат Черчилля. Теперь в его намерениях – занять как можно большую территорию Германии и опередить советские войска в овладении Берлином.
Газеты Татарии сообщают данные о награждённых воинах-земляках. Орденов и медалей удостоены около 68 тысяч, звания Героя Советского Союза – 95 человек. Цифры эти неполные, да и война продолжается. Сейчас установлены имена ещё 155 татарстанцев, получивших это звание в годы войны.
Впереди – Берлин. В «Красной Татарии» публикуются стихи поэта Кави Наджми (в переводе публициста Бруно Зернита):
Вот огласятся улицы
на Шпрее
Призывом человечества
всего:
Накиньте цепи Гитлеру
на шею
И волоките к площади его.
Со сворою,
рождённой для разбоя,
Предстанет людоед
перед судом,
За зверства
он ответит головою
И всем своим
презренным существом.
Дрожит земля
под тяжестью орудий
И всюду гул
взрывающихся мин.
И мы идём, как воины и судьи,
Дорогами, ведущими в Берлин.
Другой автор – журналист «Красной Татарии» – приводит разговор двух казанцев. «Далеко ли нашим до Берлина?» – спрашивает один. «Да нет, – отвечает другой. – Не дальше, чем от нас до Арска».
До конца войны остаётся одиннадцать недель.
дословноПисьмо русской девушки3-й Белорусский фронт. 18 (спецкорр. ТАСС). В помещичьей усадьбе Клайн-Батчен в Восточной Пруссии, взятой нашим подразделением, на стене одной из комнат бойцы увидели нацарапанные русские буквы.Подойдя ближе, они прочитали письмо русской девушки, угнанной немцами и проданной в рабство местному помещику.Вот что она написала перед тем, как немцы угнали её дальше.«Здравствуйте, дорогие братья! Здесь жила русская девушка, работала рабой два года в Германии… Нам здесь очень плохо, но отсюда никаким путём не выбраться, кто здесь остаётся, того расстреливают. Милые братья, выпускайте быстрей нас на волю, сил наших больше нет. Кто будет читать это, пошлите моим родным, что я пока жива, но здесь очень тяжело. Адрес: Смоленская область, Батуринский район, Старосельский сельсовет, деревня Починок Лук. Янченкова Александра Матвеевна».В Германии томятся в фашистском рабстве тысячи советских людей. Бойцы, прочитав надпись, оставленную русской девушкой, крепче сжимают оружие и ещё стремительнее движутся вперёд.«Красная Татария», 1945 г., 20 февраля. |