Будь здорова, корова!
Разговор в этой публикации – о серьёзной для нашего сельского хозяйства проблеме лейкоза коров.
В Татарстане за последний год заболеваемость им крупного рогатого скота снизилась в два раза: лейкоз обнаружен примерно у десяти процентов республиканского стада. Причём ситуация затрагивает как крупных хозяйственников, так и владельцев животных в частных подворьях. Но именно в частном секторе надеются на традиционное в таких случаях «авось пронесёт». Увы, не пронесёт. Лейкоз – коварное заболевание. Оно долго не даёт о себе знать. Вирус легко передаётся от одного животного к другому – здоровой особи достаточно попить воды из ведра больной. Заражение происходит также через кровь (инъекции, укусы насекомых и т. п.). Единственный способ спастись от напасти – избавиться от больных коров и завести новых.
Для того чтобы стимулировать частников цивилизованно обновлять стадо, государство компенсирует им часть расходов, связанных со сдачей лейкозного скота и приобретением здорового. В прошлом году Минсельхозпрод республики выделил на эти цели 20 млн рублей, в 2020 году эта политика будет продолжена.
В год введения ограничений перед ветеринарной службой Татарстана была поставлена задача полностью избавить республику от лейкоза к 2019 году. Специалисты ежегодно проводили более миллиона диагностических исследований по выявлению инфицированных животных
ОПАСНЫ ЛИ МОЛОКО И МЯСО
В последнее время были ужесточены правила использования молока, полученного от лейкозных коров. В частности, с 1 января 2016 года техническим регламентом запрещено использование такого молока в любом виде, потому что продукция больных животных не только низкого качества, но и не соответствует требованиям безопасности.
В год введения этих ограничений проблема лейкоза касалась трети республиканского скота, а в некоторых крупных агрохолдингах инфицирована была половина стада. Тем не менее молзаводы продолжали принимать сырьё с обещанием отправлять его на переработку и не продавать в непастеризованном виде.
Технический регламент запрещает использовать и мясо таких коров – его полагается утилизировать. Но это тоже только на бумаге: больные животные в лучшем случае отправляются на Елабужский мясокомбинат, где говядина подвергается жёсткой термической обработке и отправляется на консервы. Проконтролировать же личные подсобные хозяйства сложно – коров на частных подворьях могут просто-напросто забить, а говядину реализовать по знакомым, родственникам, соседям.
РЕЗУЛЬТАТ ЕСТЬ, НО ЭТОГО НЕДОСТАТОЧНО
В год введения ограничений перед ветеринарной службой Татарстана была поставлена задача полностью избавить республику от лейкоза к 2019 году. Специалисты ежегодно проводили более миллиона диагностических исследований по выявлению инфицированных животных. Для ранней диагностики заболевания в проблемных хозяйствах провели бесплатные исследования молекулярно-генетическим методом. Результат не заставил себя ждать. «Уровень инфицированности снизился в два раза, но этого недостаточно, – признаёт начальник Главного управления ветеринарии Кабинета Министров РТ Алмаз Хисамутдинов. – Высокая его степень – более четверти стада – остаётся в Кайбицком, Лаишевском и Лениногорском районах, самая критичная ситуация – в Спасском (30,6 процента), Камско-Устьинском (35,2) и Новошешминском (37) районах. Хозяйства здесь ежегодно несут из-за этого большие экономические потери, так как вынуждены сдавать больных животных на убой и не имеют возможности реализовать продукцию за пределами Татарстана».
Некоторые районы относительно благополучны: в Атнинском, Сармановском, Тукаевском, Тюлячинском и Кукморском инфицировано менее процента животных, менее трёх процентов – в Арском, Заинском, Елабужском, Нижнекамском, менее пяти – в Апастовском и Ютазинском, 6–7 процентов – в Мамадышском, Менделеевском и Высокогорском районах и чуть менее десяти процентов – в Азнакаевском, Мензелинском и Муслюмовском.
Опыт Балтасинского района показывает: от лейкоза крупного рогатого скота можно избавиться, если профилактические мероприятия проводить комплексно и целенаправленно. И если у владельцев животных имеются чёткие представления и чувство ответственности не только за состояние самих животных, но и за здоровье людей, для которых производятся молоко и мясо
АБСОЛЮТНО БЛАГОПОЛУЧНЫЙ
Единственный район, в котором отсутствует заболеваемость КРС лейкозом – Балтасинский. И не потому, что здесь дисциплинированно взяли под козырёк после команды очистить стада от заболевания. Просто с этой напастью здесь начали бороться ещё в прошлом веке. Вот что нам рассказал Геннадий Петров, главный зоотехник агропредприятия «Дуслык», которое является ярким примером того, как можно полностью избавиться от болезни и повысить конкурентоспособность предприятия:
– Когда я тридцать лет назад начал работать в колхозе (предшественник ООО «Дуслык». – Прим. авт.), у нас выявили 56 больных лейкозом коров. В те годы главным ветврачом района был Зульфат Исрафилов – отец нынешнего главного Айболита района Алмаза Зульфатовича. Он буквально заставил всех сдать больных лейкозом коров на убой. Ветврачи ходили по дворам, доходчиво разъясняли, почему необходимо избавляться от больных животных. Как бы ни было жалко, но в нашем хозяйстве тоже ликвидировали всех заражённых животных, а взамен купили племенных. Сегодня у нас 780 дойных коров, а общая численность КРС – 2500 голов, и больных среди них нет.
Аналогично поступали во всех хозяйствах и в общественном секторе Балтасинского района. Здесь даже дети знают, что нельзя покупать коров без ветеринарно-сопроводительных документов. Если кто-то собирается приобрести крупный рогатый скот, то сообщает об этом в ветуправление. К нему направляют специалиста, который лично осматривает животное, проводит анализы и только после этого даёт «добро» на покупку.
Балтасинское районное дойное стадо сегодня насчитывает более 12 тысяч голов. Здоровые, продуктивные (каждая даёт в среднем в сутки свыше 20 кг молока) коровы вывели район в топ-5 в республике по валовому надою. Но ветеринары всегда настороже: дважды в год проводят полное обследование животных, содержащихся в личных хозяйствах, включая анализ крови на лейкоз и вакцинацию от инфекционных заболеваний. Что касается сельхозпредприятий, то практически во всех есть свои ветврачи, а в ином случае к их услугам – государственные Айболиты.
Опыт Балтасинского района показывает: от лейкоза крупного рогатого скота можно избавиться, если профилактические мероприятия проводить комплексно и целенаправленно. И если у владельцев животных имеются чёткие представления и чувство ответственности не только за состояние самих животных, но и за здоровье людей, для которых производятся молоко и мясо.