Пластмассовый мир проиграл: «Казаньоргсинтез» пережил худший первый квартал за 11 лет

Жемчужина ТАИФа попала в «идеальный шторм»: ближайшее будущее КОСа затянуто густым туманом
Чистая прибыль ПАО «Казаньоргсинтез» упала на 51% до 1,97 млрд рублей, выручка — на 18% до 16,2 млрд рублей, следует из ежеквартального отчета компании. Несмотря на рост производства, денежные поступления КОСа от основной продукции, полиэтилена низкого давления, упали на четверть до 7,9 млрд рублей. Причем кризис перепроизводства нагрянул в отрасль на несколько кварталов раньше COVID-19. О том, что еще выяснили аналитики «БИЗНЕС Online» из свежеопубликованной отчетности, — в нашем материале.

МАРЖА НА АЛТАРЬ, ИЛИ ЧЕМ КРИЗИС-2020 ХУЖЕ КРИЗИСА-2015?
Как и можно было ожидать, ежеквартальный отчет ПАО «Казаньоргсинтез» по итогам января – марта текущего года не принес инвесторам никаких радостных новостей — как производственных, так и финансовых. Чистая прибыль КОСа рухнула на 51% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (АППГ) до 1,97 млрд рублей. Выручка предприятия упала не столь драматично — на 18% до 16,2 млрд рублей.
Однако при сопоставлении показателей становится ясно, что сегодняшние проблемы КОСа не ограничиваются падением продаж. Ведь себестоимость производства выросла на 4% до 12,9 млрд рублей: работать и тратить пришлось больше, а заработать удалось меньше. В частности, авторы отчета отмечают, что отношение выручки продаж продукции к полной ее себестоимости (с учетом амортизации, процентов по займам и налогов, включаемых в себестоимость) сократилось со 145% до 113%. Другими словами, наценка «Казаньоргсинтеза» на продукцию упала более чем в 3 раза — с 45% до 13%.
Также отметим, что в первом квартале текущего года средний курс доллара вырос только на 1% до 66,5 рубля за «американца», что не сгладило падения мировых цен на продукцию. В отличие от кризиса 2014–2015 годов, когда в мире пострадали в основном экономики стран – производителей нефти, текущий кризис, обусловленный в первую очередь борьбой с COVID-19, накрыл все государства, начиная с одного из крупнейших потребителей всевозможного сырья — Китая. В результате ряду крупных российских компаний не удалось повторить прием 2014–2015 годов, когда внутренние цены доводились до «экспортной альтернативы». Напомним, что в 2015-м линейный взлет цен на продукцию КОСа вслед за курсом валют поставил в тупик многих местных переработчиков полиэтилена и обеспокоил даже казахских депутатов, попросивших премьер-министра Казахстана повлиять на ситуацию с диктатом непомерных цен на полимеры со стороны российского монополиста (для местного рынка).

Что касается влияния на внутренний рынок, сегодня «Казаньоргсинтез» в общероссийском производстве занимает следующие доли: полимеры и сополимеры этилена — 43%, поликарбонат — 100%, бисфенол А — 100%, этаноламины — 42%, ацетон — 32% фенол — 31%, трубы полиэтиленовые — 8%. А среди главных конкурентов на предприятии, судя по отчету, выделяют не только российские ПАО «Уфаоргсинтез», ООО «Запсибнефтехим», ООО «Томскнефтехим», ООО «Ангарский завод полимеров», ООО «Ставролен», ООО «Газпром нефтехим Салават», ГК «Полипластик», ООО «Техстрой», АО «СИБУР-Нефтехим», ГК «Синтез-Ока», но и соседей из ближнего зарубежья. Это, в частности, узбекские «Уз-Кор Газ Кемикал» и Шуртанский ГХК, белорусский «Полимир», Киянлынский завод полимеров (Туркменистан) и «Карпатнефтехим» (Украина).
«Казаньоргсинтез» притом не ждет увеличения спроса на свою продукцию в ближайшем будущем и прогнозирует перепроизводство внутри РФ. Да и трудно сохранять позитивный настрой в перспективе выхода на полную мощность грозного «ЗапСиба» и строительства «Усть-Луги», которые должны выдавать ежегодно 2 млн и 3 млн т полимеров соответственно. Для сравнения: по итогам 2018 года общероссийские мощности составляли 8,3 млн тонн.
СТРАСТИ ПО ЭТАНУ
Масла в огонь могут подлить льготы в виде обратного акциза на этан — таким образом предполагается поощрять новые производства, запущенные после 1 января 2022 года, к которым КОС не относится. Правда, история эта тянется с 2018-го как сказка про белого бычка, однако власти дают понять, что она, в отличие от многих других, не отправилась в архив.

В частности, в феврале стало известно, что вице-премьер РФ Юрий Борисов одобрил пакет мер по стимулированию нефтехимического производства, предполагающий разработку соответствующего законопроекта. Об этом из протокола совещания у вице-премьера Юрия Борисова узнало РБК. На тот момент обсуждалось введение налоговых вычетов в 9 тысяч рублей на тонну этана с начала 2022 года. Для сжиженных углеводородных газов (СУГ) — предлагалось ввести обратный акциз 4,5 тыс. рублей за тонну с 1 января 2023 года, а к 2026 году повысить его до 7,5 тыс. рублей за тонну. Льготы предназначены только новым предприятиям или компаниям, вложившим в уже имеющиеся мощности более 65 млрд рублей. А компенсировать бюджету обратный акциз на СУГ предлагалось за счет введения НДПИ на попутный нефтяной газ (ПНГ) — именно это и вызвало ожесточенные споры с участием ведомств и производителей.
А в минувшую субботу эта тема получила развитие на самом высоком уровне. Кремль опубликовал поручение президента России Владимир Путина установить вычет по акцизу на этан и сжиженный углеводородный газ в зависимости от объема инвестиций в нефтегазохимические мощности. Это президентское решение вошло в список поручений по итогам совещания 29 апреля по вопросам развития энергетики. Срок выполнения — 15 июня, ответственный — глава кабмина Михаил Мишустин, которому налоговая тематика близка как никому другому из его правительства, за исключением главы профильного ведомства (да и то не факт).
С учетом даты упомянутого совещания надо вспомнить апрельское предложение Минфина. Тогда министерство предложило зафиксировать ставку обратного акциза на СУГ в 4,5 тыс. рублей на тонну, на этан — в 9 тыс. рублей на тонну, и ввести вычет по акцизу с 1 января 2022 года. Для получения льготы производитель должен либо запустить новые производства по переработке СУГ с 1 января 2022 года проектной мощностью не менее 300 тыс. тонн переработанного сырья в год, либо соответственно обновить имеющиеся мощности. При этом сумма инвестиций 65 млрд рублей остается неизменной — ее надо будет вложить в производство с 2021 по 2027 годы, а также переработать более 100 тыс. тонн СУГ уже в текущем году.

ДОХОД ОТ ПРОИЗВОДСТВА в валютном эквиваленте СТАЛ наименьшим С 2009 ГОДА
Возвращаясь к теме перепроизводствв пластиков, отметим, что баланс не в пользу поставщиков, в том числе «Казаньоргсинтеза», менялся в течение всего 2019 года, за несколько кварталов до «коронакризиса». Так, среднее значение Индекса ППИ — БТ (PPI — ST), который показывает общую динамику изменения цен девяти крупнотоннажных полимеров (ПЭВД, ПЭНД, ЛПЭНП, ПП, ПС, УПС, ПВХ-С, ПЭТФ и ПС-В) в России, неумолимо снижалось со 105,7 тыс. за тонну в январе до 90 тыс. рублей за тонну в декабре 2019 года. Квартал к кварталу средняя цена снизилась на 17% — со 104,4 тыс. до 86,9 тыс. рублей за тонну. В прошлом году падала и поквартальная валовая прибыль КОСа: с 7,5 млрд в январе–марте до 1,9 млрд в октябре–декабре.
Говоря же о сырье для КОСа, можно также отметить, что «Газпром» работает преимущественно по долгосрочным контрактам и держит сравнительно высокие цены на газ. Но другим производителям в 2019 году пришлось несладко. Так, биржевые цены на фоне избытка мощностей и теплой зимы устремились к многолетним минимумам: с $3,5 за млн БТЕ (британская тепловая единица) в январе-2019 до $2 за млн БТЕ в январе-2020, что, по идее, должно было стимулировать газохимиков наращивать производство.

Но текущие рыночные позиции, в отличие от 2015 года, не помогли казанскому заводу. Валовая прибыль КОСа обвалилась или 56% (или 4,2 млрд) до 3,3 млрд рублей к аналогичному периоду прошлого года. Казалось бы, дела были еще хуже в первых кварталах 2010–2014 годов, когда в рублях показатель не поднимался выше 3,1 млрд. Однако в пересчете на твердую валюту валовая прибыль КОСа в первой четверти текущего года составила $49,6 млн — на $0,6 млн меньше, чем в первой четверти 2010 года. Таким образом, первый квартал 2020-го в этом плане стал самым слабым со времен еще одного кризисного, 2009 года.
К слову, в первом квартале «Казаньоргсинтезу» произвести пришлось больше, получив с этого меньше. В своем докладе по итогам первого квартала генеральный директор «Татнефтехиминвест-Холдинга» Рафинат Яруллин сообщил, что предприятие увеличило производство на 3%, произведены рекордные объемы поликарбоната, этилена и полиэтилена. Однако поступления от поликарбоната, хотя и выросли с 2,3 до 2,4 млрд рублей, сильно отстают от рекордных 3,3 млрд в первом квартале 2018 года.
Тем не менее, заработок на поликарбонате хотя бы рос, пусть и за счет усиленной выработки. А вот главный локомотив КОСа, полиэтилен низкого давления, на рынке которого компания доминирует, показал спад поступлений на 26% до 7,9 млрд рублей в январе–марте 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это стало самым слабым результатом по ПЭНД за шесть аналогичных отчетных периодов с первой четверти 2015 года.

Существенно просели поступления и от полиэтилена высокого давления: минус 19% до 3,5 млрд рублей.
Кроме производственных издержек, сбытовые затраты выросли на 3% (что один в один совпадает с ростом объема производства по данным ««Татнефтехиминвест-холдинга») до 444 млн рублей. Управленческие расходы прибавили 11% до 961 млн. Некоторой компенсацией для компании стало улучшение баланса прочих статей. За первый квартал 2020-го «Казаньоргсинтез» получил 563 млн рублей положительного сальдо прочих статей против 1,24 млрд рублей отрицательно сальдо за первый квартал 2019 года.
Но это не помогло, чистая прибыль «КОСа» рухнула на 51%: с 4 млрд в январе–марте 2019 года до 1,97 млрд в январе–марте 2020 года. А если продолжить сравнение с началом прошлого кризиса, то результат оказался в 2 раза выше (пусть и за счет прочих статей) итога первой четверти 2015 года.

«ОЖИДАНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ВТОРОГО КВАРТАЛА ОЧЕНЬ И ОЧЕНЬ МРАЧНЫЕ»
Биржевая оценка стоимости КОСа за квартал также снижалась. И если с новогодних каникул обыкновенные акции компании вышли на уровне около 109 рублей за бумагу, то закончили квартал уже на отметке 85 рублей, а в апреле–мае в среднем стоили 90 рублей. И это не идет ни в какое сравнение с показателями предыдущего кризиса. В апреле–мае 2015 года, при всех баснословных доходах «Казаньоргсинтеза» его обыкновенная акция стоила в среднем 20 рублей. При этом абсолютный рекорд 136 рублей за «обычку» был установлен относительно недавно, в октябре 2019-го. В январе была попытка побить этот максимум, но подняться котировкам удалось только до 132 рублей.
Почему мы упомянули о цене акцией «Казаньоргсинтеза»? Напомним, что около одной пятой акций «КОСа» находится во владении госхолдинга «Связьинвестнефтехим». А СИНХ в конце 2015 года использовал 16,1% акций для укрепления капитала «Ак Барс» банка, подарив ему бумаги, а затем выкупил их по круто поднявшейся цене. Не исключено, что в грядущие тяжелые времена подобные приемы снова могут быть использованы для спасения ключевых предприятий Татарстана.

Резюмируя сказанное, отметим, что отчетный квартал как последний «почти нормальный» может своеобразной рода точкой отсчета, от которой затем будут отталкиваться те, кто измеряет глубину кризиса. Даже ближайшее будущее КОСа затянуто густым туманом, как, впрочем, и для всей экономики, и не только российской. Пессимисты не видят возможностей для роста нефтехимических производств, опираясь на неуклонное падение цен в последние кварталы: например, в апреле в Европе были зафиксированы самые низкие цены на этилен за последние 17 лет — 390 евро за тонну. Поставки нефтехимической продукции и сырья в Китай также заметно ниже прошлогоднего. Например, импорт ацетона на китайский рынок в марте текущего года, по данным ICIS, сократился на 10%. Ацетон, наряду с фенолом, является основным сырьевым компонентом для производства бисфенола А (БФА), а тот, в свою очередь, используется для производства поликарбоната, российским королем которого является КОС. Оптимисты же указывают на то, что борьба с короновирусом повышает необходимость в одноразовой продукции на полимерной основе — от шприцев и перчаток до медицинских защитных костюмов. Впрочем, даже они признают, что это не компенсирует потерь нефтехимиков от падения продаж.
У «дочки» ТАИФа проблемы были еще в прошлом году, и неудивительно, что они перешли на первый квартал 2020 года, говорит старший аналитик информационно-аналитического центра компании «Альпари» Анна Бодрова. «Выручка падает из-за снижения рыночной потребности в полиэтилене и производных, а также на фоне роста цен на расходные материалы. У компании нет долгосрочных кредитных обязательств, что очень хорошо, зато имеется довольно консервативная бюджетная политика, и это определенный риск. На самом деле, результаты за I квартал для КОС вполне стабильные — однако ожидания относительно II квартала очень и очень мрачные», — считает она. Спрос на основную продукцию завода, говорит Бодрова, даже по самым оптимистичным прогнозам восстановится лишь к концу года.