«Уфа» может войти в семью Red Bull: в Башкортостане хотят вести дела с австрийским бизнесом

Уфимский клуб благодаря своей бизнес-модели стал привлекательным для инвесторов. Регион давно ищет их в Вене
Футбольная «Уфа» может сменить владельцев — в клуб могут прийти инвесторы из Австрии или Арабских Эмиратов. Генеральный директор «Уфы» Шамиль Газизов не стал опровергать появившуюся в СМИ информацию. «Такие вещи любят тишину. Ничего хорошего, когда вокруг идет большое обсуждение. Мы один из клубов, который заточен под определённую бизнес-модель, и всегда ищем больших партнёров», — сказал Газизов в интервью «БИЗНЕС Online». Чем башкирский клуб так интересен инвесторам — материале «БИЗНЕС Online».

ШЕЙХИ ВЛЮБИЛИСЬ В РОССИЮ ПОСЛЕ ЧМ-2018
Холдинг City Football Group, которому приписывают интерес к «Уфе, уже владеет девятью профессиональными футбольными командами по всему миру. Особую популярность деятельности компании привлек успех «Манчестер Сити», который с приходом новых владельцев выиграл четыре чемпионских титула в Англии и стал грандом европейского футбола.
Также City Football Group целиком владеет «Монтевидео Сити Торке» из Уругвая и австралийским «Мельбурн Сити». Кроме того, у компании контрольный пакет акций в «Нью-Йорк Сити» (80%) и «Мумбаи Сити» (65%). В остальных клубах компания представлена как инвестор, не владеющий контрольным пакетом. На данный момент CFG инвестируют в каталонскую «Жирону», «Йокогаму Ф. Маринос» из Японии, китайский «Сычуань Цзюню» и «Ломмел» из Бельгии.
City Football Group — арабский проект. Он был создан шейхом Мансуром, вице-премьером ОАЭ и сводным братом правителя Арабских Эмиратов. Именно с приходом Мансура «Ман Сити» стал суперклубом, четыре раза выигравшим английский чемпионат. До прихода арабских денег клуб не мог взять титул 44 года.
Раньше уже ходили слухи, что шейхи ищут клуб в России после успешного проведения в стране чемпионата мира-2018. Однако Уфа не принимала матчи мундиаля. Возможный интерес к «Уфе» со стороны владельцев «Ман Сити» может быть обусловлен нюансами трансфера Александра Зинченко, который в 2016 году перебрался в Великобританию из Башкортостана.

«Им понравилось отношение клуба и к игроку, и к предложению от „Ман Сити“. Когда к тебе приходит такой клуб, хочется вместо 4 миллионов попросить хотя бы 10, но „Уфа“ даже не попыталась пририсовать к договору сотые доли. Четыре так четыре. На Востоке это ценится» — написал Нагучев.
Однако, подтвердить или опровергнуть влияние на будущую сделку событий четырехлетней давности Газизов не смог, лишь отметив, что клуб вёл себя порядочно во время совершения этого перехода.
«То, что история может быть связана с Сашей, могу сказать, что мы вели себя подобающе. Запомнились мы или не запомнились, не нам судить. Здесь надо быть очень аккуратным в комментировании подобных вещей», — отметил гендиректор «Уфы».

КРАСНЫЙ БЫК БЛИЖЕ К УФЕ
Тем не менее, наиболее вероятным партнёром для уфимского клуба стала австрийская компания Red Bull. Именно в сторону этих инвесторов склоняется гендиректор «Уфы». В сотрудничестве с «Красным Быком» будет меньше единоразовый приток денег, но при этом куда больше перспектив.
Отметим, что сотрудничество с Австрией уже есть на уровне региона. Руководство Башкортостана весь последний год активно пытается привлечь в республику инвесторов из этой страны. В прошлом году в Уфе открылось представительство Австрии и появился регулярный авиарейс Уфа — Вена. Осенью крупная делегация башкирских бизнесменов представляла в Вене инвестиционный потенциал региона австрийскому бизнесу. Может быть, где-то между делом и появилась история о вложениях в футбольный проект.
Red Bull — прославившийся в футболе холдинг, который владеет клубами из немецкого Лейпцига, австрийского Зальцбурга, Нью-Йорка и двумя клубами в Бразилии. У компании есть свои успешные проекты и в других видах спорта. Например, Red Bull — один из лидеров Формулы-1 последних лет.
Основной род деятельности Red Bull — производство энергетических напитков с одноименным названием. Но рекламирует себя компания в основном за счет спонсорства спортивных проектов. Так RB был организатором чемпионата по аэробатике Red Bull Air Race, этапы которого проходили в России на протяжении трёх лет.
Red Bull распространяет свой товар на территории России с 1998 года, и рекламная компания с тех пор не сворачивалась. Австрийская компания уже спонсирует команду «КАМАЗ-Мастер», участвующую в ралли-рейдах. Возможно, уфимский клуб станет инструментом в раскрутке бренда, попутно получая хорошие инвестиции из Австрии.
ПОЧЕМУ ИМЕННО «УФА»?
Почему именно клуб из Башкирии интересен иностранным компаниям? У клуба нет современного стадиона, небольшая фанатская база и нет богатых победных традиций. У «Уфы» есть другой повод для гордости. Клуб из Башкортостана в минувшем сезоне стал самым прибыльным в России по работе на трансферном рынке.
Прошлым летом «Уфа» продала футболистов на 6,3 млн евро, потратив на новичков меньше 300 тысяч. Клуб и раньше отмечался успешными сделками: помимо Зинченко стоит вспомнить о продажах Ивана Облякова в ЦСКА (около 4 млн евро), Андрея Лунева в «Зенит» (4 млн.), Дмитрия Живоглядова в «Локомотив» (2,5 млн.), Данилы Кругового в «Зенит» (2 млн.), Дмитрия Стоцкого в «Краснодар» (2 млн.), Игоря Дивеева в ЦСКА (1,5 млн.) и многих других.

С приходом частных инвесторов смогут вырасти возможности клуба по привлечению в состав новичков и в соответствии с нынешней бизнес-моделью, о которой говорил Газизов, этих игроков впоследствии можно будет ещё выгоднее продать.
Во многих проектах, где в качестве инвесторов выступали австрийцы, им приходилось если не создавать клубы, то поднимать их качественный уровень. Например, самый известный футбольный проект RB — клуб «РБ Лейпциг» — был создан с нуля. Спустя 11 лет это один из топовых немецких клубов. Примечательно, что уфимский клуб и команда из Лейпцига — ровесники.
Клубы, управляемые RB, не сталкиваются с недостатком финансов, но часто выходят на рынок трансферов ради выгодных продаж. Зальцбурский «Ред Булл» этой зимой сумел хорошо заработать на продажах Такуми Минамино в «Ливерпуль» (8,5 млн. евро) и Эрлинга Холанда в «Боруссию» из Дортмунда (20 млн. евро).
Можно сделать вывод, что ментально «Уфе» гораздо ближе стиль работы Red Bull. И башкирский клуб, и команды, руководимые RB, успешно работают на рынке трансферов, хорошо зарабатывая на продажах футболистов. Есть лишь один незначительный нюанс: с приходом инвесторов главный футбольный клуб Башкортостана, с большой долей вероятности, может потерять идентичность и сменить название на «Уфа City» или «Red Bull Уфа».