«Мы можем деньгами засыпать холдинг, но нас кому-то очень хочется обанкротить»

«Ак Барс Холдинг» хочет с 1 июля остановить работу завода ЗЯБ в Челнах. Чем закончатся переговоры минстроя, Магдеева и Егорова?
Банкротство одного из крупнейших предприятий стройиндустрии Татарстана — завода ячеистых бетонов в Челнах — вылилось в митинг протеста увольняемых рабочих и десант VIP'ов из Казани, прибывших разруливать ситуацию. В материнской компании завода — «Ак Барс Холдинг» — считают, что рыночных перспектив у ЗЯБа нет. Между тем в автограде уже много лет обсуждается идея выноса ЗЯБ из центра города с перспективой застройки территории — это 27 га «золотой земли» — многоэтажным жильем.

«надеемся, что Минниханов, Егоров и Магдеев придут к решению, которое позволит заводу работать»
Как стало известно БИНЕС Online, с 1 июля флагман стройиндустрии Набережных Челнов — из его продукции, ячеистого бетона, одного из самых экологичных материалов построено примерно треть автограда — пойдет ко дну, расставшись с 450 работниками. Уведомления о прекращении трудового договора были вручены сотрудникам (кроме декретниц и предпенсионеров) еще в конце марта, но широкой общественности об этом стало известно лишь 22 мая, когда рабочие вышли на митинг на территории предприятия и даже, как рассказывают наши источники, грозились пройти маршем к мэрии Набережных Челнов.
Требования зябовцев — выдать долги по зарплате и дать возможность заводу работать дальше. Как рассказала «БИЗНЕС Online» руководитель профсоюза завода Ирина Крюкова, до вручения уведомлений якобы ничто не предвещало подобной ситуации. Задержки по зарплате начались в этом году с приходом на завод нового руководителя Айнура Залялова, которого в феврале назначил «Ак Барс Холдинг», которому принадлежит предприятие. Кстати, формально генеральным директором КамгэсЗЯБ является Фасиль Сафиуллин, а Залялов — исполнительным, но заводчане утверждают, что именно последний осуществляет реальное руководство.
Но вернемся к ситуации с увольнением персонала. Общая задолженность по зарплате достигла на начало прошлой недели 13 млн рублей. Лишь после того как челнинская прокуратура направила руководству завода официальный протест о незаконном увольнении и требование погасить долги по зарплате, выплаты стали осуществляться. «На сегодняшний день март нам закрыли, за апрель на этой неделе начнут выплачивать, если все будет хорошо», — надеетсят Крюкова.
Второе выдвинутое заводчанами условие — о продолжении работы завода — выполнить сложнее, если вообще возможно, особенно с учетом того, что у собственника в лице ПАО «Камгэсэнергострой» и его материнской компании «Ак Барс Холдинг», судя по всему. есть окончательное намерение закрыть предприятие. Еще в ноябре прошлого года назначенное собственником руководство завода подало иск о добровольном банкротстве. Сейчас «КамгэсЗЯБ» проходит процедуру наблюдения, которую ввели одновременно с приходом Залялова.

Между тем, глава профкома утверждает, что продукция предприятия востребована и у завода есть достаточно заказов. «КамгэсЗЯБ» поставляет ЖБИ строительной компании «УКС Камгэсэнергострой», которая возводит дома полностью на материалах завода. Среди его других покупателей —ряд челнинских застройщиков: «Комфортное жилье», «Профит», «АНГ-холдинг», «Евростиль», «Домкор». Кроме того, приезжают частные покупатели из районов— за газобетоном и гидропрессованной продукцией. «Заказов много, но вот такая ситуация сложилась. Мы все были акционерами этого завода. Правда, дивиденды получали только первое время. Мы его сберегли при первом банкротстве в 2011 году. И вот сейчас опять он банкротится по не зависящим от нас обстоятельствам», — рассказала Крюкова.
Свое возмущение происходящим работники предприятия изложили на митинге, на которой срочно прибыли присутствовал глава Комсомольского района Челнов Александр Кислов и глава местной ТПП Фарид Башаров. «Они спросили, какие у нас проблемы. Обещали помочь. Сказали, что донесут наши вопросы до руководства города и республики. Мы очень надеемся, что Рустам Минниханов, Иван Егоров и Наиль Магдеев придут к решению, которое позволит заводу работать. Если нам дать строительную базу, мы деньгами засыплем этот холдинг. Но нас кому-то очень хочется обанкротить», — подытожила Крюкова.

«Счета арестованы, завод физически не в состоянии закупать материалы»
Двое из тех, к кому апеллируют заводчане, по данным наших источников на заводе, присутствовали на созванном после митинга экстренном совещании. В нем участвовали прибывшие из Казани министр строительства, архитектуры и ЖКХ Татарстана Фарит Ханифов и глава контролирующей ЗЯБ холдинговой компании «Ак Барс» Иван Егоров, а также мэр автограда Наиль Магдеев. Итоги совещания в верхах не разглашаются, но, судя по тому, что участники митинга теперь называют его «собранием», высокие руководители, видимо, дали какие-то обещания трудовому коллективу по поводу выплата долга по зарплате и дальнейшего трудоустройства. Окончательное решение должно быть принято, по данным источников нашей газеты, завтра в субботу ещё на одном совещании вышеназванных лиц или их представителей.
Тем не менее, собственник решительно настроен ЗЯБ обанкротить. Причем долги предприятия — это лишь формальная причина банкротства. Не так уж они и велики, чтобы стать проблемой для таких серьезных структур как «Камгэсэнергострой» и «Ак Барс Холдинг».
Все началось с кредита, взятого ЗЯБ в банке «Открытие» в 2011 году. Когда «Ак Барс Холдинг» выкупил завод ячеистых бетонов, а у руля оставил прежнего директора Владимира Петрова, на реанимацию производства в «Открытии» было получено 600 млн рублей. Наши источники, знакомые с финансовой историей завода, утверждают, что собственно ЗЯБ не увидел из этих денег ни копейки — они якобы в полном объеме пошли на нужды материнского холдинга. Как бы то ни было, 9 лет ЗЯБ платит по кредиту, и к приходу предпоследнего директора Фарита Дирдизова, к концу 2018 года, долг составлял немногим больше половины взятой суммы.
Но самое примечательное то, что еще при Петрове в том же банке был взят второй кредит, уже на 1 млрд рублей, и, хотя на этот раз получал его собственник предприятия строительный холдинг «Камгэсэнергострой», ЗЯБ выступил поручителем по долгу своей материнской компании. При этом активы завода вряд ли в случае чего могли потянуть на миллиард, поскольку во время первой процедуры банкротства в 2011 году ЗЯБ не смогли продать даже за 200 млн рублей.
Нынешний директор завода Айнур Залялов рассказал «БИЗНЕС Online», что заявление о банкротстве завода было подано еще предыдущим руководителем Дирдизовым. Задолженность по налогам составляет около 205 млн рублей, по газу — 12,5 млн без учета мая. «Счета у предприятия арестованы. Газовики, если мы не оплатим долг, грозятся нас отключить, а мы от них напрямую зависим. За счет газа вырабатывается пар, которым мы пропариваем ЖБИ-изделия. Денежных средств у нас своих нет. Мы перешли с двумя застройщиками на давальческие материалы, то есть цемент и арматуру нам поставляют, а мы оказываем услугу по изготовлению ЖБИ, потому что сам завод физически не в состоянии закупать материалы», — обрисовал катастрофическую ситуацию Залялов.
Он пояснил, что решение о сокращении персонала было принято в связи с тяжелым финансовым положением завода. С 1 июля подлежит увольнению основная часть работников. Около 100 человек продолжат работать. Впрочем, если газовики отключат газ, что весьма вероятно, то работы у сотрудников по любому не будет, подчеркивает исполнительный директор. Задолженность по зарплате на заводе стали постепенно закрывать. Долг за апрель, по словам Залялова, составляет 10,2 млн.
На данный момент он готовит финансовый анализ предприятия для подготовки отчета в арбитраж и кредиторам. Суд по банкротству будет принимать решение — оздоровление завода или конкурсное производство. По словам Залялова, сейчас «усиленно ищут инвестора — кто может спасти завод, но пока желающих нет». Кстати, еще до банкротства покупка завода предлагалась крупным инвесторам. Однако, оценив потенциал и перспективы предприятия, они отказались.

«Ак БАРс холдинг»: производственные мощности завода загружены лишь от 10 до 54 процентов
Выручка завода в последние три года была стабильной — на уровне полумиллиарда, сильно снизившись в 2016-м с 848 млн рублей до 519 млн. За 2018 год компания выручила 610 млн рублей, получив символическую чистую прибыль — 23 тысячи рублей. 2019 год предприятие закрыло с выручкой в 636,5 млн руб и убытком 165,9 млн руб. В первом квартале текущего года доход составил 112,6 млн, а убыток уже дошел до 43 млн рублей.
Как сообщили нам в холдинговой компании «Ак Барс», задолженность предприятия связана с его убыточной деятельностью — отсутствием устойчивого спроса на железобетонные изделия в Татарстане и низкой загрузкой производственных мощностей на уровне от 10% до 54% по разным видам выпускаемой продукции. При этом там намекнули и на «земельный вопрос». В холдинговой компании «Ак Барс» считают избыточными производственные площади ЗЯБ. Современные заводы по производству железобетона, сопоставимые по производственной мощности, располагаются на площади максимум 15 га, что едва ли не вдвое меньше, чем площадка «КамгэсЗЯБ». Как отметили в материнской компании, первые судебные заседания по банкротству завода назначены на июль–август, по их итогам, в сентябре, должно состояться первое собрание кредиторов. Что же до персонала, то в «Ак Барс Холдинге» пообещали полностью погасить долги за апрель до 5 июня.
Другой источник, близкий к руководству города, сообщил, что решение об увольнении основной части персонала «КамгэсЗЯБ» окончательно еще не принято, потому что его опротестовала прокуратура. Причина в том, что уведомление работников о сокращении было составлено с нарушениями. Сейчас варианты решения проблемы активно обсуждаются мэрией совместно с руководством «Ак Барс Холдинга» и Минстроя РТ, говорит источник. Но понятно, что все эти варианты только смягчат переходный перерисовать, но вряд ли спасут само производство — слишком многое сошлось для того, чтобы ЗЯБ был ликвидирован.

завод перенести, «золотую» землю застроить жильем?
Власти Челнов, естественно, не желают смерти старейшему предприятию автограда, однако и не имеют сильных рычагов воздействия на собственника завода. Единственное, чем могут помочь — как-то решить судьбу увольняемых людей, поспособствовав их трудоустройству на другие предприятия.
Однако между исполкомом города и ЗЯБом есть еще и земельный вопрос. 27 га земли, на которой находится ЗЯБ, принадлежит муниципалитету, договор аренды был расторгнут еще в 2016 году, поскольку ЗЯБ за нее давно уже не платил, при этом он остался должен исполкому 12,5 млн рублей за аренду. Вернуть долг исполком потребовал через арбитраж еще в конце прошлого года.
Исторически сложилось так, что предприятие находится в черте города. В момент создания ЗЯБ это была окраина, до решения о строительстве КАМАЗа было еще далеко и никто тогда не предполагал, что Челны так разрастутся. В итоге ЗЯБ, а также соседний с ним завод силикатного кирпича к сегодняшнему дню оказались в географическом центре (!) автограда. В Челнах как минимум лет 10-15 периодически обсуждается идея переноса этих предприятий за пределы города.

В частности, мэр Наиль Магдеев заявлял, что на месте завода вполне мог бы разместиться жилой микрорайон. Огромный участок обеспечен всей инфраструктурой и коммуникациями, это однозначно лучшее место в Челнах для коммерческой застройки. «Да, там работают люди, это производство необходимо. Но есть примеры, когда аналогичные производства переносятся: территорию ЗИЛа (в Москве — прим. ред.) отдали под жилищное строительство. Мы понимаем, что это серьезные финансовые ресурсы. Возможно, компания, которая рискнет зайти на данную территорию, отобьет потом это через строительство жилья, объектов социальной сферы», — не исключал Магдеев в одном из интервью «БИЗНЕС Online».
Весьма вероятно, что причиной нового иска о банкротстве и возможной ликвидации ЗЯБ стал именно «золотой» земельный участок, который очень привлекателен для девелоперов. Несомненно, что таковым мог бы выступить и сам владелец предприятия — строительный холдинг «Камгэсэнергострой» и его материнская компания «Ак Барс Холдинг». Только кадастровая стоимость этой муниципальной земли составляет 585 млн рублей. В случае же решения о застройке Элеваторной горы коммерческим жильем и объектами инфраструктуры стоимость участка взлетит многократно. Сейчас участки промназначения на прилегающих территориях продаются в среднем по цене 15 млн за 1 га, а земли поселений примерно по 500 тыс за сотку. В теории, в случае перевода этих 27 га в земли поселений речь может идти о продаже земли за сумму 1,2-1,3 млрд рублей.
Впрочем, как заверяют в «Ак Барс Холдинге», официальных предложений о выносе производства за пределы города и передаче земли под жилищное строительство от исполкома не поступало.

«Руководство „Камгэсэнергостроя“ целенаправленно душит этот завод!»
Мы попросили потребителей продукции «КамгэсЗЯБ» и экспертов дать прогноз судьбы завода.
Альберт Петров — гендиректор УКС «Камгэсэнергострой»:
— Это единственный завод в республике, который делает качественный газобетон. Если «КамгэсЗЯБ» прекратит свое существование — это очень плохо. Причина банкротства — в руководстве холдинга «Камгэсэнергостроя», которое находится в Казани. Все «прелести» начались после того, как руководство «Камгэса» перевели в Казань. Руководство «Камгэсэнергостроя» целенаправленно душит этот завод! Оформили 500 млн рублей кредита, повесили на предприятие, сам завод ни копейки не получил, а за кредит расплачивается. Потом опять взяли миллиард кредита. Неизвестно куда эти деньги ушли, как и те 500 миллионов. Директора меняются, деньги исчезают. Только появляется на счету завода копейка — сразу забирают ее в Казань.
Если завод встанет, вся республика потеряет, не только Челны. По госпрограмме мы должны увеличить ввод жилья в республике в ближайшие два-три года почти в полтора раза. А по Челнам поставлена задача довести ввод до 400 тыс. кв.м жилья. Мы эту программу без этого завода, боюсь, не выполним.
Валерий Песков — экс-руководитель «КамгэсЗЯБ»:
— У завода уже предпенсионный возраст, но на пенсию его рано отправлять. Сохранение завода и его перенос — это вопрос мэра города, президента республики и собственника. Только они вправе решать. Я много лет отдал этому предприятию. Тоже совершали ошибки. Кредиты брали на техническое перевооружение. А сейчас новый кризис, более сложный. Хотя строители вроде в него и не попали. Но все равно — если люди перестанут покупать квартиры, то и завод не будет работать.
Есть, наверное, какие-то заинтересованные лица для строительства коммерческого жилья [на площадях, занятых заводом], хотя я всегда говорил, что земли в городе достаточно.

Юрий Мочалин — коммерческий директор ООО «Специализированный застройщик «Домкор»:
— Основная причина банкротства, думаю, невостребованность продукции завода. Строительная индустрия Челнов хорошо развита, в городе присутствует 6-7 заводов, производящих железобетонную продукцию. Кроме того, сейчас и объемы строительства падают, и интерес к строительству в целом. Те линии, которые были закуплены при прежнем руководстве, были избыточны и входили в противоречие с реальным объемом потребления. Потому из-за недозагрузки линий завод потерял рентабельность, хотя и выпускал самые популярные позиции — газобетон и брусчатку. Порог входа на рынок брусчатки достаточно низкий. Достаточно купить производство не столь большой мощности и спокойно его эксплуатировать.
Это не первый завод, который испытывает проблемы, происходит санация рынка производства стройматериалов. Я думаю, рынок уход «КамгэсЗЯБ» и не заметит.
Что касается выноса производства за пределы города — этот вопрос давно назрел. Это и с географической точки зрения очень удачное место для строительства. Другой вопрос — сколько нужно будет вложить в расчистку территории. Территория вокруг завода представляет собой промышленную зону с анклавным производством, которое находится практически под землей. Насколько мне известно, на заводе есть действующее бомбоубежище, которое до сих пор требует определенных вложений. Просто так его убрать тоже не получится. Кроме того, «КамгэсЗЯБ» соседствует с Комбинатом строительных материалов. Оба производства имеют достаточно большие санитарные зоны, которые по сути накладываются друг на друга. Так что рассматривать эту территорию можно только вкупе с этими двумя предприятиями.
P. S. «БИЗНЕС Online» будет следить за процессом банкротства «КамгэсЗЯБ» и судьбой земли, на которой пока еще стоит завод.