«Если Асад разозлится на Путина»: между Москвой и Дамаском пробежала черная кошка

Азат Ахунов наблюдает за событиями в Сирии, где деятели культуры пишут министру Лаврову, а в «Фейсбуке» вспоминают об СССР в афганской войне
В эпоху коронавируса неспокойная Сирия ушла из российского информационного поля, однако сам военный конфликт далек от разрешения. Да и новости, причем довольно неожиданные, оттуда продолжают приходить. Россия собирается построить здесь еще одну базу, но при этом имеет все больше вопросов к режиму Башара Асада. В свою очередь некоторые представители последнего позволяют себе смелые заявления в адрес Москвы и даже Владимира Путина. Подробности — у нашего автора, востоковеда Азата Ахунова.

НА ДАННЫЙ МОМЕНТ РОССИЯ ИМЕЕТ ТРИ БАЗЫ В СИРИИ
Пандемия COVID-19 вытеснила с информационных лент традиционные для российских СМИ темы Украины и Сирии. Это и понятно, всех в первую очередь заботит ситуация в собственной стране. На все это наложился тяжелейший экономический кризис, связанный с падением цен на нефть, обрушением национальной российской валюты. Всех волнует лишь один вопрос: «Как будем жить дальше?»
Но это вовсе не значит, что проблемы в той же Сирии рассосались сами по себе. Наоборот, они только обострились. Прямых боестолкновений стало ощутимо меньше. Но пушки не стреляют воздухом. На снаряды и боеприпасы нужны средства, которых становится все меньше и меньше.
В последние недели шла непонятная «движуха» как вокруг Сирии, так и внутри самой страны. Прозвучали, хотя и не официальные, но достаточно громкие обвинения в адрес сирийского руководства со стороны союзников — России и Ирана. Общая идея такова — пора возвращать долги или начать играть по обговоренным ранее правилам.
В пятницу было опубликовано распоряжение главы российского государства Владимира Путина по «сирийскому кейсу». В нем говорится следующее: «Принять предложение Правительства Российской Федерации о подписании Протокола № 1 к Соглашению между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о размещении авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики от 26 августа 2015 г. о передаче дополнительного недвижимого имущества и акватории».
Никаких подробностей нет, но из дальнейшего текста документа становится известно, что МИД и минобороны должны провести переговоры с представителями Сирии о передаче российским военным дополнительного недвижимого имущества и акватории. На данный момент Россия имеет три базы в Сирии: наземную в Хмеймим и эль-Камышлы и морскую в порту Тартус. Основная точка базирования — Хмеймим, территория и объекты которой переданы Москве в бессрочное пользование. Освобожденная в конце прошлого года вертолетная база в Камышлы отдана в аренду на 49 лет.
«РОССИЯ БУДЕТ СТРОИТЬ ПОЛНОЦЕННУЮ ВОЕННО-МОРСКУЮ БАЗУ В ТАРТУСЕ»
Судя по всему, основной смысл документа заключается в том, что Россия добилась не только расширения своих наземных баз, но, самое главное, будет строить полноценную военно-морскую базу в Тартусе. Пункт материально-технического обеспечения ВМФ в Тартусе появился у СССР в 1971 году в соответствии с двухсторонним соглашением между двумя странами. После распада СССР он влачил жалкое существование, еле теплившуюся жизнь которого поддерживали 4 человека.
В 2015 году президент Сирии Башар Асад заявил, что власти Сирии не будут возражать против решения России превратить ремонтную базу для морских судов в городе Тартус в полноценную военную базу, если такое решение будет принято. «Мы приветствуем расширение российского присутствия в Восточном Средиземноморье, особенно у наших берегов и в наших портах», — сказал он в беседе с российскими журналистами. В 2017 году Москва и Дамаск также подписали еще один документ, по которому в Тартусе могут базироваться до 11 российских кораблей, включая оснащенные ядерными энергетическими установками. До настоящего времени там велись полномасштабные работы по углублению дна, строительству новых причалов, способных принимать крупнотоннажные военные суда. О том, что речь в распоряжении идет именно о расширении российского военного присутствия в Сирии, говорится и в сообщении официального государственного ресурса «РИА Новости».
Таким образом, Сирия превращается для России в полноценный военный плацдарм в бассейне Средиземноморского моря. Поддержка Башара Асада — это возможность реализовать намеченные планы. Никто не в восторге от его политики, но, если к власти придет прозападное правительство, то на этих планах можно будет ставить жирный крест.
«ПРОТИВ СПЕКУЛЯНТОВ, КОТОРЫЕ БЕССОВЕСТНЫМ ПУТЕМ НАЖИВАЮТСЯ ЗА СЧЕТ НАСЕЛЕНИЯ»
В середине мая спецпредставитель США по Сирии Джеймс Джеффри заявил, что Россия весьма успешна в военном смысле в Сирии. «Они, действительно, весьма успешны в военном смысле в Сирии. Проблема в том, что нет политического выхода из-за проблем с (президентом САР Башаром) Асадом. Наша работа — представить им путь вперед через ООН, при поддержке ООН. Но это требует, чтобы они до какой-то степени дистанцировались от Асада и иранцев», — сказал Джеффри.
Спецпредставителя также спросили, как можно «вбить клин между Асадом и русскими», и стоит ли верить сообщениям о том, что Асад в последнее время вызывает недовольство в Москве. «Мы считаем, что эти сообщения верны. Мы разговаривали с русскими на протяжении последнего года. Русские недовольны Асадом. Проблема в том, что они не видят альтернативы», — заявил Джеффри.
Можно ли верить словам Джеймса Джеффри о том, что между Москвой и Дамаском пробежала черная кошка? Факты говорят о том, что на протяжении всего апреля, когда Россия и весь мир вовсю воевали с короновирусной инфекцией, параллельно шла полномасштабная информационная война. В ряде российских СМИ, в т. ч. и близких к Кремлю, вышли материалы, которые без лишних обиняков начали писать о беспрецедентной коррупции в окружении Асада с тонким намеком на то, что «не пора ли и честь знать». Без всякого почтения к союзнику, прямым текстом, говорилось, что «клан сирийского президента Башара Асада погряз в теневых схемах и наживается на простых гражданах арабской республики. Сам Асад и его родственники демонстрируют элементы роскоши в то время, когда страна только начинает выбираться из ужасов гражданской войны».
Было перечислены имена ряда чиновников и бизнесменов, которые пользуясь поддержкой Асада, творят различные беззакония. В первую очередь, называлась персона двоюродного брата президента страны Рами Махлуфа — богатейшего человека в стране. Состояние Махлуфа оценивалось в диапазоне от $5 до 10 млрд. Он контролирует все самые «сладкие» сирийские предприятия и компании. В немилость он попал еще осенью прошлого года. Якобы, Махлуфа поместили под домашний арест из-за постов в «Инстаграме» его сына Мухаммеда, который, проживая в Дубае, хвалился своими несметными богатствами. Кроме того, он выкладывал мотивационные посты вроде такого: «Мужчину определяет то, что он делает с властью».
Президент Сирии до поры до времени терпел выходки родственника, но его толерантность продолжалась до тех пор, пока государственная казна совсем не оскудела. Первые неофициальные сообщения в СМИ о конфликте между Махлуфом и Асадом появились еще летом 2019 года. Тогда сообщалось, что Россия потребовала у Башара Асада выплатить несколько миллиардов долларов по кредиту, и Асад обратился за деньгами к Махлуфу, но тот отказался платить.
Позже, власти начали говорить о «социальной ответственности бизнеса» и тому подобном. На основной актив Махлуфа — национальную коммуникационную компанию Syriatel — навесили долгов на почти $180 млн. Никто не скрывает, что это сделано для того, чтобы сместить родственника Асада и национализировать компанию. В начале мая Башар Асад поручил правительству принять меры «против спекулянтов, которые бессовестным путем наживаются за счет населения».
«ДОРОГИЕ МОИ, ПОМНИТЕ, ЧТО СССР ПАЛ ПОСЛЕ ПОРАЖЕНИЯ В АФГАНИСТАНЕ…»
Как сообщает Telegram-канал «Дежурный по Ирану», в эти же дни неожиданное заявление прозвучало и из Тегерана. Член комиссии иранского Меджлиса (парламента) по национальной безопасности и внешней политике Хашматолла Фалахат Пише заявил, что Иран потратил на реализацию своей политики в Сирии $20-30 млрд. «Когда я ездил в Сирию, многие мне говорили, что мы занимаемся там зарабатыванием денег. Мы вложили в эту страну от $20 до 30 млрд и должны их получить обратно», — приводит его слова газета «Этемад». Фалахат Пише добавил, что «в Сирии были потрачены средства иранской нации».
На фоне этой информационной войны в арабских СМИ заговорили о том, что Путин, якобы, заодно с Тегераном задумал смещение Асада. И это лишь вопрос времени.
Но самая большая неприятная новость пришла из самой Сирии. Прозвучали открытие претензии не только в адрес Москвы, а в отношении лично президента России. Секретарь Народного совета Сирии, известный своей проиранской позицией политик, Халед ал-Абуд на своей страничке в «Фейсбук» выступил с заявлением, в котором говорится о том, что Кремль не может диктовать свою волю властям страны, потому что именно от них зависит его политическое будущее. Да и сам заголовок его выступления «А что, если Асад (Лев) рассердится на Путина?» говорит сам за себя. Мотивом написания гневного поста стали как раз те самые «антиасадовские» статьи в российских СМИ.
По мнению ал-Абуда, президент России не до конца понимает, какова его истинная роль в Сирии. Асад не нуждается в защите. Наоборот, он, будучи сильным и мудрым политиком, стремясь смягчить последствия войны с терроризмом, привлек русских. Что он заставил думать русских, что они, якобы, продвигают свои геополитические интересы, а на самом деле защищает и продвигает свои интересы Башар Асад. При этом, автор поста ставит слова «Путин», «Россия», «русские» в кавычки.
Вот, наиболее яркие цитаты из выступления Халеда ал-Абуда:
«Путин не может диктовать Асаду ничего. Почему? Потому что это Путин отчаянно нуждается в Асаде…»
«При желании Асад может выдернуть ковер из-под ног Путина в самом Кремле».
«Если Асад разозлится на Путина… сможет ли тогда Путин удержаться хотя бы несколько часов на базе ВМФ (Тартус) — своей единственной заграничной морской базе?».
«А что, если мы заявим в ООН, что российское присутствие в Сирии расцениваем как оккупацию?».
«Дорогие мои, помните, что СССР пал после поражения в Афганистане… И Путину стоит не забывать этот урок».
Одновременно с этим, в сирийских СМИ было опубликовано «Заявление сирийских деятелей культуры о выступлениях российских СМИ». В обращение на имя главы российского МИД Сергея Лаврова говорится: «Подтверждая свое уважение к свободе мнений и нейтральности средств массовой информации, в то же время мы выражаем удивление и осуждаем начавшуюся вредоносную и злонамеренную кампанию в некоторых российских СМИ, включая канал „Россия сегодня“ против Сирии, ее народа, страны и президента, что оскорбляет сущность внешней политики, ее основы и принципы в отношениях с Сирией».
* * *
Конечно, мы не знаем всех тонкостей закулисной борьбы. Но, если официальная Москва по примеру Трампа стала использовать «силовые приемы», то это говорит лишь о том, что внешняя политика России начала меняться в сторону более реалистичной. Идет отказ от доставшегося по наследству от Советского Союза курса, когда бесплатно помогали дружественным странам «за идею», за просто так. Если все это делается в интересах страны, в целях реализации каких-то долгосрочных, стратегических планов, то подобные методы вполне оправданны. Несмотря на неоднократные заявления как Кремля, так и Белого дома о выводе войск из Сирии, никто пока не собирается покидать этот невероятно важный в геополитическом плане регион.