От тверка у Кремля до кальянов на районе: путеводитель по тайному миру ночной Казани
Не задушишь, не убьешь: тысячи молодых людей каждую ночь устраивают уличные вечеринки назло коронавирусу — с диджеями и дрифтом на авто
«Мы не против, чтобы рядом была полиция, которая не вмешивалась бы, но следила бы за порядком», — рассказывают организаторы нелегальных дискотек. «Кальянщики» тусовались всегда, но сейчас, когда бары закрыты, явление приобрело невиданный размах. О том, как в эпоху коронавируса молодежь взяла досуг в свои руки и что из этого вышло, — в материале «БИЗНЕС Online».
КЛУБы ЗАКРыты? тусим ПОВСЮДУ!
Почти четыре месяца назад в Татарстане, как и по всей стране, запретили массовые мероприятия. Собираться группами более 20 человек, не считая спортивных состязаний, нельзя с 22 марта. Летом в Татарстане открыли летние веранды ресторанов и кафе, но для любителей тусовок этого, конечно, недостаточно. Пришлось любителям драйва организовывать досуг самим. В итоге в республике расцвела субкультура дворовых тусовок.
Внимание к явлению привлек недавний скандал. Одна из любительниц ночных дискотек выложила в TikTok ролик с танцем на фоне Казанского кремля с видом на мечеть Кул Шариф, снятом от Центрального стадиона. Стоит оговориться: ролик записывали не во время вечеринки, а после нее. Часть пользователей соцсетей посчитали танец провокационным, девушку, которую зовут Ангелина, по ее словам, забросали угрозами. Полиция составила на нее протокол по «коронавирусной» статье КоАП о невыполнении правил поведения во время чрезвычайной ситуации. Любительница танцев публично извинилась за свое поведение. Вечеринки продолжились.
Одним из самых шумных тусовочных мест стала набережная Казанки у некогда культового ночного клуба «Штат 51». Проезжая часть в 700 метров еженочно забита самыми разными авто: от «заниженных» «Жигулей» до BMW и Mercedes. «Мы почти каждый день сюда ездим, как тепло стало. Тут всегда так людно», — говорит компания молодых людей, некоторые из которых сидят в багажнике джипа. Рядом с ними другая группа, у которой есть переносные столики и стулья. Рядом с некоторыми по два и даже по три кальяна. Чем темнее, тем больше казанцев съезжается под Кремль, чтобы отдохнуть «с огоньком»
Спокойно пообщаться тут довольно сложно: отовсюду гремит музыка. «Гимн» лета — трек Cadillac от Элджея и MORGENSHTERN, чей неприхотливый бит доносится из машин по несколько раз в час, а текст выкрикивает веселая молодежь, что тусуется возле открытых баров на улице Профсоюзной: «Сотни сук хотят ко мне, сотни сук хотят камней!»
КТО СТОИТ ЗА НОЧНЫМИ ДИСКОТЕКАМИ?
Неподалеку от «Штата» есть и другая, отпочковавшаяся дэнс-площадка. Между цирком и Центральным стадионом на площади Тысячелетия до поздней ночи стоят большие колонки, за которыми молодой человек с бородой и в наушниках. Рядом с ним — парень с микрофоном, а вокруг собравшихся людей ходит фотограф. К 10 часам вечера машины на парковке стадиона стоят в несколько рядов, подъезжают все новые такси. «Блин, там „Бандерас“ включили. Гоу танцевать!» — подзывала девушка друзей к центру импровизированного танцпола. Повсюду раскладные столики с алкоголем, закуской и кальянами. Внешне все реально напоминает ночной клуб. Open Air под стенами Кремля закончивается сильно за полночь.
DJ Sina, который стоял за пультом, не скрывает своего настоящего имени — Анис Хакимов. Мы встретились с 25-летним парнем на следующий день, и он рассказал, как за несколько недель стал одним из лидеров ночной жизни Казани. Как и все в индустрии развлечений, диджей на время жесткой самоизоляции остался без заработка. Около месяца назад отыграл на дне рождения знакомой. После официальной части вместе со своим другом Айратом Мухаметшиным и другими знакомыми поехал на одну из площадок города послушать музыку. После той вечеринки Айрат и Анис и решили поставить организацию ночных дискотек на поток.
«Впервые приехали на площадку рядом с „Штат 51“ в середине июня. Мне не понравится, что на тусовочных местах люди включают каждый свою музыку. Получается, что все пытаются друг друга перешуметь. Я же хотел объединить людей. Не был уверен, что выйдет, но парням и девчонкам заходит», — говорит диджей.
Проходят такие вечеринки бесплатно, но все-таки приносят деньги. Анис утверждает, что изначально не стремился к монетизации, все получилось само собой. «Многие хотят отблагодарить. Мы для этого стали вешать номер телефона, куда любой может отправить донаты. И люди скидывают. Наверное, хотят отблагодарить, соскучились. Друзья, да и незнакомые люди пишут мне, что стали вспоминать времена, когда ходили в караоке или клубы», — говорит он.
Популярность вечеринок, которые диджеи анонсируют в своих инстаграмах, растет день ото дня. «Люди ждут следующей встречи. Мне каждый день пишут не меньше 60 человек, спрашивают, когда и где в следующий раз собираемся. За три недели больше 800 новых подписчиков, хотя я в основном публикую только видео с наших выходов. Мы стараемся 2-3 раза в неделю собираться», — рассказывает Анис.
«очевидно, что все устали сидеть дома»
Запрет на массовые мероприятия в Татарстане продолжает действовать. Наши собеседники это знают, но считают себя законопослушными гражданами. «Мы никого не агитируем. Раз народ приезжает, очевидно, что все устали сидеть дома. К тому же открываются террасы ресторанов, люди чувствуют, что ограничения потихоньку снимаются. Никто не отрицает, что молодежь все равно собирается, не все к запретам относятся, как нужно. Официально, например, пляжи закрыты, но сейчас из-за жары на всех можно встретить полно людей в любое время суток», — оправдывается Айрат.
Он несколько раз уточняет, что просит посетителей следить за чистотой. «Мы заметили, что после наших вечеринок остается много мусора. Это не от нас, но от людей, которые приходят послушать в том числе нашу музыку. Поэтому любой Open Air мы начинаем с объявления, чтобы люди не разбрасывали мусор, а забирали его с собой. Сейчас есть несколько мест, где можно спокойно собраться большими компаниями, но если люди будут мусорить, то быстро все может прикрыться», — говорит Мухаметшин.
По словам молодых людей, 80% комментаторов в соцсетях их поддерживают и просят продолжать, на остальные 20% приходится критика. Например, за то, что ивенты проходят без масок. Оба наших героя и сами верят в опасность заболеть, но это их не останавливает. «Понимаю, что мы оказались в непростой ситуации из-за коронавируса, но народ сам подтягивается на наши музыкальные вечера», — говорит Хакимов. Его радует, что слушатели в основном рассредотачиваются на мелкие группки знакомых и не собираются одной большой толпой.
Бывают и другие претензии. Так, в комментариях написали, что после одной из ночных вечеринок произошло ДТП с пострадавшими. Сами же организаторы признаются, что не пьют, а остальные — взрослые люди, которые опять же сами могут решать, как проводить свободное время. «Хейтеры всегда будут, но мы относимся к ним даже положительно, потому что мы становимся интересны», — считает Мухаметшин.
Анис уверен, что движение уличных диджеев будет ширится и крепнуть. Сам DJ Sina понимает, что внезапно стал одним из лидеров ночного движения столицы и не собирается расставаться с этой ролью: «Да, так уж вышло. Если ограничения продлятся до конца лета, мы все равно будем выходить и играть свою музыку».
Молодые люди даже рассуждает о возможной помощи со стороны властей. «Конечно, поддержка от министерства по делам молодежи РТ или других госорганов помогла бы. Остро чувствуется потребность в электрогенераторах. Также мы не против, чтобы рядом была полиция, которая не вмешивалась бы, но следила бы за порядком. Бывало несколько раз, что кто-то начинает толкаться. Мы с Айратом сами успокаивали людей. В такие моменты было бы хорошо, чтобы полиция или какие-то охранники стояли где-нибудь поблизости», — считает диджей.
Речпорт — для любителей прокаченных тачек
Еще одно тусовочное «место силы» — площадь возле Речного порта. «Там совсем молодые ребята, которые недавно сели за руль», — говорит один из наших собеседников. Здесь можно встретить дрифтеров и других любителей быстрой езды. В частности, это место считается центром притяжения нелегального автомобильного сообщества Pushka Racing. Здесь они любят повизжать тормозами. Уже в этом сезоне к ним не раз заезжали сотрудники полиции с рейдом, но не искоренили явление.
Следы от жженой резины на асфальте можно найти ежедневно в любое время суток, но собирается народ ближе к ночи. Контингент здесь более активный. Некоторые заезжают показать красоту машины, дают круг и выезжают обратно. Одним из наших собеседников стал Артем. Молодой человек с бородой разжигал угли для кальяна возле своего джипа BMW. «Как отношусь к местным дрифтерам? Да я сам таким занимаюсь. Здесь тепло, можно собраться большой компанией, с кем-то познакомиться», — сказал он нашему корреспонденту.
Артем отметил, что в прежние годы лидером по популярности была площадь возле «Чаши». В этом году зону у Центра семьи прикрыли, как раз, чтобы минимизировать встречи большого количества людей. Также он уверен, что если ограничения не продолжат снимать, на ночной жизни казанцев это не скажется. «Так даже проще будет. Люди сами организовывают отдых на природе, мест в городе достаточно, можно еще и за город выезжать», — говорит он.
В будний день ближе к полуночи практически вся парковка у Речного порта занята. Приезжают сюда уже с пожаренным мясом и алкоголем. «Мы сюда как минимум несколько раз за неделю приезжаем. У „Штата 51“ слишком много людей, здесь места побольше. Вообще в Казани много мест, где можно собраться, но все выдавать не будем», — говорит парень, сидящий на маленьком стульчике возле машины.
ЗЕЛЕНЫЕ ФОНАРИ, «АК БАРС АРЕНА», ИППОДРОМ: ГДЕ ЕЩЕ СОБИРАЕТСЯ МОЛОДЕЖЬ?
Мы. впрочем, все-таки «спалили» самые популярные явки. Площадка поменьше, но не менее многолюдная — берег озера Кабан возле площади Вахитова. Она также известна как «набережная зеленых фонарей» из-за освещения такого цвета. Здесь две площадки для машин, на обеих в сумме вечером собралось около 30 автомобилей. Вечер, отметим, будний. Это довольно укромное место, где даже музыку включают не так громко, как на других открытых площадках. «Об этом месте узнали от друзей, недавно стали приезжать. Но и здесь много народу, потому что людям сейчас отдыхать особо негде. Да, странно, что в разгар пандемии заняты все свободные площадки, но в такую жару невозможно всегда дома находится, отдохнуть тоже хочется. Уже привыкли, что сами создаем себе досуг. Так все люди устроены: сначала не понимают, жалуются, а затем адаптируются к новым условиям», — рассуждает один из тусовщиков, представившийся Кириллом.
В нескольких метрах от него сидит компания, приехавшая на двух машинах. Кроме кальяна, к воде они привезли стульчики, на которых проводили вечер. «Нам здесь нравится в отличии, например, от „Штата 51“ или Речного порта. Здесь не так шумно и мусора нет. Еще много людей собирается у ипподрома», — делится с нами молодой человек по имени Ильяс.
Впрочем территория возле Казанского ипподрома более популярна в выходные дни. Если вы строгий адепт социальной дистанции, то для буднего вечера это подходящее место. Там могут подрифтовать, но чаще просто приезжают покурить кальян и послушать музыку. Из очевидных минусов — отсутствие водоема и близость к оживленной дороге. «Нам вот здесь нравится как раз из-за меньшего количества людей. Музыку почти не перекрывают другие. Лично нам не так важно, открыты заведения или нет. Летом мы бы все равно собирались на улице», — говорит один из компании молодых парней.
Недалеко есть другая точка сбора. Парковка ТЦ «МЕГА» уже несколько месяцев пустует в отсутствии покупателей, но зато обрела новое предназначение. Сюда тоже приезжают кальянщики. Правда, всю ночь сидеть там не получится — парковку закрывают после 23:00. У других крупных ТЦ встретить группы молодежи по вечерам тоже не редкость. Одно из таких тусовочных мест — парковка «Парк Хауса». Ее больше всего упоминают наши собеседники, утверждая, что она популярна в любой день. Молодежь там кучкуется на самой периферии ближе к парку Победы. Несколько десятков парней и девушек сидят в отдалении от фонарных столбов практически в самой темной точке на территории парковки. Из машин доносится громкая музыка, между дверями стоят кальяны, а на земле разложены бутылки с алкоголем. Площадки у торговых центров удобны для ребят с района, которым добираться до места сбора всего несколько минут.
Более романтичная точка в Ново-Савиновском районе — «Ак Барс Арена». Чуть в стороне от нее на Нижнем мосту, который дублирует Третью транспортную дамбу, можно встретить любителей отдохнуть под открытым небом. Но и на самой территории бывшей «Казань Арены» собирается молодежь. Именно там произошел нашумевший инцидент со студенткой медицинского университета, в автомобиль которой врезалась машина ДПС в конце мая. Тогда там действительно постоянно дежурили наряды полиции. Сейчас отдыхать можно без сине-красных мерцающих фонарей на фоне стадиона. Собирается молодежь у причала. Корреспондент «БИЗНЕС Online» вечером буднего дня насчитал там чуть более 30 машин, но в пятницу и выходные приезжает еще больше. Здесь четче остальных мест чувствуется проблема, о которой нам говорил DJ Sina. Машины стоят плотно друг к другу и из каждой громко раздается музыка. «Сначала мешает, но потом не обращаешь внимания», — отмечает группа друзей с машиной у берега Казанки.
Пока на карте города около 10 главных точек сбора казанской молодежи, но каждую неделю их становится больше. Многие наши собеседники называли совсем неизвестные места, куда приезжают небольшими компаниями. Вполне возможно, что и они станут популярными еще до конца лета. Часто можно встретить следы посиделок на пляжах или чуть за городом. Молодое поколение столицы Татарстана уже привыкло к новой реальности без ночных клубов и кальянных. Музыкальным сопровождением уже могут обеспечить не только колонки в автомобиле, но и профессиональное звуковое оборудование уличных диджеев.
В Казани есть и подпольные вечеринки в помещениях, о которых известно среди своих и куда попасть заметно труднее, чем в Речной порт. Но это уже другая, гораздо более закрытая от посторонних взоров тема.
«Многие выяснили, что на парковке с друзьями так же весело, как и в баре»
Мы попросили экспертов из индустрии развлечений оценить перспективы уличных тусовок новой волны.
Руслан Губайдуллин, совладелец баров «Сетка» и «Культ»:
— Выход молодежи на улицы города — нормальная картина для лета. Сходить реально некуда, по вечерам у нас на террасах полные посадки. Поэтому сейчас возможен сценарий, когда молодежь сама собирается на популярных площадках и самостоятельно организует себе отдых. Я сам посетил несколько. В Европе это давно практикуется, до нас тоже когда-нибудь должно было дойти.
Булат Закиров, организатор экстремальных туров и основатель движения сапбордов в Казани:
— Мы каждый день катаем людей и чувствуем возросший спрос. В условиях ограничений стало проще мотивировать людей на активный отдых. Совсем необязательно сидеть с кальяном у «Штата 51», чтобы отдохнуть. Хотя уличные движения уже возникают на наших глазах. Уверен, когда обычная культурная жизнь вернется, процентов 60 вернутся в бары, а оставшиеся поймут, что можно круто отдыхать самим и без больших финансовых затрат.
Андрей Питулов, основатель лофта «Фабрика Алафузова»:
— Летом всегда молодежь тусуется на улице. Находили места, где можно ставить машину: раньше у «Чаши», сейчас у Речного порта, ипподрома. Не у всех есть деньги, чтобы ходить по ресторанам, а это доступные вариант. Можно покурить кальяны, послушать музыку даже на парковках. Это чисто летнее явление, от которого никуда не уйти. В этом году это стало ярче выражено, потому что иной альтернативы нет. Вообще, уже с апреля, насколько я знаю, по 2-3 мероприятия каждую неделю проходили в стиле закрытых вечеринок в коттеджах города и за его чертой, где могли собираться до 300 человек. Им плевать на ограничения и риск заболеть. Естественно, каждый сам несет ответственность за свой досуг.
У нас гостей стало намного меньше, чем их было прошлым летом, несмотря на открытие веранд. В прошлом году мероприятия начинались с 1 июня, за ночь проходили по 500-600 гостей. Ночь музеев собирала до 1,5 тыс человек. Сейчас у нас проходят открытые микрофоны, на которые приходят до 50 человек, потому что мы соблюдаем все правила, следим за социальной дистанцией между столами.
Я не думаю, что уличные встречи станут новой реальностью. Как только появится возможность зайти в привычные заведения, молодежь вернется. Возможно, часть людей за время пандемии совершит переоценку ценностей и поймет, что им не нужны шумные тусовки и выберут семейные посиделки или спокойные выезды на природу.
Иван Терентьев, сооснователь бара More:
— Пандемия бесспорно усилила историю с выходом молодежи на улицы. Люди, которые ходили в бары, сами устраивают теперь вечеринки. Но мне кажется, гораздо безопаснее позволить открыть бары, чтобы все было по букве закона. Хотя ребятам сейчас тоже классно на набережных.
Конечно, есть варианты провести досуг иначе. Но не думаю, что спокойные мероприятия заинтересуют современную молодую публику. Они хотят войти в свой привычный ритм, где они работают или учатся. Пятница и суббота — это их дни, где они могут отдохнуть, кого-то встретить, в кого-то влюбиться. Сейчас такие места переехали под открытое небо.
Люди у нас поняли, что такой отдых тоже по-своему хорош. В Европе очень распространена история, когда целые кварталы тусуются вместе. В этом ничего плохого нет, это часть культуры города. Главное, чтобы слово «культура» превалировало. Уверен, что ряд людей взглянули на пандемию как на новые зоны роста. Многие выяснили, что на парковке с друзьями также весело, как и в баре. Не знаю, насколько это классно выглядит, но то, что это объединяет большие группы людей, мы видим каждые вечера.