«Если мы автомобиль регистрируем обязательно, то собак – сам бог велел»
На комитете Госсовета РТ обсудили, как правильно чипировать дворняжек и чем привлечь компании на отлов — никто не хочет этим заниматься
«Что такое немотивированная агрессия? И кто должен определить, действительно ли эта агрессия есть?» — задались вопросом депутаты Госсовета, обсуждая закон об ответственном обращении с животными в Татарстане. В Москве уже задумались о финансировании региональных приютов — республике на это требуется 833,5 млн рублей. Как Искандер Гиниятуллин ратовал за госрегистрацию домашних кошек и собак, а Марат Ахметов распекал чиновников за непроведенные тендеры по отлову — в репортаже «БИЗНЕС Online».
ПРИЮТЫ для животных ПРЕДЛОЖИЛИ СТРОИТЬ ПО СИСТЕМЕ ГЧП
Коррективы, которые в работу муниципальных образований внес принятый в 2018 году ФЗ «Об ответственном обращении с животными», обсудили накануне на заседании комитета по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике Госсовета РТ. Председатель комитета Азат Хамаев напомнил, что закон, принятию которого так радовались зоозащитники и просто любители животных, ввел принцип гуманности. Отстрел бродячих животных теперь запрещен — их можно лишь отлавливать, стерилизовать, вакцинировать и затем возвращать на улицу с неснимаемой меткой. Животных, содержащихся в приютах, также запрещено умерщвлять, если для этого нет серьезной причины — такой, как неизлечимые заболевания, травмы, несовместимые с жизнью, повышенная агрессия. Умеренно же агрессивных животных умерщвлять также не следует — их надлежит содержать в приютах пожизненно.
Постановление кабмина республики установило норматив количества бездомных животных на тысячу человек муниципального образования. Звучит он как «две головы на одну тысячу населения». Для Казани, Челнов, Нижнекамска и Нижнекамского района — 2,8 головы. На реализацию самого отлова, лечебно-профилактические мероприятия, а также содержание животных в приютах и на другие цели, связанные с бродячими животными, в 2020 году из бюджета выделено порядка 56,5 млн рублей. Из них значительная сумма — 21 млн рублей — выделена Казани. Отметим, что в прошлом году общая цифра была почти в 2 раза ниже — порядка 27 млн рублей.
И здесь всплывает серьезная проблема: субвенции выделяются, в том числе на содержание животных в приютах, однако на строительство приютов они не рассчитаны. При этом, по словам Хамаева, в республике на сегодня не существует ни одного приюта, который бы соответствовал требованиям федерального законодательства. Зато имеется 9 пунктов временного содержания животных, которые юридическим статусом приютов не обладают. Впрочем, возможно, по факту эта цифра гораздо выше.
Замначальника управления ветеринарии кабмина РТ Габдулхак Мотыгуллин напомнил, что за его ведомством закреплен контроль за исполнением этого закона. А полномочия по отлову, содержанию, регулированию численности животных без владельцев в РТ начиная с этого года осуществляют органы местного самоуправления. По словам Мотыгуллина, финансовых средств на строительство приютов в бюджетах муниципальных образований не заложено. Республиканским финансированием это также не предусмотрено. При этом в 10 муниципальных образованиях, а именно, в Казани, Челнах, Агрызском, Азнакаевском, Бугульминском, Елабужском, Зеленодольском, Лаишевском и Пестречинском, Рыбно-Слободском районах функционируют только пункты временного содержания. Они работают на добровольных началах и не имеют официального статуса приюта, заострил внимание спикер, добавив, что емкости данных пунктов также недостаточно.
Решение чиновник видит в создании целой сети специализированных приютов — по одному на каждое муниципальное образование. По его словам, одним из возможных вариантов решения проблемы может стать создание приютов на условиях государственно-частного партнерства. Но мешает пробел в законе: приюты для животных отсутствуют в перечне объектов соглашения ГЧП, предусмотренного 224 ФЗ. «В этой связи управление ветеринарии поддерживает обращение Экзама Саматовича Губайдуллина в адрес Госсовета РТ с просьбой выйти с законодательной инициативой в Госдуму по внесению изменений в 224 ФЗ», — заключил Мотыгуллин.
Оказалось, что вопрос строительства приютов затронут не просто так: регионам могут выделить субсидии на их строительство. По словам представителя кабмина, этим вопросом сейчас озаботилось минприроды РФ — от них в РТ пришел запрос «с обоснованием потребности в строительстве». «По указанному запросу информация направлена в министерство в рабочем порядке. По нашим расчетам, требуется 833,5 млн рублей», — озвучил довольно внушительную сумму Мотыгуллин.
Однако, пока нет приютов, вопрос отлова, вакцинации, стерилизации и чипирования собак никто не отменял. «Почему в 9 районах все еще не прошли тендеры?» — поинтересовался у куратора программы зампредседателя Госсовета РТ Марат Ахметов. Мотыгуллин поначалу слегка растерялся, отметив, что причины везде разные: кто-то подыскивает организации, которые могут заниматься отловом. В конце концов пришли к выводу, что это и есть самая распространенная причина: желающие выполнить эту работу есть далеко не в каждом районе РТ.
«ПРОБЛЕМА В ТОМ, ЧТО НИКТО НЕ УСТАНОВИЛ КРИТЕРИИ НЕМОТИВИРОВАННОЙ АГРЕССИИ»
Председатель комитета ЖКХ Искандер Гиниятуллин в беседе с журналистами отметил, что в Казани тендер на отлов безнадзорных животных выиграла компания «Зооцентр», и в этом году был произведен отлов более тысячи животных. Практически все из них, по его словам, выпущены обратно на волю — в приюте, который сегодня размещается в поселке Мирный, сегодня находится 155 из них.
Гиниятуллин признался, что в начале года новые правила игры действительно стали для чиновников определенной проблемой. «В конце прошлого года федеральный центр выпустил правила организации работы и установил, что требования к приютам должны разрабатывать субъекты РФ. Пока эти требования были разработаны, пока мы привели имеющийся приют в соответствие этим требованиям, прошло некоторое время. И лишь 10 апреля 2020 года, после проведенных конкурсных процедур были заключены муниципальные контракты по отлову животных без владельцев с территории Казани», — отметил он. По его словам, на сегодняшний день вся работа организована, ответственным за это в исполкоме Казани назначен комитет ЖКХ. Сюда же поступают заявки и вопросы по бездомным животным от жителей города, и уже выявлено несколько проблем.
Первой проблемой Гиниятуллин назвал тот факт, что сегодня отловленные и чипированные животные выпускаются с неснимаемой меркой в среду обитания. Впоследствии же комитет ЖКХ получает ряд повторных обращений от горожан, которые подверглись нападениям прошедших стерилизацию и вакцинацию животных. По его словам, законом повторный отлов этих животных запрещен. Что делать в этом случае — неясно.
«Законом установлено, что стерилизованные животные отлову не подлежат, за исключением животных, проявляющих немотивированную агрессивность в отношении других животных или человека. Проблема в том, что на сегодняшний день никто не установил критерии немотивированной агрессии. И вообще — что такое немотивированная агрессия? Нет такого юридического термина. И кто должен определить, действительно ли эта агрессия есть?» — задавался вопросами Гиниятуллин. Кроме того, запрет повторного отлова не позволяет проводить вакцинацию животных, которая, согласно федеральному закону, вообще-то должна быть ежегодной.
Еще одна проблема, на которой остановился Гиниятуллина, — отсутствие в действующем законодательстве ограничивающих мер по содержанию животных на стройплощадках, автостоянках, территории промышленных предприятий. По его мнению, «ввиду отсутствия каких-либо ограничений и контроля, эти объекты являются значительным рассадником размножения безнадзорных животных».
Проблемой Гиниятуллин назвал и отсутствие ограничений на количество животных, которые могут содержаться в квартире, частном секторе или садоводческих товариществах. Из-за чего в отдельных квартирах и садовых участках возникают мини-приюты, «доставляющие серьезные неудобства согражданам», заключил он. Зоозащитники с ним бы, конечно, не согласились — организаторы подобных приютов часто на свои средства занимаются стерилизацией и питанием собак, пристраивают их по хозяевам. А власти порой заставляют демонтировать построенные приюты — руководствуясь тем, что они построены на не предназначенных для этого землях. Зато потом выясняется, что приютов-то у нас и нет.
«ПОИГРАЛИ С СОБАКОЙ, ОНА ИМ НАДОЕЛА — ПРОСТО ВЫГОНЯЮТ НА УЛИЦУ»
В заключение председатель комитета ЖКХ поднял еще одну актуальную тему, относящуюся уже к другому закону — о домашних животных. Сегодня в нем не прописана необходимость обязательной регистрации домашних животных, не предусмотрена ответственность за ее непрохождение. Есть только добровольно-заявительная регистрация домашних животных. Отсутствие такого требования, по словам Гиниятуллина, образует один из источников роста численности безнадзорных животных.
«К сожалению, очень много случаев, когда граждане совершенно ничем не ограничены. Поиграли с собакой, она им надоела, либо начала рвать вещи, или детям неудобно, или еще что-то такое. Просто выгоняют на улицу, и они вливаются в число безнадзорных животных. И мы ни выявить эту собаку по отсутствию регистрации, ни принять какие-то меры к собственнику этих животных — бывшему владельцу, к сожалению, не можем. Этот закон необходимо доработать и принять соответствующее решение — чтобы все это у нас было», — уверен спикер.
В качестве примера он привел аналогию с транспортными средствами. «Если мы автомобиль регистрируем обязательно и имеем кучу ограничений, штрафов за отсутствие регистрации автомобиля, мотоцикла, хотели велосипеды регистрировать, то собак сам бог велел это сделать», — считает он. Кроме того, отсутствие регистрации ограничивает чиновников в создании площадок для выгула домашних животных. По словам Гиниятуллина, наличие регистрации является одним из критериев по созданию таких площадок во дворах. «Интересное предложение! Надо принять на заметку!» — откликнулся Марат Готович.
А председатель общественной организации «Зоозабота» Лариса Фролова добавила, что одна из причин нежелания людей регистрировать своих животных — необходимость платить налоги. Да и само чипирование — удовольствие не из дешевых. Сегодня его стоимость варьируется от 600 до 800 рублей, отметила она. Гиниятуллин, впрочем, не согласился. Взять в дом животное — это ответственность, а одна из мер ответственности — это уплата налогов, полагает он.