Долгое эхо одной любви
Многие уже привыкли, что лето в Свияжске богато на театральные события. Но в этом году, увы, они поставлены на паузу. А напоминанием о них стал онлайн-показ документального спектакля «Любовь. Диалоги. Письма», основанного на семейном архиве, который хранится в музее-заповеднике «Остров-град Свияжск».
Архив действительно уникальный. Значительную его часть составляет 30-летняя переписка местной супружеской четы – Елизаветы и Александра Слободских-Артемьевых. Сохранился и их дом на улице Никольской.
Эта история любви начиналась на заре двадцатого века. Лиза после Мариинской гимназии преподавала в родном Свияжске в училище для слепых, а её жених и впоследствии муж – выпускник Казанского учительского института. В начале своей переписки молодые люди, как и подобает влюблённым, много и охотно говорят о своих чувствах, мечтают, ревнуют, тоскуют от невозможности видеться друг с другом. Расстояние между Казанью и Свияжском по нынешним меркам невелико, но век с лишним тому назад так не казалось. Сближение молодых людей происходило именно через письма, написанные аккуратным учительским почерком. В Свияжском музее хранится более двухсот из них…
Как они сюда попали – это отдельная история. Самое грустное, о них могли бы не узнать. Но с подачи директора музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артёма Силкина эта переписка уже не раз инсценировалась и стала частью театральной истории острова.
Эта история любви начиналась на заре двадцатого века. Лиза после Мариинской гимназии преподавала в родном Свияжске в училище для слепых, а её жених и впоследствии муж – выпускник Казанского учительского института
Сначала это произошло на одной из первых лабораторий «Свияжск АРТель», организуемых фондом «Живой город», соучредителем которого является Силкин. Давно известно, что он неравнодушен к театру, и вот тогда впервые Артём Николаевич, воспользовавшись, как говорится, служебным положением, доверил эти письма театральным людям – известному драматургу Ярославе Пулинович и московскому режиссёру Павлу Зобнину. В результате появился даже не спектакль, а набросок к нему, эскиз без названия. Тем не менее некоторым зрителям до сих пор памятна эта скромная свияжская премьера. От лица героини, как помнится, письма читала совсем юная актриса, а вот их адресатом был мужчина в возрасте, хотя в реальной жизни разница между супругами была всего два года. Но через это «несоответствие» и даже вольность проступала ясная и глубокая мысль: бывают чувства, над которыми не властны ни годы, ни «кризис среднего возраста», ни тем более социальные катаклизмы. А уж последних на долю вчерашних гимназисток и их кавалеров выпало предостаточно. Инсценировать все письма невозможно, да этого, наверное, и не нужно. Но мы, зрители, остались тогда в полной уверенности, что и спустя тридцать лет, когда авторов этой переписки одолевали уже иные, хозяйственные заботы, растворённая в их юношеских письмах нежность друг к другу тоже никуда не делась.
Пару лет назад та же семейная переписка попала в руки педагога Казанского театрального училища Татьяны Лядовой, и вскоре появился спектакль «Любовь. Диалоги. Письма», в котором она выступила режиссёром, а её ученики – третьекурсники Светлана Обухова и Каюм Мухтаров – сыграли молодую влюблённую пару. С одной стороны, это вроде бы одна и та же история, но с другой, общего между ними только имена героев. И дело не только в том, что письма не повторяются. Несмотря на «старорежимный» мундир Александра и кружевные воротнички его возлюбленной, получилась почти современная история. Герои бурно ссорятся и так же бурно мирятся, и не только на почве личных отношений, но и школьных дел. Между ними возникает даже что-то вроде соперничества. Очевидно, что состояться в жизни, профессии для них не менее важно, чем состояться в любви. Кстати, и сам спектакль игрался в декорациях «гимназического класса», воссозданного в одном из помещений Свияжского музея. Чёрная доска с мелом, наклонные парты (они же – места для зрителей), портреты Пушкина и русского царя… Создатели спектакля уверены, что эта история могла произойти в какое угодно время и в каком угодно месте, но им небезразлично, что она случилась в начале XX века именно в Свияжске.
Может статься, что в этом театральном романе в письмах ещё не поставлена последняя точка. Возможно, мы увидим и третий, и пятый спектакль на основе этой семейной хроники. И, думается, чем дальше от зрителей будет то время, когда люди писали друг другу длинные письма, тем заманчивее покажется идея вслушаться в голоса тех, кто жил и любил задолго до нас.