Из кабака – в путинский «Сириус»: что «поплывет» под «Парусом» на набережной Казанки?
Первые эскизы гипотетического центра, где есть место и юным блогерам, и киберспортсменам
«Бандитское место. Дай бог, чтобы его как-то привели в порядок. Главное, чтобы там не было ночного клуба. Если молодежный центр — хорошо», — оценивают эксперты судьбу здания ресторана «Парус» и клуба «Штат 51», которое недавно выкупил правительственный «Связьинвестнефтехим». Как оказалось, власти Татарстана уже не первый месяц раздумывают над вариантами использования «кораблика» на Казанке. Один из вариантов — молодежный центр с пленэром и секцией судомоделирования. Однако у проекта есть и критики, которые говорят, что образовательному учреждению такие шикарные виды на Кремль и Казанку не нужны.
Проект центра для подростков был готов еще в апреле
«БИЗНЕС Online» стали известны подробности одного из возможных вариантов использования бывшего ресторана «Парус». Детальную проработку по концепции и планировке здания провел правительственный «Университет талантов», который хочет организовать там образовательный центр для подростков по модели сочинского «Сириуса». Как выяснилось, проект был готов еще в апреле, его обсуждали на совещаниях в Казани. Напомним, что госхолдинг «Связьинвестнефтехим» выкупил здание у банка «Открытие» в мае этого года с последующей передачей минземимуществу РТ.
Нужно отметить, что это только один из возможных вариантов использования заброшенного здания. Как сообщили «БИЗНЕС Online» в «Университете талантов», окончательное решение о судьбе объекта еще не принято, продолжается обследование постройки. Другую идею, как мы писали, озвучил министр по делам молодежи республики Дамир Фаттахов. Ведомство предлагает разместить там арт-резиденцию, кластер для развития креативных индустрий. «Дальше, чем наше предложение, которое озвучивал Дамир Ильдусович, [дело не заходило]. Глубокой детальной проработки еще не было. Есть описанный концепт, подготовленный молодежным центром Республики Татарстан», — рассказывал«БИЗНЕС Online» первый заместитель министра по делам молодежи РТ Тимур Сулейманов.
Образовательный центр «Сириус» был открыт фондом «Талант и успех» в 2015 году по решению президента России Владимира Путина, который возглавляет его попечительский совет. Цель работы центра — раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в области искусства, спорта, естественнонаучных дисциплин.
В мае 2019 года президент Татарстана Рустам Минниханов и руководитель образовательного фонда «Талант и успех» Елена Шмелева подписали соглашение о сотрудничестве и формировании регионального центра по модели «Сириуса» в Татарстане. Был создан местный центр выявления и поддержки одаренных детей на базе «Университета талантов». Опорной площадкой центра сейчас является оздоровительно-образовательный комплекс «Дуслык» в Дербышках.
Театральный зал, киберспорт и студия юного блогера
Итак, что же предполагает концепция, которую предлагает «Университет талантов»? Большую часть подвала (336 кв. метров) планируется отдать под зал для театральных представлений и создать там театральную студию современной и национальной направленностей. Там же предлагают оборудовать выставочную зону, универсальный спортивный зал и гончарную мастерскую. Кроме того, в подвале предполагается разместить типографию и коворкинг. Отдельное место предусмотрено для «студии юного блогера».
На цокольном этаже «Университет талантов» предлагает разместить еще один спортзал и коворкинг, а также музей истории Казани и Татарстана «Прошлое, настоящее и будущее». Здесь же размечены зоны по различным направлениям: киберспорт, шахматы, нейробиология, виртуальная и дополненная реальность. Отдельно отметим секцию «судомоделирование и подводная робототехника», выделенную из-за близости к Казанке. По этому направлению организация хочет сотрудничать с Зеленодольским заводом им. Горького.
На первом этаже предполагается разместить многофункциональный зал для проведения крупных мероприятий и конференций, а также небольшие помещения для тренингов. Здесь же — пищеблок и столовая. А на 14 «квадратах» могут потесниться сотрудники республиканского центра выявления и поддержки одаренных детей.
Назначение нашли крыше и мансарде бывшего «Паруса». Там предлагают оборудовать многофункциональную площадку для массовых летних мероприятий, музыкальных концертов и конференций. Светлое помещение с видом на природные пейзажи и памятники архитектуры, по мнению проектантов, оптимально для направления «ИЗО». По этой же причине на крыше обустроят летнюю площадку для выхода художников на пленэр.
«Непонятно, зачем здание таким образом использовать»
Последнюю задумку не оценил архитектор, завкафедрой градостроительства и планировки сельских населенных мест КГАСУ Александр Дембич. По его словам, это странное решение: заниматься рисованием можно на протяжении всей набережной. «Пленэр — это такое дело: идет художник, подбирает для себя удобную точку, откуда открывается вид на интересный пейзаж, и делает свои эскизы. Они вообще никогда не прикреплены к одному месту! Поэтому очень все странно», — поделился он с «БИЗНЕС Online».
Архитектор поставил под сомнение весь проект и заявил, что образовательный центр в этом здании совсем не видит. Для этой цели придется переделывать всю планировку бывшего ресторана, считает Дембич. «Его использовали как ресторан, потому что он стоял на воде, там было много веранд, с них открывался хороший вид на водоем, рядом стоящий Кремль. Было довольно экзотично. Образовательному центру же не нужен красивый вид на воду и Кремль? Непонятно, зачем здание таким образом использовать», — вопрошает эксперт.
Именно как ресторан здание хорошо функционировало, разве только состарилось, уверен завкафедрой КГАСУ. И к нему нет удобных подходов — это, впрочем, проблема всей набережной в этой части. С задачей может справиться надземный переход (подземный невозможен из-за сложностей с грунтовыми водами).
«Тогда бы набережная начала более-менее функционировать. На ней даже несколько кафе и ресторанов могли бы поместиться. Обычно во всех прибрежных городах, например, в Праге, Будапеште, Париже, Женеве вся набережная в кафе и ресторанах, там играет музыка, отдыхают люди. А вот такие образовательные учреждения — в квартальной городской среде, никто не выводит их на побережье. У них другая задача», — считает наш собеседник.
«Главное, чтобы там не было ночного клуба»
С большим энтузиазмом к концепции отнесся краевед, автор телеграм-канала «Архитектурасы» Ян Гордеев. Он вспомнил, каким мрачным и «бандитским» местом это было раньше — все из-за соседства ресторана с баром «Штат 51». «Это был личный проект Камиля Исхакова, там он праздновал победу на выборах мэра в 2005 году. Мне это здание никогда не нравилось. Оно было построено с нарушениями. Нельзя было строить такие объекты в водоохранной зоне. Построили прямо на реке, сейчас там набережная проходит и здание не у самой кромки воды, а чуть-чуть отодвинулось. Скорее всего, это уже узаконили, но тогда это было явное нарушение», — рассказал нам Гордеев.
«Во-вторых, там был поганый клуб „Штат 51“. Сколько там народу лишилось зубов и здоровья… Бандитское место. Дай бог, чтобы его как-то привели в порядок. Для меня главное, чтобы там не было ночного клуба. Если молодежный центр — хорошо. Времена этих злачных заведений уже проходят», — считает автор телеграм-канала.
Другие ассоциации с «Парусом» у директора института дизайна и пространственных искусств КФУ Карины Набиуллиной. «Я часто наблюдала картину, когда молодежь там собиралась и днем, и в вечернее время. Прекрасные закаты, романтика… И логистика комфортная. Это было местом притяжения молодых людей. И доступ к воде — это всегда плюс. Объект (образовательный центр — прим. ред.) может стать очень успешным и притягательным местом», — отметила она.
Безусловно, смена функции здания потребует серьезных преобразований. В Татарстане есть много хороших специалистов, которые могут проводить реконструкцию зданий и сооружений, добавила наш собеседник. «Мне кажется, что это вполне возможно. Очень важна локация, градостроительная ситуация — вот их невозможно улучшить. А отдельные стены, сооружения капитального строительства очень трансформируемы. Было бы желание», — уверена Набиуллина.
Наши эксперты сходятся во мнении, что сносить здание ни в коем случае нельзя. «Сам облик более менее оригинальный. Не вызывал вопросов. Пытались каким-то образом воспроизвести идею с парусами… Что получилось, то получилось», — отметил Гордеев.
«Это традиционный для советского периода облик речных дебаркадеров. Мне кажется, сохраняя его, мы сохраняем некоторый элемент истории. Облик надо оставить», — уверен Дембич.