Кирилл Доронин из СИЗО: «Вину не признаю. Надо расследовать исчезновение партнеров с криптовалютой!»
Основатель Finiko снова обещал вернуть вкладчикам деньги. Но только если его выпустят
«Моя личная криптовалюта тоже пропала. Где партнеры? Не знаю, не общался с 2 июля, я все рассказал в интервью «БИЗНЕС Online», — заявил по видеосвязи из камеры казанского СИЗО-2 Кирилл Доронин. Сегодня он просил Верховный суд РТ выпустить его под домашний арест, подчеркнув, что самое главное — найти его партнеров, которые скрылись со всеми активами пирамиды. Однако суд остался непреклонен. О чем еще говорил Доронин, рассказывает корреспондент нашей газеты.
Вышел на связь из клетки СИЗО
Судебное заседание по жалобе на арест основателя Finiko Кирилла Доронина прошло при полном аншлаге. Но на этот раз главный герой сидел не рядом со своим адвокатом, а в камере СИЗО. В заседании он участвовал по видео-конференц-связи и сначала не показывался журналистам — сидел на скамейке, опустив лицо вниз, так, что видны были только черная кепка и белая футболка.
Судья, войдя в зал, установил личность Доронина: тот назвал свое полное имя и несколько раз повторил дату рождения — связь была плохой и половина слов просто проглатывалась. Адвокат Доронина Всеволод Добрынин к своей жалобе приобщил согласие Ольги Дорониной, матери основателя Finiko, на то, что она не против, если ее сын будет отбывать домашний арест в ее квартире. У самого основатели пирамиды жилья в России нет, вместо этого он, по нашим данным, проживал в одном из самых фешенебельных и дорогих отелей Казани.
После всех формальных процедур судья огласил уже известные материалы дела. Он напомнил, что 28 июля в Татарстане было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество»), сначала в отношении неустановленных лиц, затем 30 июля подозреваемым (а потом и обвиняемым) по делу стал Доронин. В тот же день Вахитовский райсуд заключил его под стражу — до 28 сентября. Нижестоящая инстанция обосновала это решение тем, что у Доронина есть двойное гражданство (России и Турции), а также недвижимость за рубежом. Суд посчитал, что основатель пирамиды может скрыться и оказать давление на свидетелей.
Адвокат Добрынин с этим доводами не согласился, потому и подал жалобу. По его мнению, причастность Доронина к преступлению не установлена, а сам он не раз выражал готовность сотрудничать со следствием — в частности, 30 июля сам явился на допрос в ГСУ МВД по РТ и отдал свой турецкий паспорт. «Учитывая намерения Доронина продолжить [возврат средств вкладчикам], избрание меры пресечения в виде ареста делает это затруднительным и даже невозможным», — зачитал судья выдержку из жалобы адвоката.
— Кирилл Леонидович, у вас есть какие-либо ходатайства в дополнение? — уточнил у Доронина судья.
— Нет, но все они налицо, — ответил тот.
Адвоката Доронина: у Кирилла нет намерений скрыться за границей «в отличие от других партнеров»
Адвокат Всеволод Добрынин, выступая в прениях, фактически повторил свои доводы, озвученные еще в Вахитовском суде. Он отметил, что обоснованные подозрения в преступления предполагают, что все потерпевшие и свидетели указали на то лицо, которое находится под следствием. Но в данном конкретном случае, по словам защитника, такого нет, а суд попросту сослался на выводы предварительного следствия. «Ни один из свидетелей и потерпевших не указывает на Доронина как на лицо, совершившее хищение их денежных средств. Более того, лица, указанные в ходатайстве следователя, указывают на иные лица, которые, как они предполагают, совершили в отношении них преступление», — заявил адвокат, не называя конкретных имен тех людей, на кого указали потерпевшие вкладчики.
Адвокат рассказал, что в своих показаниях потерпевшие и свидетели говорили, что «размещали на платформе именно криптовалюту, которая является виртуальным, а не денежным средством». Между тем, Доронину вменяется именно хищение денежных средств, подчеркнул защитник. Что же касается криптовалюты, то операции с ней не были запрещены в РФ как до принятия федерального закона о цифровых финансовых активах (ЦФА, вступил в силу в начале этого года), так и после.
По словам Добрынина, суд отправил Доронина под стражу только потому, что у Доронина нет постоянного места жительства в России, а также есть недвижимость за рубежом. «И пришел к выводу, что под страхом грозящего ему уголовного наказания он может скрыться», — напомнил адвокат выводы суда. Между тем, по его словам, дело расследуется еще с декабря 2020 года (тогда оно было возбуждено по ст. 172.2 УК РФ об организации финансовой пирамиды). «Сторона защиты вправе утверждать, что в период полугодичного расследования дела Доронин неоднократно допрашивался. 13 июля в очередной раз явился [в ГСУ], несмотря на то, что к этому моменту уголовное дело было приостановлено, сообщил о проблемах, возникших в проекте Finiko, противоправных действиях партнеров. Доронин заявил, что приложит все усилия для удовлетворения требований участников проекта, о чем сообщил также в средствах массовой информации», — сказал адвокат.
30 июля, еще раз повторил защитник, Доронин пришел в ГСУ сам, передал загранпаспорт, выразил готовность сотрудничать со следствием и дальше. «[Доронин] подтвердил, что у него отсутствует намерение уклоняться от расследования, в том числе [нет намерений] выезда за пределы Российской Федерации, в отличие от других партнеров», — заявил адвокат. При этом, еще будучи в статусе свидетеля, он мог спокойно уехать за границу — в ту страну, которая не осуществляет экстрадицию на территорию РФ — но, тем не менее, не сделал этого. Более того, продолжил адвокат, доводы следствия о том, что у него нет квартиры, где он мог бы проживать в Казани, несостоятельны: при обыске у жены Доронина в квартире в Иннополисе нашли его вещи, а также чемодан — а значит, он действительно там останавливался.
Таким образом, сделал вывод адвокат, заключение своего клиента под стражу он расценивает как «способ оказания давления с целью признания вины» Дорониным. На свободе он мог бы продолжить заниматься процедурой возврата средств, указал адвокат. «Он действительно начал производить деятельность по возврату средств тем пользователям платформы, кто обратился», — заключил адвокат.
Прокуратура с мнением адвоката не согласилась — по словам представителя надзорного ведомства, решение об аресте было принято обоснованно. Прокурор просил жалобу защиты отклонить.
Доронин: «Ситуация вызвана исключительно человеческим фактором — исчезновением партнеров с криптовалютой»
Все это время Доронин слушал речь своего адвоката стоя, сняв кепку и не пряча лицо. Выглядел он так, будто не выспался, но в голосе чувствовались нотки уверенности. «Вину в хищении я не признаю. Хищение чужого имущества путем обмана я не совершал», — с ходу заявил он судье.
По его словам, он видел те заявления, которые пострадавшие пишут в органы: «Очевидно, что на меня люди показывают в лучшем случае только потому, что я каким-то образом презентовал платформу». Между тем, продолжил Доронин, три года платформа «работала безукоризненно», а в том, что произошло, вина «определенных людей». «Проблема, которая возникла в последний месяц, это фактор человеческий, который не зависит от особенностей платформы. Несмотря на это, из-за человеческого фактора, <…> я предпринял меры по возврату криптовалюты части пользователей. И до ареста эта сумма составляла в эквиваленте порядка 40 тысяч долларов, и она могла бы увеличиваться, если бы не было принято решение о моем аресте», — отметил основатель Finiko.
Кроме того, он фактически одобрил решение следствия, которое объявило в розыск его трех партнеров — Зыгмунта Зыгнмутовича и Эдварда с Маратом Сабировых. «Я согласен со следствием, что надо расследовать материалы исчезновения людей, которые исчезли вместе с криптовалютными активами. Но мне [прошу] избрать более мягкую меру пресечения, потому что в голове у меня намерения и возможности продолжить выплаты криптовалюты тем партнерам, которых я по праву считаю сейчас потерпевшими», — заключил Доронин.
Когда суд удалился в совещательную комнату, Доронин продолжил общение с журналистами. Он рассказал, что в СИЗО занимается спортом, строит планы и пытается «осознать, что произошло». «[Анализирую] воспоминания за последние полгода, из-за чего ребята могли исчезнуть», — добавил Доронин. Если суд отпустит его под домашний арест, то он займется составлением планов по возврату средств и своей защите. «Мне бы и свои деньги еще найти с удовольствием. Криптовалюту, которая там была в общем управлении, моя личная, она тоже пропала. Не готов говорить [какая сумма], но это не такая большая сумма, которую мне приписывают. Достаточно для того, чтобы поддерживать семью и детей», — заявил Доронин.
По его словам, он до сих пор не знает, где его партнеры, с которыми не общался со 2 июля. «Тогда я прилетел из Турции, была пара смс, и все… Все в интервью „БИЗНЕС Online“ я рассказал, всю хронологию, она от и до там написана», — напомнил Доронин, когда его спросили о разладе в команде.
Он также рассказал, что ему пишут письма в СИЗО. «Те, кто пишут, они не потерпевшие, они понимали риски инвестирования в криптовалюту, и прекрасно понимали, что данная ситуация вызвана поведением человеческого фактора, а не поведением системы», — сказал Доронин. Он добавил, что до ареста возврат денег от него получили 500 человек. «Потом мне адвокат сообщил, что выплаты прекратились, потому что не из чего [выплачивать]», — сказал Доронин. «Скама по [Finiko] абсолютно точно [нет]. Эта ситуация вызвана исключительно человеческим фактором — исчезновением партнеров с криптовалютой, с цифровыми активами», — озвучил он свою версию краха пирамиды.
Судья, вернувшись из совещательной комнаты, разбил надежды оптимистичных «вкладчиков» Finiko: Доронин останется в СИЗО.