Азат Нигматзянов: «Хотелось бы, чтобы в Казани тема обманутых дольщиков больше не фигурировала»
С последним проблемным домом ЖК «МЧС» подрядчик планирует разобраться до конца августа
Лозунги типа «Не дайте умереть на улице — я бомж!» остались в прошлом для обладателей квартир в доме №3 ЖК «МЧС». Он сдан — остались бумажные вопросы и получение ключей, которых обманувшиеся в надежности ООО «Фон» ждали 10 лет. О том, как здесь решат проблему с дорогами и сколько еще в Казани долгостроев, — в материале «БИЗНЕС Online».
Жильцы дома №3 ЖК «МЧС»: «Они многодетными стали, пока мы ждали, — здесь жить будут»
История с проблемными домами ЖК «МЧС», длившаяся около 10 лет, выходит на финишную прямую. Сегодня утром первый замруководителя исполкома Казани Азат Нигматзянов передал застройщику, директору фонда РТ по защите прав граждан – участников долевого строительства Ивану Новикову, разрешение на ввод в эксплуатацию предпоследнего проблемного дома жилого комплекса — №3 на улице Зур Урам. На мероприятие также пригласили подрядчика в лице директора строительной компании «Ак Таш» Газинура Ахметова и десяток будущих новоселов.
По словам Нигматзянова, общая площадь дома — более 65 тыс. кв. м, из них жилая — чуть больше 32 тысяч. Всего здесь 574 квартиры и 345 парковочных мест. «Хотелось бы сейчас уже через некоторое время приехать в четвертый дом, чтобы с этой площадкой, как бы жалко ни было, но закончить, — с юмором отметил замруководителя исполкома. — Вообще хочется, чтобы в городе Казани тема обманутых дольщиков больше не фигурировала».
Жильцов, конечно, волновал вопрос получения ключей и кадастрового учета, но это еще предстоит решать застройщику. Присутствующие также поблагодарили Нигматзянова «за лепту, внесенную в строительство».
«Мы заключили договор в 2012 году, 2021-й на дворе — 9 лет. Этот комплекс, наверное, начали строить в 2011 году с первого дома. Предполагалось, что здесь будет единый застройщик — ООО „Фон“. Мы, зная, что это надежный застройщик в Казани, Татарстане, без всяких проблем решили здесь строиться. Срок сдачи данного дома был в 2014 году. Для нас казалось: два года не очень много ждать. Но время шло, мы понимали, что ничего не строится, уже 2014-й, 2015-й — обозначились проблемы. Терпеливо сидели, ждали», — поделилась своей историей с журналистами одна из жильцов, Наталья Рябова.
По ее словам, бывший застройщик, так же как и его глава Анатолий Ливада, тогда подозрений не вызывал. «„Фон“ — кто бы сейчас что ни говорил — был на хорошем счету. Человек, который руководил данной компанией, был вообще-то уважаемым в Казани, он много домов построил здесь, довольно приличный процент сдачи был», — отметила собеседница. Как заверили присутствующие, продавать или сдавать долгожданные квартиры они пока не планируют. К тому же их качество также не вызывает вопросов. «Если говорить про мою семью, у нас здесь две квартиры: одна моя, одна — моего брата. У брата четверо детей, семья ждет эту квартиру. Они многодетными стали, пока мы ждали! Здесь жить будут», — добавила Рябова.
Что касается другой инфраструктуры, то сейчас, например, уже не стоит вопрос с выездом на проспект Победы. Напомним, ранее жильцы жаловались на проблемы: единственный проезд есть лишь с Зур Урам на улицу Академика Губкина. На встрече с дольщиками специалисты исполкома объясняли, что строительство дороги — процесс небыстрый. В зону строительства дороги попадают жилые и нежилые объекты. Чтобы решить вопрос, необходимо их выкупить, предварительно проведя оценку в соответствии с Земельным кодексом РФ. Власти запланировали тогда два выезда: один от дома №3 до ТК «Мегастрой», второй — от ЖК «Триумф» до проспекта Победы. «Со стороны четвертого дома мы на проспект Победы уже вышли. В принципе, эти дома закольцованы. Сейчас еще подготовлено 95 процентов дороги, но там осталось с тремя гаражами разобраться, — заверил Нигматзянов в разговоре с „БИЗНЕС Online“. — Осталось соединить 20 метров. Жильцы этот вопрос сегодня даже не задавали, потому что они знают, что здесь уже кольцо есть, так что данная проблема решена». Действительно, под строительство дороги власти изымают 12 гаражей ГСК «Маяк» на Ново-Азинской.
Кроме того, дольщиков беспокоит и строительство школы и детского сада в шаговой доступности, но это тоже вопрос времени. «Когда приезжало сюда начальство из Москвы (в апреле этого года ЖК «МЧС» посетил зампредседателя правительства Марат Хуснуллин — прим. ред.), они (жильцы — прим. ред.) поставили эти вопросы социальной инфраструктуры — детские сады, школы и так далее. Они здесь по проекту планировки есть, нужны финансы, чтобы с ними тоже разобраться, решить», — пояснил замруководителя исполкома.
«Не дайте умереть на улице — я бомж!»: как достраивали ЖК «МЧС»
Строительство ЖК «МЧС» из пяти домов на улице Зур Урам началось в 2011 году — тогда были заключены первые договоры с покупателями. Застройщиком объекта являлось ООО «Фон», а дома планировалось сдать в III квартале 2014-го. По каждой из обещанных квартир тысячи покупателей выплатили от 1,5 млн до 4 млн рублей.
Но стройка замерла из-за проблем группы компаний Ливады. Сам он с марта 2017 года оказался в СИЗО. Суд определился с судьбой фигуранта лишь четыре года спустя — все это время он провел под домашним арестом и в феврале этого года отправился в колонию на 5 месяцев и 16 дней. Суд пришел к выводу, что 2,6 млрд рублей дольщиков он не присваивал, хотя и злоупотребил их доверием.
Именно с этого жилого комплекса начались знаменитые еженедельные штабы на стройплощадках в исполнении первого замруководителя исполкома Нигматзянова. Стройку возобновили в 2016 году. Денег не было, ни о какой поддержке за счет бюджета речи не шло. Вкладывали те средства, что дольщики собрали путем выкупа кладовок и парковок, которые еще оставались в активе комплекса. Выкуп этот был, что называется, добровольно-принудительным: парковки приходилось оплачивать даже безлошадным обладателям прав на несуществующие квартиры. Возмущениям не было предела, но и других источников финансирования стройки пять лет назад тоже не имелось: хотите квартиру, придется доплатить — иначе подрядчик работать не сможет. Городские власти, со своей стороны, договорились об освобождении объектов от платы за техприсоединение к сетям. Нигматзянов не раз лично давал гарантии застройщикам, выступая посредником между людьми и строителями: некоторые просто не понимали, почему они должны платить сверх цены уже оплаченного «квадрата», предлагая «дожать» чиновников и заставить их выделить деньги из бюджета. Окно возможностей для финансирования открыл указ Рустама Минниханова: спасителям дольщиков предложили земельные участки без торгов в качестве оплаты за их работу.
Дома №3 и 4 оказались самыми сложными: их по факту не было вообще, на площадке торчало лишь свайное поле, да и то частично. Поэтому сначала достраивали дома в более высокой степени готовности. Первоначальный подрядчик «Атлант» с объекта ушел, исполком под свои гарантии привлек «Бриз» Андрея Белякова и «Ак Таш» Ахметова. В 2018 году «Бриз» сдал первый дом, а «Ак Таш» — пятый. Это были первые победы в условиях крайне ограниченных средств.
Дольщики этого комплекса были весьма активны — они неоднократно организовывали публичные акции. Прорывались в кабмин РТ, устраивали показательные заселения в долгострой, ставили палатки, грозили голодовкой. «У меня украли квартиру!», «Не дайте умереть на улице! Я бомж» — с такими плакатами люди выходили на митинги. «Ковровые бомбардировки» «Инстаграма» Минниханова были в порядке вещей, писали дольщики и письма президенту РФ Владимиру Путину, отлавливали на маршруте поездки в Казани вице-премьера Виталия Мутко. В общем, покоя властям не давали.
В 2019 году «Фон» был признан банкротом, это открывало новое окно возможностей. В июне 2020-го фонду РТ по защите прав граждан – участников долевого строительства передали права застройщика по трем недостроенным домам ЖК «МЧС». Подрядчиком на объекты «Фона» привлекли «Ак Таш», «Бризу» отдали объекты «Свея». В апреле 2021 года был сдан второй дом. И вот сегодня заселяют уже третий дом долгостроя. Теперь в ЖК «МЧС» остается сдать лишь последний — №4, здесь завершаются строительно-монтажные работы и будут восстановлены права 253 граждан. И тут строители тоже вышли на финишную прямую.
«В понедельник, 16-го числа, мы отдаем извещение о завершении строительства. До конца августа мы получим заключение [о соответствии] и разрешение на ввод», — поделился в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Ахметов своими планами.
Тогда в истории строительства 10-летней давности можно будет ставить точку.
До конца года в столице РТ планируют сдать еще четыре долгостроя
В начале 2021 года в Татарстане было 9 проблемных объектов для 2 350 дольщиков. Два из них на 390 млн рублей профинансировали по республиканской программе (сдан ЖК в Елабуге; в Казани, на улице Заслонова, завершаются строительно-монтажные работы). По федеральной программе профинансировали 7 домов на 9 млрд рублей, из которых 3 млрд — республиканские. Пять объектов уже введено в эксплуатацию: второй и третий дом ЖК «МЧС» на улице Зур Урам, дом на улице Достоевского, 57, дом №6 ЖК «Золотая середина» на улице Чистопольской и последний, пятый, в ЖК «Молодежный».
Как ранее стало известно, решилась и судьба с 350 дольщиками, купившими квартиры на снесенных этажах «Золотой середины» на Четаева. По решению президента РТ Минниханова для собственников квартир на «лишних» этажах жилого комплекса построят два новых дома на улицах Рауиса Гареева и Аграрной. Таким образом, в республике завершится так называемая вторая волна обманутых дольщиков, связанная с компаниями «Свей» и «Фон».
Однако история с проблемными домами в РТ не заканчивается. Группа казанских компаний подкинула властям 300 дольщиков в двух проектах без эскроу-счетов — «Мелодия» на улице Комиссара Габишева, «Поколение» на улице Аделя Кутуя, на очереди может оказаться и третий — ЖК «Жардин» на улице Аэропортовской. Все три дома фактически строятся одним застройщиком, одной группой компаний. В отношении руководства возбуждено несколько уголовных дел, ведется следствие. Первые два жилых комплекса уже включены в единый реестр проблемных объектов, ЖК «Жардин» войдет туда в сентябре. В «группе риска» также по одному дому в Нижнекамске и Набережных Челнах.