«Временно переместим весь мусор»: в Челнах решали, как чистить реки и ликвидировать свалки
Чиновники составили проект по восстановлению акватории Мелекески, в планах — сделать пляж
Проблемные с точки зрения экологии места Набережных Челнов и Тукаевского района вчера осмотрела делегация республиканских чиновников. В частности, говорили об очистке Мелекески, о том, что делать с несанкционированной свалкой в Малой Шильне и как укреплять береговую линию в поселке Белоусе. Но когда реализуют задуманное? И кто оплатит все работы? На объезде побывал корреспондент «БИЗНЕС Online».
Мусор уберут, а потом вернут
Среди осмотревших зоны риска чиновников были представители местных органов власти, заместитель министра экологии и природных ресурсов РТ Егор Тарнавский и неожиданный гость — заместитель генерального директора фонда инвестиционного развития территорий Руслан Гаджиев. Складывалось впечатление, что он не вполне понимал, как оказался в этой компании, да и не все присутствующие знали, кто он такой. От вопросов прессы Гаджиев уклонялся, а беседовать на фоне свалки категорически отказался. При этом столь тематический визит главы фонда уже не первый — 6 августа он присутствовал на осмотре биологических очистных сооружений в Казани и в селе Кощаково Пестречинского района. Там он был более открыт: «Проекты строительства и реконструкции очистных сооружений, наряду с выстраиванием современной системы обращения с ТБО должны иметь наивысший приоритет для государства». Это особенно важно для Татарстана как для одного из промышленных лидеров страны. Уверен, что подобные проекты должны быть обеспечены не только финансированием для реализации, но и общественным контролем… Крайне важно вовлекать жителей в процесс принятия решений по проектам, связанным с экологической повесткой, обеспечить прозрачный процесс информирования людей о ходе работ и дать людям возможность оценивать и контролировать результаты».
А накануне первой остановкой делегатов стала несанкционированная свалка ТБО в Малошильнинском сельском поселении. Мусор туда свозят с начала 2000-х и за это время стихийный полигон разросся до 2 га. Еще в 2016 году Тукаевский райсуд обязал исполком ликвидировать свалку, но из-за отсутствия денег администрация попросила отсрочку на два года. Но воз и ныне там. Проект рекультивации свалки направлен для участия в федеральном проекте «Чистая страна». На это требуется 54,5 млн рублей. Глава Малошильнинского сельского поселения Адель Гаутов пояснил, что именно подразумевается под рекультивацией: «Мы временно переместим весь мусор, потом расстелим здесь специальное покрытие, которое отсечет подземные воды и другие источники. На него уже будет возвращен мусор и таким образом утилизирован. Вреда природе эти изолированные ТБО уже не принесут». Власти выразили надежду, что после реализации проекта в жителях района проснется сознательность и привозить сюда все новый мусор они перестанут. Самих же жильцов на встречу, впрочем, не позвали.
Тарнавский сообщил, что рекультивацию проведут за счет федерального и республиканского бюджетов в соотношении 60% на 40%. «Район полностью свою часть отработал, сейчас заявка находится в Москве на согласовании», — сказал он.
Берег отступает на 2 метра в год
Следующая остановка — элитный поселок Белоус. Там чиновники осмотрели берег Нижнекамского водохранилища, который требует укрепления. О необходимости берегоукрепления еще в 2019 году говорил глава Тукаевского района Фаил Камаев, на публичных слушаниях он назвал этот проект «мегастройкой».
Журналистов на объект не пустили: пройти можно было только по частной территории, хозяину владений предоставили список лиц для пропуска, и СМИ в нем не оказалось. «Мы посмотрели объект, планируемый к реализации в рамках федеральной целевой программы развития водохозяйственного комплекса, берегоукрепление у села Белоус, — рассказал позже Тарнавский. — Там нужно сделать 535 метров береговой линии. Скорость „съедания“ береговой полосы — примерно два метра в год, это довольно значительная цифра». Исполком Тукаевского района занимается подготовкой документов, предполагается, что заключение госэкспертизы будет в сентябре. Тогда же можно будет говорить о стоимости проекта.
Интересно, что участок береговой полосы поделен на два куска, посередине — та самая частная территория, через которую и вошли чиновники. «Укреплять берег на частной земле на федеральные деньги права мы не имеем, — сказал Тарнавский. — Но реализации проекта она не помешает, берег там укрепил сам владелец».
«Толщина ила на дне — почти метр»
Последним пунктом оказалась набережная реки Мелекески. Там чиновники обсудили проект очистки реки. Он разбит на три этапа, вопрос с финансированием первого уже решен. 160 млн рублей город получит в рамках нацпроекта «Экология» (а вся расчистка Мелекески оценивается в 250 млн рублей). В эту сумму входят работы по очистке 1,45 км дна, от устья реки до дома 10/70. Планируется, что госэкспертизу проект пройдет до 30 сентября, и работы начнутся в этом году. Второй этап — разработка проекта еще на 3,5 км, от дома 10/70 до Казанского проспекта. Делает его компания из Краснодара за счет городского бюджета, сами работы — за счет федерального бюджета. На втором и третьем этапе также построят очистные сооружения, но уже для 5, 6 и 10 комплексов ГЭСа. В планах — зачистка дна Мелекесского залива. «Толщина ила на дне — почти метр, надо его убрать и превратить реку в чистый водоем», — пояснил Руководитель исполкома Тукаевского района Айрат Хабибуллин.
Замминистра экологии отметил масштаб проекта: «Мы ведем его уже не первый год. Он не единственный такой — есть еще проекты очистки в Лаишевском и Мамадышском районах, но там масштабы меньше». Первый замглавы исполкома Челнов Илья Зуев подчеркнул, что благодаря очистке реки можно будет сделать полноценный безопасный пляж: «Челнинцы смогут купаться. Мы не только русло расчистим, но и стоки, которые выходят в реку, тоже».
Гаджиев все это время отмалчивался, но на прямой вопрос о том, почему он оказался в делегации, все-таки ответил: «Много вопросов, касающихся экологии, поступает от граждан через мобильные приемные. Объекты, которые сегодня осмотрели, возьмем на контроль».