Азат Мубаракшин: «Вместо службы контроля «служба противодействия Ростехнадзору»
Шеф Приволжского Ростехнадзора об «особых» отношениях с МНКТ Шаймиевых и 696 нарушениях на НКНХ
«Основная проблема — эксплуатация старого, изношенного оборудования, которое продолжает использоваться в большом количестве. По нему надо принимать меры», — подводит итог полуторамесячной проверки «Нижнекамскнефтехима», новый шеф Приволжского Ростехнадзора Азат Мубаракшин, ставшей гостем Интернет-конференции «БИЗНЕС Online». За аварию с человеческими жертвами компании «МНКТ» пока выписан штраф на 300 тыс. рублей, но могут появиться и более серьёзные последствия — теперь слово за правоохранительными органами. Как производственную безопасность курировали при коронавирусе и продолжит ли ведомство жесткую политику Бориса Петрова — в репортаже со встречи.
Аварийность не пошла в рост
2020 год оказался нетипичным для работы сотрудников Ростехнадзора — из-за коронавируса были отменены плановые проверки с марта 2020 года, однако надзор за опасными объектами 1 класса опасности, а также внеплановые проверки никто не отменял. Кроме того, сокращение проверок идет в рамках так называемой «регуляторной гильотины» и вступившего в силу 248 федерального закона о государственном контроле и надзоре. Например, плановые проверки могут быть сокращены по причине добросовестности предприятий, одним из признаков которого является отсутствие аварий в течение пяти лет, после чего по совокупности с другими, установленными в постановлении правительства РФ признаками, предприятия будут реже проверяться. Об этом в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» рассказал новый руководитель Приволжского управления Ростехнадзора Азат Мубаракшин.
Любопытно, что, несмотря на ослабление контрольно-надзорной хватки в 2020 году, аварий на опасных объектах в 2021 году больше не стало. Напротив, происходит их постепенное снижение. Так, если в 2019 году на подконтрольных управлению объектах произошло 13 аварий, 15 несчастных случаев (21 человек пострадал, из них 5 со смертельным исходом), то в первом полугодии 2020 года — 8 аварий и 7 несчастных случаев (пострадало 14 человек, из них 8 со смертельным исходом). За 6 месяцев 2021 года зафиксирована одна авария и три несчастных случая, в результате которых пострадало 8 человек, из них 4 со смертельным исходом.
«Это связано с большой работой, которую проводит Ростехнадзор, тренд по снижению количества аварий идет с 2014 года. Это — запас прочности той работы, которую мы проводили ранее, повышение ответственности эксплуатирующих организаций за безопасность», — уверен Мубаракшин. Но совсем без контролеров не обойтись, уверен глава ведомства, об этом свидетельствует и большое количество выявленных в 2021 году нарушений.
Контроль так или иначе будет меняться. В РФ сейчас проводится эксперимент по дистанционному контролю промышленной безопасности. Пока участие добровольное. «При передаче в Ростехнадзор сведений, характеризующих риски возникновения аварий, часть проверочных мероприятий на этих предприятиях производиться не будет», — говорит Мубаракшин. Срок окончания эксперимента — декабрь 2022 года.
Пока данные с предприятий собираются в ручном режиме, но готовится и цифровая платформа, которая в перспективе начнет собирать оцифрованные данные с предприятий автоматически. В Татарстане интерес к проекту пока проявили две компании — «Татнефть» и Пороховой завод, но соглашения с ними пока не подписаны.
Любопытно, что «Сибур», например, также заявился на участие в эксперименте, будем надеяться, что после слияния с ТАИФом система по дистанционному контролю промбезопасности со временем распространится и на татарстанские площадки ТАИФа, которые за последние годы не раз становились очагами разного рода аварий.
Про аварию на «МНКТ»
«У нас с „МНКТ“ особые отношения, они оспаривают все наши решения. Это тот случай, когда вместо службы производственного контроля на предприятии работает „служба противодействия Ростехнадзору“, как я ее называю», — горько шутит Мубаракшин.
22 января 2021 года на участке предварительного сброса воды компании ООО «Малая нефтяная компания Татарстана» (МНКТ), расположенном в Сармановском районе Республики Татарстан, произошла трагедия. Во время проведения пневматического испытания взорвалась емкость. В результате погибли оператор установки и разнорабочий, еще два сотрудника получили тяжелые травмы.
«Мы рассмотрели выводы комиссии, приняли административные меры реагирования к юридическому лицу. Все материалы своего технического расследования мы направили в правоохранительные органы. Теперь они должны принять решение о возбуждении уголовных дел в отношении должностных лиц, чтобы мы к остальным виновным могли применить меры административного воздействия», — сообщил Мубаракшин.
Что же вызвало трагедию? В числе технических причин Мубаракшин назвал то, что взорвавшаяся 50-кубовая емкость была подвергнута пневматическим испытаниям под давлением, на которое она не была рассчитана. Из организационных нарушений — отсутствовал контроль за выполнением работ. «Люди, в должностных инструкциях которых не было прописано проведение этих работ, были к ним привлечены», — добавил он.
По решению Сармановского райсуда деятельность на аварийном участке приостанавливали на 90 дней: с 20 февраля по 20 мая 2021 года. По инициативе «МНКТ» данный участок временно выведен из эксплуатации, уточнили в Ростехнадзоре.
После аварии на «МНКТ» Ростехнадзор провел внеплановую выездную проверку, по выявленным нарушениям на компанию наложили административный штраф в размере 300 тыс. рублей. Штраф еще не оплачен — «МНКТ» оспаривает в суде нарушения, выявленные в ходе проверки.
По данным «Контур.Фокуса», 40% уставного капитала ООО «МНКТ» принадлежит Радику Шаймиеву, оставшиеся доли по 30% распределены между Айратом Шаймиевым и его сыном Тимуром.
Большая проверка на НКНХ
12 июля 2021 года завершена большая полуторамесячная проверка деятельности «Нижнекамскнефтехима». Это была плановая инспекция, которую проводила комиссия центрального аппарата совместно с представителями Приволжского, Западно-Уральского и Северо-Западного управлений Ростехнадзора. Завод НКНХ эксплуатирует 28 опасных производственных объектов, так вот в ходе проверочных мероприятий на них было выявлено 696 различных нарушений требований промышленной безопасности.
«Предприятие эксплуатируется с 1967 года. Там, безусловно, имеются новые современные производства и технологии, но основная проблема — эксплуатация старого, изношенного оборудования, которое продолжает использоваться в большом количестве. По нему надо принимать меры», — уверен Мубаракшин.
Справедливости ради нужно сказать, что значительное количество нарушений — это неверное оформление или отсутствие необходимой документации, устранение которых не требуют денежных вложений. «У них есть служба производственного контроля, управление по промышленной безопасности — это их задача. Видимо, они ждали, пока мы придем», — делает ироничный вывод глава Приволжского управления Ростехнадзора.
Вместе с тем, были обнаружены и более существенные огрехи. Например, на предприятии применялись системы контроля, управления и противоаварийной защиты, системы оповещения, отработавшие назначенный срок службы. Строительство и реконструкция объектов капитального строительства шли с нарушением требований градостроительного законодательства. На заводе работало оборудование с неисправными или отключенными системами контроля. Технологические схемы производства меняли без корректировок проектной документации, и т. д. и т. п.
В итоге предприятию было предписано устранить нарушения, а юрлицо и должностные лица НКНХ были привлечены к ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ («Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов»).
Стройка на этиленнике возобновлена
А вот строительство нового производства этилена на НКНХ после 52 дней приостановки Ростехнадзор уже «разморозил». «Основная проблема была в том, что осуществлялось производство работ, не соответствующих проектной документации, получившей положительное заключение Главгосэкспертизы. Вместо 1157 свай было забито 706, вместо 14-метровых свай использовались 10-метровые», — вспоминает спикер.
Причина в том, что по ходу стройки НКНХ изменили устанавливаемое оборудование, соответственно, изменились и необходимые нагрузки на опоры. Главгосэкспертиза пересмотрела внесенные в проект изменения и выдала новое заключение. Сейчас строительство этиленника продолжается.
Под вопросом по-прежнему остается выдача ЗОС (заключение о соответствии построенного объекта) по двум крупным объектам ТАИФа. Первый — это многострадальный КГПТО на ТАИФ-НК (комплекс глубокой переработки тяжелых остатков), второй — печи пиролиза на «Казаньоргсинтезе». Сюжет обеих историй в очень упрощенном виде заключается в том, что в процессе проведения Ростехнадзором проверки законченных строительством объектов были выявлены замечания, в связи с чем ЗОС выдан не был.
«Мы недавно встречались с руководителями ТАИФ-НК, и вопрос по КГПТО мы сейчас отдельно рассматриваем, чтобы сдвинуть с мертвой точки, посмотреть, насколько технологически и документарно объект соответствует проекту, прошедшему Главгосэкспертизу, и требованиям промышленной безопасности», — говорит Мубаракшин.
Теперь обе стороны думают, какие меры предпринять, чтобы устранить выявленные нарушения для получения ЗОС. «ТАИФ не может эксплуатировать объект без получения заключения о соответствии. После получения ЗОС они должны получить акт ввода объекта в эксплуатацию [КГПТО], после — зарегистрировать опасный производственный объект и при необходимости внести изменения в разрешительные документы — и только после этого работать», — комментирует глава Приволжского Ростехнадзора.
Каким образом стороны разрубят «гордиев узел», накрепко завязанный еще при прежнем руководителе контрольного ведомства Борисе Петрове, пока не уточняется.