«Это же почти гусь!»: заинский фермер – лучший друг французских мулардов
Как заработать «утиные миллионы» на гибриде, теснящем на рынке традиционную птицу
В деревне Керекес Заинского района находится самая большая в Татарстане ферма гибридной утки породы мулард. На площади в 1 га содержится 25 тыс. птиц. В свои 32 года этим хозяйством руководит Артур Мухаметзянов. О том, почему мулардов выращивают только на мясо, почему фермеру выгоднее продавать двухмесячного птенца и как ему помогают в работе советские инкубаторы, — в очередном выпуске рубрики «Бизнес на селе» от нашей видеогруппы.
«В этом бизнесе всегда будут „качели“. Один год — спрос высокий, один год — спроса почти нет»
Утка породы Мулард впервые была выведена во Франции в 60-х годах прошлого столетия. Для этого скрестили два вида, которые в природе друг с другом не встречаются: белую пекинскую утку и мускусную индоутку. Получившийся гибрид взял лучшие качества от своих родителей. Чистоплотность, спокойный нрав и отсутствие жира от пекинской, а быстрый рост и большую массу тела от мускусной утки. Если сравнить с гусиным мясом, то в мясе муларда будет в два раза меньше жира. Поэтому оно по праву может считаться диетическим. Главный же недостаток породы — мулард не имеет потомство, поэтому его выводят искусственно, при помощи скрещивания родителей.
В 2010 году Артур Мухаметзянов впервые закупил тысячу уток в Ростовской области за 150 тыс. рублей. Необычную утку у фермера брали с неохотой. Чтобы познакомить с мулардом местных приходилось отдавать птицу бесплатно. Спустя три года бизнес встал на ноги. Наш герой продает их фермерам. Те ее доращивают до взрослой птицы и реализуют мясо. Со временем появились постоянные покупатели по всему Поволжью и в соседних регионах: Башкортостана, Омской и Челябинской областях.
Следующий свой шаг Мухаметзянов сделал полтора года назад. В 2020 году он завел собственное родительское поголовье уток. Это нужно было сделать для того, чтобы не зависеть от поставок мулардов с юга России. Для этого он отправился на родину гибридных уток, во Францию. Успел перед самым закрытием границ из-за начавшейся пандемии. Там прошло обучение по уходу и скрещиванию родительских уток. Вернулся в Россию и построил новый птичник под Заинском в селе Вторая Бугульда. Под руководством французских специалистов, которые помогали ему по видеосвязи, фермер начал выводить мулардов самостоятельно.
Родительских уток фермер заказывает во Франции. Самцов мускусной индоутки обновляет каждый год, а самок белой пекинской — каждые 2 года. Так фермер поддерживает чистоту наследственности и качество своих будущих мулардов. Выгоднее всего продавать утят маленькими. Корма на них уходит меньше, цена привлекательнее и транспортировать таких малышей проще. Если двухнедельный утенок стоит 200 рублей, то в 2 месяца мулард будет стоить 450 рублей. Мухаметзянов отмечает, что продавать взрослую птицу для него — убыток.
Муларды хорошо переносят жару. Для недельных утят температура должна быть не ниже 30 градусов, а для взрослой птицы не ниже 22. Несоблюдение температурного режима может стать для гибрида губительным. Поэтому птицу стараются продать до октября. С весны по осень наш герой продает более 200 тысяч живых утят. Выручка составляет около 40 млн рублей. Утиные миллионы фермер вновь пускает в дело. Недавно купил старый коровник недалеко от села Керекес. Там он планирует построить новый птичник.
Одна утка за сезон несет 100 яиц. В специальной комнате они проходят проверку. Яйца просвечивают лампой. Если оно пропускает свет — значит яйцо «пустое». Около 10% яиц на данном этапе отсеиваются. Оставшиеся отправляются в инкубатор. На инкубационных шкафах Мухаметзянов решил сэкономить. Новые стоят больше 2 млн рублей. Поэтому он отыскал по всей России 30 советских инкубаторов и 9 выводных шкафов. Заменил проводку и немного модернизировал. В итоге фермер потратил 250 тысяч рублей за инкубатор. Общая вместимость инкубатора — 270 тысяч яиц.
Сейчас на птичьем рынке кризис. Выросли цены на корма и стройматериалы. Чтобы прокормить птицу до конца сезона Мухаметзянов был вынужден взять большой кредит. Подставить плечо помощи может минсельхоз РТ. Фермер подал заявку на получение гранта «Семейная ферма». «В этом бизнесе всегда будут „качели“. Один год — спрос высокий, один год — спроса почти нет. Это будет всегда. Не будет такого, что бизнес стабильно вырастет, и будет всегда держаться на плаву. Все равно всегда выживает сильнейший. Все-таки [птичий бизнес] это еда. Она будет нужна всегда», — отмечает фермер из Заинского района.