Есть такое звание – народный герой
В Башкортостане открыли памятник герою-татарину, водрузившему Знамя Победы над Рейхстагом
В татарском селе Янагушево в Башкортостане родился Гази Загитов, в мае 1945-го водрузивший Знамя Победы над Рейхстагом. 20 августа, в день столетия героя, в районном центре – селе Мишкино открыли памятник в его честь.
По данным историков, в дни взятия Берлина над Рейхстагом реяли около сорока красных знамён, но официально водрузившими Знамя Победы были признаны лишь Михаил Егоров и Мелитон Кантария. Их имена вошли в школьные учебники. Но долгие годы умалчивался тот факт, что ещё за три часа до группы Егорова и Кантарии первыми знамя на крыше Рейхстага закрепили Гази Загитов и Михаил Минин из группы капитана Макова.
В 1964 году о подвиге Гази Загитова написала газета «Комсомольская правда». Только тогда жители села Янагушево узнали об отважном поступке односельчанина. К этому времени самого героя уже 11 лет не было в живых.
ЕСТЬ ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ
Кажется, судьба героя была уготована Гази Загитову ещё при рождении – его полное имя Гыйзетдин с арабского переводится как «воин». О жизненном пути защитника Родины рассказал методист музея Гази Загитова в его родном селе Янагушево Айрат Загитов: «В ряды Красной Армии он был призван в 19-летнем возрасте. К тому моменту он окончил два курса медицинского техникума в Бирске. Это был 1940 год. К началу войны он служил в Таллине в артиллерийских войсках. Позже участвовал в освобождении Беларуси, Польши. Был разведчиком взвода оптической разведки 832-го отдела армейского разведывательного артиллерийского дивизиона. Дошёл до Берлина.
Известно, что всего было изготовлено девять Знамён Победы – по числу участвовавших в штурме Рейхстага дивизий. 30 апреля в 14 часов 25 минут было предпринято первое наступление на Рейхстаг, второй штурм начался в 21.00.
Гази Загитов из группы капитана Макова первым вошёл в здание. Они с Михаилом Мининым поднялись по лестнице, вышли на крышу и закрепили знамя на статуе богини Победы. Это было не специально изготовленное, а самодельное знамя. После водружения группа сообщила об этом капитану Макову, а Маков – в штаб. Группа охраняла подступы к Рейхстагу, Загитов в её составе оставался в здании до рассвета.
В архивах имеются документы, подтверждающие факт водружения Знамени Победы 30 апреля в 22.40 Загитовым и Мининым.
1 мая командование артиллерийской бригады представило всю группу к присвоению высшей награды – звания Героя Советского Союза. Однако 18 мая бойцам группы были вручены ордена Красного Знамени.
Целый год потребовался, чтобы решить, кого же наградить за водружение Знамени Победы. Только в 1946 году Жуков подписал приказ о присвоении звания Героев Советского Союза Михаилу Егорову и Мелитону Кантарии. Из девяти специально изготовленных знамён на Рейхстаг подняли лишь семь. Знамя под номером пять водрузили Егоров и Кантария».
«О ТЕХ СОБЫТИЯХ НИКОМУ НЕ РАССКАЗЫВАЛ»
Гази Загитов при штурме Рейхстага был ранен в грудь навылет, но продолжил бой, свидетельствуют документы. В родные края он вернулся только в 1946 году. Работал председателем колхоза, затем механиком в МТС.
20 августа 1953-го ему исполнилось 32 года. 23 августа Гази Загитов погиб в автокатастрофе.
«В родном селе Загитов никому не рассказывал о том, что поднимался на Рейхстаг. Ветераны, побывавшие в самом пекле войны, обычно не рассказывали о ней, считая, что война – штука грязная.
В 1948 году Гази Загитов женился, через два года родилась дочь Назия. Потом – сын Газали, на момент смерти отца ему было всего два месяца. Назия родила семерых сыновей – Роберта, Ильшата, Ильгама, Фидана, Рафиса, Ильдара, Эльвира. Сын Гази Загитова воспитал сына и дочь. Внучка героя Альбина недавно умерла от рака, у неё остались трое детей», – рассказал Айрат Загитов.
Только во времена Хрущёва стал достоянием общественности тот факт, что ещё до появления на крыше Рейхстага Егорова и Кантарии там уже было закреплено Красное Знамя. Тогда возник вопрос: «Кто же его водрузил?»
Гази Загитов из группы капитана Макова первым вошёл в здание. Они с Михаилом Мининым поднялись по лестнице, вышли на крышу и закрепили знамя на статуе богини Победы. Это было не специально изготовленное, а самодельное знамя. После водружения группа сообщила об этом капитану Макову, а Маков – в штаб. Группа охраняла подступы к Рейхстагу, Загитов в её составе оставался в здании до рассвета
В 1961 году Институт истории при ЦК КПСС собрал ветеранов, участвовавших в штурме Рейхстага. На пленум приехали Маков, Минин, Лисименко. Загитова к тому времени уже восемь лет не было в живых. На общем собрании было доказано, что первыми проникли в здание и закрепили знамя бойцы группы Макова. И только 30 апреля 1964 года через прессу стало известно о том, кем на самом деле был Гази Загитов.
«В 1995 году Институт военной истории Министерства обороны принял ходатайство Комитета ветеранов Ленинградской организации, посчитав обоснованным архивными документами факт водружения группой Макова первого Знамени Победы над Рейхстагом, и принял решение о награждении Загитова, Боброва, Лисименко, Минина званием Героя Советского Союза. Но награждение не состоялось. Сослались при этом на то, что группа уже удостоена высшей награды – ордена Красного Знамени. В 1995 году в обновлённой Военной энциклопедии (3-й том, 392-я страница) в главе о Знамени Победы написано о том, что первым 30 апреля знамя водрузил Загитов», – рассказал методист музея.
В 1997 году вся группа Макова получила звание Героев Советского Союза от Постоянного Президиума Съезда народных депутатов СССР. Однако к этому моменту такой страны, как СССР, уже не существовало. Таким образом, официально наградить Загитова званием Героя Советского Союза было уже невозможно.
«Хотя общественность, историки признают Гази Загитова Героем СССР, политики не хотят этого признавать», – резюмировал Айрат Загитов.
«МЫ БЛАГОДАРНЫ ЗА ТО, КАК ЕГО ПОЧИТАЮТ»
Сейчас в нашей стране высшая воинская награда – это звание Героя России. Был прецедент, когда это звание присваивали героям спустя много лет после их смерти, как, например, татарскому генералу Минигали Шаймуратову. Возможно ли такое и в случае с Гази Загитовым? По словам председателя Башкортостанского отделения Российского исторического общества Марата Марданова, шансов очень мало.
«О героизме Загитова знают все военные эксперты, знает народ республики. Но, к сожалению, присвоить ему звание героя практически невозможно. Во-первых, за этот подвиг он уже дважды был награждён, во-вторых, наградить его можно было бы только в составе группы, а там некоторые уже с «запятнанной» биографией. В-третьих, звание Героя СССР для Егорова и Кантарии официально было утверждено руководством того времени. Да, звание Героя России было присуждено Миннегали Шаймуратову за советский подвиг, но это единственный случай», – пояснил он.
Племянник Гази Загитова Рамиль Загитов согласен с тем, что сейчас добиться звания героя для его дяди невозможно.
«Этот вопрос до сих пор поднимается. Когда самого Гази-абыя уже нет, сделать это очень сложно. Может быть, и политика здесь была… Кому-то не нравилась эта идея. Мы благодарны уже и за то, как его почитают», – отметил он.
Айрат Загитов подчеркнул, что Гази Загитов – не официальный, а народный герой.
«Люди знают и помнят. Из Мишкинского района Героями СССР стали Махмут Актуганов, Ишмай Ишкинин, Степан Казаков и Егор Орсаев. А пятым героем мы называем Гази Загитова», – пояснил собеседник.
В торжественном открытии памятника Гази Загитову в мемориальном комплексе «Пять героев» в районном центре Мишкино приняли участие глава Республики Башкортостан Радий Хабиров, глава Мишкинского района Павел Трапезников, министр культуры РБ Амина Шафикова, председатель исполкома Всемирного конгресса татар Данис Шакиров и другие официальные лица. Они возложили цветы к памятнику, у Вечного огня минутой молчания почтили память погибших в Великой Отечественной войне.
«ФРОНТОВИКИ ШЛИ К НЕМУ ЗА ПОДДЕРЖКОЙ»
На торжественное открытие памятника пришли также родственники героя. Дочь сестры Гази Загитова Захида-ханум рассказала, что дядю односельчане помнят как человека отзывчивого и скромного. «Нам всегда ставили его в пример. Он вырос в многодетной семье – две девочки и три мальчика. Гази-абый был четвёртым ребёнком. Наша бабушка прожила 16 лет после смерти сына. Тяжело переживала его уход. Плакала, из-за этого ослепла», – рассказала она.
«Гази-абый всегда помогал людям. О войне не рассказывал, лишь говорил, что о нём когда-нибудь они услышат. Мама рассказывала, что Гази-абый был человеком неунывающим, любил петь», – добавила Захида.
Дочь брата героя Сагидуллы – Роза-ханум отметила, что скромность – семейная черта Загитовых.
Брат Розы-ханум Рамиль Загитов, выступая на церемонии открытия памятника, поблагодарил всех: «Мы благодарны за то, с каким уважением и сейчас относятся к нашему дяде. Его все вспоминают. Фронтовики шли к нему за поддержкой, он был отзывчивым, благородным и скромным человеком. Такое проявление уважения и открытие памятника Гази Загитову ещё раз доказывают, каким человечным он был. Он наш татарский герой, наша гордость».
Сейчас в нашей стране высшая воинская награда – это звание Героя России. Был прецедент, когда это звание присваивали героям спустя много лет после их смерти, как, например, татарскому генералу Минигали Шаймуратову. Возможно ли такое и в случае с Гази Загитовым? По словам председателя Башкортостанского отделения Российского исторического общества Марата Марданова, шансов очень мало
Односельчанин Валихан Замилев подростком видел Гази Загитова и помнит, как встречали земляка после войны.
«Как только узнали, что он вернулся, мы, мальчишки, побежали к нему, радости не было предела. Я помню свадьбу Гази-абыя и Камили-апы. Была зима, они проехали колонной из пяти-шести запряжённых лошадей, тогда мне было примерно 11 лет. Помню, как Гази-абый работал председателем сельсовета. На праздниках он пел, аккомпанируя себе на большом аккордеоне, на груди – ордена и медали. Он наша гордость», – рассказал Валихан Земилев.
Он также поделился подробностями гибели Гази Загитова: «В последние годы жизни он работал механиком на МТС. Однажды поехал на грузовике за запчастями, уступил своё место в кабине беременной женщине, сам сел в кузов. Пошёл дождь, он встал, чтобы надеть плащ, упал с грузовика и погиб, ударившись головой».
«ГЕРОЕМ ПРИЗНАЛИ БЛАГОДАРЯ ТАТАРАМ»
Глава Урьядинского сельского поселения Раик Загитов вспоминал, как открывали музей Гази Загитова.
«С бывшим директором музея мы приложили много усилий для возвеличивания имени Гази-абыя. Сначала мы организовали музей. В 1997 году сюда впервые приехали писатели. Вот тогда о нём вновь заговорили. В музей приезжают земляки из разных регионов. Бывали даже из Донецка. Радует, что географически фамилия Загитовых очень широко распространена. Это большая гордость для нас», – рассказал Раик Загитов.
Житель села Мишкино Муллахан Ханов благодарен татарскому народу за память о герое.
«Гази Загитов – уроженец нашего района. Его подвиг мы всегда вспоминаем с гордостью. Выражаем благодарность всему татарскому народу, Президенту Татарстана, писателям. Соседняя республика всегда с очень большим вниманием относится к Гази Загитову», – сказал он.
Зиля Мубаракшина,
«Татар-информ»