Более 76% татарстанцев планируют идти на выборы
76,7% жителей Татарстана планируют проголосовать на выборах депутатов Госдумы России, которые пройдут с 17 по 19 сентября. Об этом говорится в результатах опроса, проведенного фондом «Общественное мнение — Татарстан».
При этом 2/3 участников опроса отметили, что удовлетворены ситуацией в республике.
«Татарстанцы традиционно демонстрируют высокую явку. Явка на выборы Президента Республики Татарстан в 2020 году составила 78,78%. Сейчас мы видим аналогичную цифру и можем почти с уверенностью говорить, что к началу голосования она преодолеет порог в 80%. В Татарстане ежегодно с 2018 года проходят выборы различных уровней, можно сказать, что активное участие в голосовании вошло в привычку у людей. Так или иначе, в этом году мы вероятнее всего увидим продолжение татарстанской традиции высокой явки и активного голосования», — отметил заведующий кафедрой конфликтологии КФУ, ответственный секретарь Экспертного совета по общественно-политическим и этноконфессиональным вопросам Андрей Большаков.
В опросе, который проводился 14 августа 2021 года, приняли участие 1838 татарстанцев в возрасте 18 лет и старше методом телефонного опроса по всей территории Татарстана.
Респондентам задавали вопросы: «В единый день голосования 19 сентября 2021 г. состоятся выборы Депутатов Государственной Думы РФ. Примете ли Вы участие в голосовании?» и «Если говорить в целом, Вы довольны или не довольны нынешней ситуацией в Татарстане?».
Максимальная статистическая погрешность не превышает 2,27%. Опрос проведен по заказу Экспертного совета по общественно-политическим и этноконфессиональным вопросам при Казанском (Приволжском) федеральном университете.
Как когда-то существовал термин «красный пояс», обозначавший регионы традиционно активно голосовавшие за левые партии, так есть и регионы, правда без столь пафосного названия, но традиционно активно голосующие на выборах разных уровней, дающие высокую явку. Как раз, Татарстан в числе тех, где всегда демонстрируется высокая явка избирателей. Республика относится к регионам, где очень сильный внутренний мобилизационный механизм. Основа его работы и в устойчиво высоком рейтинге местной власти, и в ментальности проживающих на территории людей, и в сильном административном контроле над ситуаций. Последнее, хоть часто и критикуют, но не столь уж плохо. Хорошо управляемая территория — это не минус, а плюс в любой ситуации, в том числе, избирательной. И сейчас, я не вижу симптомов снижения электорального потенциала в Татарстане. Хотя, заметный рост городского населения в структуре татарстанцев, омоложение республики (не надо забывать, что здесь растет число студентов, много приезжает молодых людей из других регионов), на мой взгляд, будут из раза в раз «запредельные» цифры явки гасить. Не стоит забывать и про фактор пандемии, который играет на снижение явки и тут ещё всем надо работать, если есть желание явку, как говорится, удержать. Но планка в 75 процентов явки от числа избирателей пока вполне реальна. Я бы не сильно обольщался данными социологов по общей удовлетворенности граждан. При всей стабильности ситуации, она оставляет у людей немало острых вопросов и даже обид. Другое дело, что опять-таки, высокое доверие региональной власти влияет на большую смиренность в принятии происходящего, ведь у людей есть надежда, что действующая власть справится и их не оставит один на один с проблемами. А ещё, люди не видят ярких и сильных кандидатов от оппозиции. Сейчас не тема разбирать причины данного явления, но здравый избиратель, предположу, рассуждает так, что при такой оппозиции — врагов не надо и вновь отдает в опросах и собственно при голосовании голоса понятным и уже проверенным кандидатам. В крайнем случае, особо недовольные просто не идут голосовать, тем самым, усиливая проценты кандидатов от правящей партии, но и не добавляют особо шансов оппозиции.
Выводы из околополитических опросов общественного мнения, проведенных классическими методами социологии, — штука достаточно спорная. Концепции из разряда «спиралей молчания» ставят под сомнение получаемые таким образом результаты. Ну действительно, поставьте и вы себя на место человека, у которого по телефону сегодня спрашивают чувствительную информацию. О чем он думает в момент разговора? О том, как бы точнее выразить свою позицию, или о том, что у звонящих есть его номер мобильника, а скорее всего, и другие личные данные?
Кроме того, в телефонных опросах редко принимает участие экономически активная, пассионарная часть социума, для которой случайно потратить двадцать минут на опросы с неясными целями — слишком большая жертва. Автоматические блокираторы просвещенной части владельцев смартфонов все чаще перенаправляют такие звонки в спам. Таким образом, учитывается мнение тех людей, кто недостаточно подкован в технике, не в силах сбросить звонок, имеет много времени на случайные разговоры по телефону.
Впрочем, если учитывать, что для социологии важны лишь динамика и тренды, даже такой вид исследовательского продукта вполне удовлетворяет базовым требованиям.
Теперь к сути. Мое личное мнение — гонка за высокими цифрами явки на выборах различного уровня не имеет того смысла, который в нее принято вкладывать.
Да, народ в Татарстане в вопросах волеизъявления выглядит организованным. В большой мере на это влияет сложившаяся традиция, основанная на культурных особенностях, и некоторая обособленность региона. Все люди, находящиеся на судне, так или иначе чувствуют свою к нему принадлежность, в переломные моменты или по «авторитетному призыву» готовы подкрепить эту принадлежность делом.
Общество Татарстана в хорошем смысле этого слова «командное», во времена объявления «всеобщих игр» люди встают плечом к плечу. И явка на уровне 80 % на прошлых думских выборах по РТ тому доказательство. Думаю, кстати, что демонстрация этой внутренней сплоченности общества в республике — важное дополнение к любым местным актам волеизъявления граждан. Регион монолитен, все должны принимать это в расчет.
Напомню также: общероссийская явка на последних думских выборах составила чуть более 47 %. По этому показателю страна стоит в одном ряду с развитыми Франций, Испанией и Португалией, где на последние национальные выборы в парламент также приходило около половины от общего числа зарегистрированных избирателей.
Вообще, когда на выборы приходит мало людей в стране — это плохо, это означает отрицательную вовлеченность граждан в процессы управления государством, отсутствие заинтересованности в управлении будущим, недостаток доверия избирательной системе.
Однако, когда явка людей в стране приближается к 100 %, — это тоже плохо. Это признак того, что граждан не устраивает генеральный курс, они не хотят продолжения текущего положения дел. Норма где-то посередине, но от этого региональные особенности региональными особенностями быть не перестают.
Участие в избирательном процессе является важным показателем как политической, так и правовой культуры, которые в Республике Татарстан всегда были на высоком уровне. Мы видим, что татарстанцы активно участвуют в политической жизни страны и своего региона, принимают участие в различных мероприятиях, напрямую общаются с ведущими политическими лидерами России и региона, не боясь открыто высказывать своё мнение и искать совместное решение волнующих их вопросов. Доверие властям Татарстана — это одна из составляющих традиционно высокой явки на выборы, но не запредельной как в ряде регионов, потому что является отражением реального интереса к политическим процессам. Это естественно, что в Республике есть и избиратели-активисты, и избиратели с колеблющимися предпочтениями, и избиратели-абсентеисты и каждая из этих групп имеет право на выражение своей позиции в избирательном процессе. И это ценно, потому что важны не цифры, а понимание необходимости прежде всего собственного участия в выборах и осознание того, что выборы остаются одним из эффективных способов формирования политической власти, и каждый, кто стремится повлиять на политическую и экономическую ситуацию в государстве, должен принимать активное участие в формировании представительной власти. Татарстанцы понимают всю ценность избирательного процесса и поэтому проявляют активную политическую позицию, что выражается в традиционно высокой явке.
С одной стороны, высокие проценты явки — это доверие людей к политической системе. Но нельзя забывать, что именно партии стараются мобилизовывать максимальное количество избирателей. Как замотивировать человека прийти на избирательный участок? Убедить его в том, что без его голоса «команда» проиграет! Все как в спорте. Только тут победа измеряемся «пришедшими» на стадион болельщиками. Ведь каждый избиратель в душе мечтает, чтобы его «команда» стала чемпионом. И если в футболе помочь команде можно громко поддерживаю ее на стадионе, то на выборах необходимо прийти и проголосовать. Высокие проценты явки говорят нам о том, что «матч интересный»!