Изоляция России в волейболе: отобрали ЧМ-2022, 6 клубов исключили из еврокубков
«Зенит» лишили возможности взять Кубок ЕКВ, но казанцы пока сохраняют легионеров
Сегодня России прочат жизнь за железным занавесом. В спорте он уже опустился. Накануне в полной изоляции оказался российский волейбол. Он лишился события, которого ждали более полувека, — домашнего чемпионата мира. Турнир должен был пройти в августе – сентябре в 10 городах страны, включая Казань, но теперь ему ищут новых хозяев. Кроме того, российские сборная и клубы исключены из всех международных соревнований.
Россияне могут играть в еврокубках только за иностранные клубы
Еще в понедельник представители казанского «Зенита» и итальянской «Монцы» по видеосвязи обсуждали детали ответного матча полуфинала Кубка ЕКВ. Договорились сыграть 3 марта в Стамбуле. На тот момент российские клубы обязали принимать соперников на нейтральной территории. Казанцы забронировали чартер, но за сутки ситуация изменилась — российских спортсменов начали по национальному признаку отстранять от турниров. Такую рекомендацию федерациям дал Международный олимпийский комитет. В итоге «Зенит-Казань» выбыл из второго по значимости еврокубка, выиграв в нем все 9 матчей. На прошлой неделе команда Алексея Вербова обыграла «Монцу» (3:1), но именно итальянцы теперь сыграют в финале с победителем польско-французского противостояния «Скра» – «Тур».
«Мы очень расстроены и разочарованы тем, что нас лишили возможности побороться за трофей, — сказал в интервью „БИЗНЕС Online“ вице-президент казанского клуба Ильхам Рахматуллин. — Ребята проделали большую работу, команда, как говорится, катила. Но в последние дни спорт и политика перемешались. Волейбольные организации вынесли очень жесткое решение».
Европейская конфедерация волейбола (ЕКВ) сообщила, что российские и белорусские национальные сборные, клубы, спортсмены и официальные лица не имеют права участвовать ни в каких соревнованиях ЕКВ по классическому, пляжному волейболу и волейболу на снегу. Однако чуть позднее сообщение было изменено. Российским и белорусским «классикам» можно играть в еврокубках, но за иностранные клубы. Такая поправка объяснима, ведь тогда от санкций ЕКВ пострадали бы сами европейцы. Например, за турецкий «Фенербахче» в Лиге чемпионов выступают Арина Федоровцева и Анна Лазарева, за «Берлин» — олимпийский чемпион Сергей Гранкин. Та же «Монца» была бы вынуждена играть финал Кубка ЕКВ без белоруса Владислава Давыскибы.
Все они могут продолжить выступления за свои команды. Если захотят и у клубов не будет вопросов к их политической позиции. Напомним, вчера Баварская государственная опера объявила о разрыве отношений с оперной певицей Анной Нетребко и дирижером Валерием Гергиевым, из-за того что они «недостаточно дистанцировались» от действий России на Украине.
«В этих беспрецедентных обстоятельствах…»
Помимо казанского «Зенита», европейский сезон завершен для пяти российских клубов в Лиге чемпионов. Причем в женском розыгрыше турнира у России в этом году был настоящий прорыв — три команды в четвертьфинале и одна гарантированно попадала в полуфинал, потому что жребий свел в первом раунде плей-офф казанский «Динамо – Ак Барс» и московское «Динамо». Они прощаются с турниром, как и калининградский «Локомотив». Из сетки плей-офф мужской Лиги чемпионов вычеркнули петербургский «Зенит» и московское «Динамо».
«На фоне тех новостей, что были в последние дни по другим видам спорта, мы были морально готовы к такому решению, — рассказал „БИЗНЕС Online“ главный тренер „Динамо“ Константин Брянский. — Часто говорят, что спорт вне политики, но в данном случае все наоборот. Нам остается сосредоточиться на внутреннем чемпионате». Динамовцы в четвертьфинале должны были сыграть с польской «Заксой», позиция которой менялась по ходу конфликта на Украине. Сначала клуб готов был сыграть с москвичами не нейтральном поле. Вскоре заявил, что точно не выйдет против «Динамо» и даже готов к техническим поражениям, а остановился на том, что российские клубы надо исключить из турнира, что и произошло.
Кроме того, изолированы российские пляжники и мастера снежного волейбола, остались без работы в Европе российские арбитры, а функционеры лишились должностей. Президент всероссийской федерации волейбола Станислав Шевченко больше не вице-президент ЕКВ, а Роман Станиславов не глава комиссии по еврокубкам.
«В этих беспрецедентных обстоятельствах европейская волейбольная семья надеется на улучшение ситуации, чтобы волейбол мог вернуться, дабы выполнить свою роль и миссию по объединению людей в духе честной игры, дружбы и взаимного уважения», — сказано в заявлении европейской конфедерации, которая мотивирует свое решение желанием сохранить целостность волейбола, а также уважением к украинцам и безопасностью участников.
В женской Лиге чемпионов теперь осталось 5 команд, в мужской — 6. Видимо, придется корректировать форматы турниров.
Польша готова
Еще несколько дней назад было понятно, что у России заберут и чемпионат мира. Он должен был пройти 26–11 сентября в 10 городах. Это Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Ярославль, Казань, Уфа, Екатеринбург, Новосибирск, Кемерово и Красноярск. В 2018 году сообщалось, что взнос в международную федерацию волейбола (ФИВБ) за возможность принять турнир составил 666,3 млн рублей. Эти деньги, вероятно, будут возвращены. На строительство арен Россия сильно не потратилась, поскольку турнир предполагалось провести на уже готовых площадках, в том числе на хоккейных (Уфа, Ярославль). Только в Кемерове продолжается строительство нового спортивного комплекса, в других городах арены освежили ремонтом, в том числе казанский Центр волейбола. Тем не менее на подготовку к турниру выделили миллиарды рублей. Расходы на рекламу, маркетинг, прием делегаций, организацию презентационных мероприятий по всей стране уже не вернуть.
ФИВБ поначалу явно не хотелось торопиться с решением о переносе турнира из России и терять деньги. Но на организацию с каждым днем давило все больше национальных федераций. Словения, Франция, Польша и Нидерланды обещали бойкотировать ЧМ-2022, если он останется в России. В прессе ФИВБ напоминали, что куратор российского волейбола Николай Патрушев — секретарь совета безопасности РФ, который участвовал в принятии решения о спецоперации на Украине. В итоге в первый день весны международная федерация волейбола сообщила, что турнир переносится. Новая страна или страны-хозяйки, вероятно, определятся в ближайшее время, потому что на организацию турнира остается минимум времени. Теперь взнос за турнир наверняка станет гораздо меньше, поскольку принимающая сторона будет выручать ФИВБ.
Возможно, среди новых организаторов окажется Польша. Министр спорта страны Камиль Бортничук на прошлой неделе заявил, что страна «готова принять волейбольный чемпионат мира, если к России будут применены санкции в области спорта» и этот вопрос уже согласован с премьер-министром Матеушем Моравецким. Правда, Польша наряду с Нидерландами уже принимает женский чемпионат мира, который начнется через 10 дней после мужского турнира.
Контракты легионеров выросли на 25%
Будут ли сборные России на этих чемпионатах мира и в каком статусе? Пока совершенно непонятно. Решения ЕКВ и ФИВБ об изоляции бессрочные. Если железный занавес упал на годы, то волейболу, как и всему российскому спорту, придется перестраиваться.
Последствия конфликта на Украине уже сейчас аукаются клубам в финансовом плане. Контракты легионеров (в евро и долларах) в рублевом эквиваленте за месяц выросли на 25%. И непонятно, на сколько эти легионеры еще задержатся. Пожалуй, самая непростая ситуация у казанского «Зенита», за который выступают американский связующий Майк Кристенсон и польский доигровщик Бартош Беднож. Госдепартамент США посоветовал своим гражданам незамедлительно покинуть Россию, а на Бедножа оказывается серьезное давление с родины. Но, по информации «БИЗНЕС Online», оба легионера намерены доиграть чемпионат России. Как и иностранцы в других ведущих клубах. При этом семьи многие предпочли отправить домой. Пока единственным, кто разорвал контракт с российским клубом, стал украинский доигровщик «Енисея» Ян Ерещенко.
Но, даже если этот сезон легионеры доиграют, действующие контракты на будущий придется пересматривать. И такое желание может возникнуть как у самих игроков, так и у клубов, поскольку они наверняка окажутся в совершенно других экономических реалиях. Возможно, кому-то придется пересматривать свою трансферную политику и отменять договоренности, которые были достигнуты в январе – феврале.