Продавцы дождя: ни капли без пользы
Как обеспечить эффективность использования затраченных на мелиорирование бюджетных средств
В связи с западными санкциями развитие современного агропромышленного комплекса сегодня невозможно рассматривать вне контекста импортозамещения.
Казанский завод оросительной техники оказался, пожалуй, лучше всех подготовлен к вызовам времени. Здесь, в Высокогорском районе, в 2016 году наладили производство современных широкозахватных дождевальных машин, которые постепенно начали вытеснять импортные аналоги. На сегодня заводом выпущено и смонтировано более 210 дождевальных машин «Казанка», которые работают на полях Татарстана и в других регионах России – на Алтае, в Марий Эл и Удмуртии.
Каждый год машина совершенствуется, в том числе с учётом замечаний и предложений её пользователей. На днях руководители предприятий, активно участвующих в госпрограмме мелиорации, побывали на Казанском заводе оросительной техники, чтобы на месте ознакомиться с производством широкозахватных дождевальных машин и высказать свои замечания. Выездное совещание провёл заместитель Премьер-министра – министр сельского хозяйства и продовольствия Марат Зяббаров.
НЕ УГНАТЬ, ТАК «РАЗДЕТЬ»
После осмотра производственных площадок собравшиеся поговорили о том, как быстро и с минимальным бюджетом модернизировать отечественную технику и обеспечить эффективность использования затраченных на мелиорирование бюджетных средств. Интересно, что большинство предложений по совершенствованию агрегатов были связаны с противоугонным вопросом. Оказывается, зимой, когда дождевальная техника законсервирована, нечистые на руку люди отрезают питающий её силовой многожильный кабель и сдают его в металлолом. Аграрии вынуждены всякий раз отсоединять провода и увозить их на хранение, весной вновь присоединять, что негативно сказывается на механизме крепления. Решение вопроса видят в замене медных кабелей на алюминиевые, которые, как известно, не представляют особого коммерческого интереса. Впрочем, с машин умельцы снимают всё, что можно, поэтому аграрии предложили снабдить «Казанку» системой охранной сигнализации.
Представитель завода Анвар Максумов взял озвученные предложения на карандаш и в свою очередь продемонстрировал работу системы удалённого управления и мониторинга, которой комплектуются все новые серийно выпускаемые агрегаты. «Благодаря этой опции хозяйство получает полный контроль за всеми параметрами работы дождевальных машин, отслеживая их в режиме онлайн», – сообщил он.
БЕЗ ПОДДЕРЖКИ НЕ ОСТАНУТСЯ
Нижнекамский картофелевод Владимир Аппаков предложил производителям укомплектовывать машины дополнительными фильтрами, что, как выяснилось, выльется в подорожание агрегата на 250–350 тысяч рублей. Впрочем, каждое усовершенствование «Казанки» влечёт её удорожание, но аграриев это не очень пугает, ведь государство возмещает им 70 процентов затрат на приобретение мелиоративной техники. По словам заместителя министра Дмитрия Яшина, ежегодный лимит на эту меру поддержки составляет 100 млн рублей. «В 2023 году с применением субсидии приобретено 20 широкозахватных дождевальных машин кругового типа, проведена система капельного орошения на 105 гектарах», – отметил заместитель министра.
Кстати, это не единственное, чем власти помогают аграриям: желающим повысить отдачу сельхозземель возмещается также половина затрат на реализацию проектов мелиорации, на проведение гидромелиоративных мероприятий и известкование кислых почв. За счёт бюджета Татарстана полностью компенсируются расходы на строительство и реконструкцию оросительных и осушительных систем: в текущем году на этих условиях проведут ремонт семи объектов в Дрожжановском, Арском, Сабинском, Чистопольском и Балтасинском районах. В целом в этом году на государственную поддержку мелиорации из бюджета РФ в рамках действующих целевых программ предусмотрено 501,9 млн рублей, из республиканского – 593 млн.
НА ТОЙ ЖЕ ПЛОЩАДИ В ТРИ РАЗА БОЛЬШЕ
Различными мерами поддержки уже воспользовались более 20 сельхозпредприятий республики, в их числе агрофирма «Кырлай», где производится около трети всего объёма картофеля, получаемого в промышленном секторе РТ. По словам руководителя «Кырлая» Марата Каримова, картофель у него возделывается полностью на поливе, и урожайность составляет 35–40 тонн с гектара, что в три раза выше урожайности без орошения. «За 12 лет в хозяйстве площадь орошаемых земель достигла 2200 гектаров. Построено пять прудов, отремонтировано два водоёма, закуплено 29 дождевальных машин: из них 16 кругового действия «Казанка», 13 – барабанного типа, 10 насосных станций. Помимо этого, мы принимаем участие в федеральной программе по мелиорации сельскохозяйственных земель, согласно которой ещё на 450 гектарах реконструируются оросительные системы для орошения полей», – отметил он.
ЕСТЬ ГДЕ РАЗОГНАТЬСЯ
Активно мелиорацией в республике занялись после засухи 2010 года. Водные ресурсы Татарстана позволяют обеспечить орошение более 400 тысяч гектаров, из них мелиорировано менее 10 процентов. Как сообщил директор «Приволжскмелиоводхоза» Марс Хисматуллин, за 2011–2022 годы в Татарстане реконструировано и восстановлено 34 тысячи гектаров орошаемых земель, проложено более 250 км водопровода, создано более 20 тысяч гектаров мелиоративных защитных насаждений. «Весь 2022 год, даже в зимний период, мы вели работы по мелиорации и улучшению земель и досрочно ввели в строй все запланированные объекты на сумму два миллиарда рублей», – рассказал руководитель.
Участники совещания впечатлялись услышанным: на орошении даже в благоприятные по влагообеспеченности годы урожай бывает в три с лишним раза выше, чем без орошения. И это по всем культурам. А овощи без полива в Татарстане не растут вообще.
Некоторые выразили желание тут же включиться в программу, но начальник проектно-сметного управления, главный инженер проекта ОАО ТК «Татмелиорация» Ирина Соколова слегка остудила их пыл: проектированием мелиоративных объектов следует заняться заранее, как минимум за год. Как тут не вспомнить пословицу «Готовь сани летом, а телегу зимой».