Соцреализм без фальши
В Национальной галерее «Хазинэ» открылась выставка картин Аркадия Пластова – одного из самых титулованных советских живописцев. Выставка приурочена к 130-летию со дня рождения художника.
Реалистическое искусство народного художника СССР, лауреата Сталинской и Ленинской премий, академика Аркадия Пластова (1893–1972) было очень востребованным в советский период, и до сих пор искусствоведы задаются вопросами, кто он – конформист или убеждённый «деревенщик», и в чём смысл живописного высказывания одного из самых обласканных советской властью художников? Хотя если всмотреться в созданный им художественный мир чуть пристальней (а выставка в «Хазинэ» такую возможность предоставляет), то становится очевидным, что творческий почерк Аркадия Пластова имеет мало общего с каноническим соцреализмом.
В экспозиции представлено более 150 живописных полотен и рисунков выдающегося мастера, в том числе из музейного собрания села Прислониха Ульяновской области. Мало сказать, что художник в этом селе родился, работал и здесь же покоится его прах. Жизненный уклад, мировоззрение русских крестьян у него, выходца из этой же среды, были в крови. И этим глубинным знанием пронизаны лучшие жанровые полотна Пластова на тему деревенской жизни, занимающие сегодня почётное место в Русском музее, Третьяковской галерее и других крупнейших художественных собраниях страны. Среди них – «Купание коней», «Колхозный праздник», «Жатва», «Сенокос», «Весна» и многие другие. Всего же творческое наследие мастера насчитывает более трёх тысяч полотен и десятки тысяч рисунков.
Как художник, Пластов, безусловно, принадлежал своему времени, но его гражданственность не носила декларативный характер. Она естественна и органична для человека, который в принципе не приемлет фальши – ни в человеческих отношениях, ни в искусстве. «Ни одну картину я не писал, не проверив тысячекратно…, что это правда, и только правда и иного быть не может», – говорил художник. Колорит играл для него первостепенную роль. Именно в богатстве палитры, цветовых акцентах чувствуется безмерная любовь автора к русской природе, деревенской жизни и крестьянскому труду. «Аркадию Александровичу был нужен естественный человек, он никогда не писал парадных портретов, – отметила на открытии выставки представитель семьи художника, доктор искусствоведения Татьяна Пластова. – Таким естественным человеком для него был русский крестьянин, которого он безмерно уважал и любил».
На вернисаже присутствовал также внук классика советской живописи Николай Пластов. Он тоже художник, но главным делом его жизни стало сохранение творческого наследия знаменитого деда.
У семьи художника особое отношение к Казани, ведь именно здесь в 1929 году состоялась первая персональная выставка Аркадия Пластова. Её инициатором был казанский искусствовед Пётр Корнилов, разглядевший в молодом художнике незаурядный талант. Корнилов стал первым и на долгие годы единственным исследователем творчества Пластова в контексте европейского искусства. Так, в одной из своих статей он отмечал: «Изумительно чувствует он анатомию лошади, точно изучил трактат великого Леонардо». Также Корнилов пишет о влиянии на творчество Пластова традиций голландской бытовой живописи.
К сожалению, большая часть работ, представленных на той первой выставке, погибла во время пожара в доме художника в Прислонихино. А в эти дни в «Хазинэ» повышенным вниманием пользуются такие известные полотна Аркадия Пластова, как «Трактористки», «Тройка», «Субботний день», а в «военном» зале – авторская копия исключительной по своему эмоциональному воздействию картины «Фашист пролетел» (1942), оригинал которой находится в Государственной Третьяковской галерее.