Телеведущий и бизнесмен собрал пакет сценариев для киносъемок
Популярный теле- и радиоведущий, депутат сельского поселения и кинорежиссер Фанис Камал внезапно занялся строительством. О том, как пригодилась на стройке телевизионная закалка, о принципах в бизнесе и готовящихся кинопроектах он рассказал «Татар-информу» в эксклюзивной беседе.
Фанис Камал (Махмутов) – сын писателя и радиоведущего Захида Махмуди. В 2013 году он снял полнометражный фильм «Җәза» по пьесе своего отца. Картина вышла в прокат, участвовала в фестивалях, была показана по телевидению. С тех пор Фанис написал несколько сценариев сериалов, а также фильма, посвященного истории татар, Болгара и Казанского ханства, – пока что «в стол». Совместно с отцом он основал частное издательство, выпускающее татарские газеты и книги. И неожиданно для всех с 2022 года начал бизнес в сфере строительства, продолжая работать на ТНВ и выполняя обязанности депутата сельского поселения.
Популярный теле- и радиоведущий, депутат сельского поселения и кинорежиссер Фанис Камал рассказал о принципах в бизнесе и готовящихся кинопроектах
Фото: © Рамиль Гали / «Татар-информ»
«Кое-какие принципы все же есть: не связываться с алкоголезависимыми и с недобросовестными заказчиками»
– Фанис, как и почему ты занялся предпринимательством?
– Я мужчина, семью надо как-то содержать, а одной журналистикой сыт не будешь. Путь предпринимательства был у нас с отцом тернистым. Сначала мы организовали издательство, начали выпускать татарские газеты, предоставлять издательские услуги. После этого я решил попробовать себя в незнакомой сфере – строительстве частных домов, жилых и нежилых, работе с металлом. И мы вполне удачно, хотя и не без трудностей, конечно, продолжаем свою работу.
– Каких принципов ты придерживаешься в бизнесе?
– В бизнесе иметь какие-то принципы, скажем так, себе дороже. Потому что все мы люди, у всех разные взгляды на жизнь, поэтому приходится быть адаптирующимся, смотреть по ситуации.
Но кое-какие принципы все же есть: не иметь ничего общего с алкоголезависимыми и не связываться с недобросовестными заказчиками. Мой отец говорил, что слово «предприниматель» (тат. – эшмәкәр, – прим. Т-и) возникло от «действия». Ты каждый день, каждый час что-то предпринимаешь для того, чтобы шло развитие. Если ты не предпринимаешь каких-то шагов, твое развитие останавливается. Преодолевать препятствия мне помогают мысли о семье, что все это ради детей, будущего моего рода. Я, как татарин, вот так, наверное, размышляю.
– Ты начинал бизнес с металлообработки?
– Мы начали штамповать мангалы с рисунками при помощи современных технологий на станках с ЧПУ. Можно делать любую форму, любой рисунок. И это привлекало клиентов. Но с началом специальной военной операции на рынке произошли некоторые изменения – и металл подорожал, и стройматериалы. И мангалы стали никому не нужны.
– Поэтому начали строить?
– У нас очень хорошо получалось чертить для друзей и товарищей и строить по этим чертежам. Волей судьбы к нам обратился наш первый большой клиент. Нужно было построить детский лагерь, собрать металлокаркасы. Мы заказ выполнили, приемка состоялась, после этого заработал профессиональный «сарафан» и пошли заказы.
«Работа на телевидении требует определенной дисциплины и организованности»
Фото: vk.com
«На семейном совете решили, что буду экранизировать произведение отца»
– С чего начиналась твоя журналистская карьера?
– С 14 лет я начал работать на радио «Татарстан», был соведущим в детских программах отца. В шестнадцать у меня была уже собственная программа «Колобок» в духе популярной советской подростковой программы «До 16 и старше». Отец всегда был строг со мной, никогда за меня не просил. Поэтому когда я своими силами достигал каких-то успехов в журналистике, очень мной гордился.
Когда открылось новое радио «Булгар FM», я пришел работать туда автором и ведущим программ. В 18 лет меня пригласили на телевидение ведущим прогноза погоды. Честно говоря, я был не в восторге, мне казалось, что не мужское это дело. Уже собрался уходить обратно на радио, но на следующий же день мне сделали предложение вести новости спорта. Так я стал первым мужчиной, который начал делать это на татарском языке в прямом эфире.
Так я работал параллельно на радио и на телевидении. А еще через месяц руководство назначило меня ведущим и общественно-политических программ.
– Чему тебя научило телевидение?
– Работа на телевидении требует определенной дисциплины и организованности. Но дисциплина мне была привита еще в семье и в спорте. Справляешься с этим легко, если готов морально-психологически и если имеешь определенный стержень в характере.
– Но ролью ведущего ты не ограничился, верно?
– Параллельно я окончил факультет режиссуры Казанской государственной академии культуры и искусств (ныне КазГИК, – прим. Т-и). О кино мечтал с детства. Судьба сложилась таким образом, что мой отец писатель, и на семейном совете мы решили, что я буду экранизировать его произведение. Фильм «Җәза» был снят в 2013 году, вышел в прокат в кинотеатрах Татарстана и других регионов. Успешно прошагал по фестивалям, его время от времени показывают на телевидении.
– Как ты собрал команду и как проходили съемки?
– Фильм снимался тяжело, команда собиралась по крупицам. В большинстве своем она состояла, конечно, из моей семьи и ребят, которые умеют классно работать на площадке. Я благодарен своим друзьям за то, что помогли найти оператора, световиков. Мы сняли этот фильм за полтора года.
Помимо него есть еще десятки фильмов, которые, к сожалению, не вышли в прокат, так как обстоятельства сложились таким образом, что я начал заниматься более серьезными делами. Однако творческий процесс никогда не прерывался, сценарии до сих пор пишутся. Уже написано пять полноценных сценариев.
«Фильм снимался тяжело, команда собиралась по крупицам»
Фото: vk.com
«Пришел к мнению, что создавать киноиндустрию в Татарстане никто не хочет»
– А кто написал первый сценарий?
– Его я писал вместе с супругой Гузель, она до этого работала в сфере образования. И когда мы начали работать над семейным кинопроектом, ей пришлось быстро осваивать и бухгалтерию. Сейчас она мой секретарь и компаньон, без нее я не могу. Она моя вселенная. Если нужно что-то сосчитать, оформить документы, с кем-то дополнительно связаться – со всем справляется Гузель. И каждый занимается своим делом. На сегодняшний день она руководитель, редактор наших семейных газет. И остается прекрасной мамой для наших дочерей Малики и Мадины и сына Камала.
«Сценарий я писал вместе с супругой Гузель, она до этого работала в сфере образования»
Фото: vk.com
– Какой фильм ты бы снял сейчас?
– Я бы хотел сделать исторический фильм о том, почему татары потеряли свою государственность. В свободное время мы продолжаем работу над проектом. Даст бог, в ближайшее время выкроим время и снова выйдем на творческую арену.
– Какие еще кинопроекты вынашиваешь?
– Есть три сценария сериалов на любимые публикой темы – измены, предательства и тому подобное. Но мне думается, что они не похожи ни на один из тех фильмов, которые сделаны именно у нас в республике. Еще в двух проектах осталось завершить детали с вопросами интегрированной рекламы. Есть сценарий, связанный с СВО, там история о пяти братьях. И упомянутый исторический фильм.
– Какой урок ты извлек из работы в кино?
– Съемки фильма – это командная работа. В Татарстане людей, которые сняли полнометражный фильм на свои деньги, можно по пальцам пересчитать. Это, например, Рамиль Тухватуллин. Остальные экранизируют татарских классиков на выделенные средства. На бюджетные деньги можно набрать любую команду и пригласить любых звезд. Главное, чтобы потом продукт был востребован и приносил определенный доход.
К сожалению, Татарстан, несмотря на свои возможности и авторитет в международной политике, не ставит кинопроизводство в приоритет. Годами наблюдая на наших каналах отснятые нашими многоуважаемыми коллегами фильмы и сериалы, я пришел к мнению, что мы тоже можем сделать достойный продукт, но индустрию создавать никто не хочет.
Было бы правильно, если бы местный фильм, который высоко оценил зритель, пускали бы в прокат в коммерческие кинотеатры. Принуждали бы дистрибьютеров, которые работают на татарстанском рынке, показывать их у себя на тех же условиях, что и другие.
«К сожалению, Татарстан, несмотря на свои возможности и авторитет в международной политике, не ставит кинопроизводство в приоритет»
Фото: vk.com
«Работа на телевидении позволяет более тонко чувствовать людей»
– Какие еще «белые пятна» ты видишь в сфере татарстанского кино?
– Если говорить о недостатках нашего кинематографа более открыто… Смотри, у нас есть шикарная контора «Татаркино», бюджетная организация, они занимаются тем, что увековечивают память наших деятелей. Хорошее дело. Но индустрии как таковой у нас, к сожалению, нет. Возможно, если бы «Татаркино» сработало чуть по-другому и посодействовало выдвижению местного законопроекта о том, что фильмы, снятые в Татарстане, должны показываться в местных кинотеатрах, кино в республике развивалось бы быстрее.
– Телевидение ты не бросаешь?
– Да, продолжаю работу на телевидении, являюсь маленьким депутатом Манзарасского сельского поселения Кукморского района, отцом троих детей. Ну и человеком, мечтающим о светлом будущем не только для своей семьи, но и для нашей республики.
– Как опыт работы на телевидении пригодился тебе в бизнесе?
– Опыт в медиасфере, безусловно, позволяет мне с легкостью находить общий язык с любым человеком, кто бы он ни был, обычный работяга или генеральный директор. Как и в искусстве, в этой сфере есть, конечно, свои зазнайки, которые, как водится, ничего из себя не представляют, но имеют власть либо являются руководителями крупных фирм. С такими я стараюсь не общаться и общие дела не вести. Вообще работа на телевидении позволила мне в первую очередь более тонко чувствовать людей.
Сложность же в том, что каждый день помимо общественно-политических новостей приходится рассказывать и о бытовых преступлениях, терактах. Это, конечно, эмоционально тяжело. Но ты должен оставаться адекватным в кадре.
«О кино мечтал с детства»
Фото: vk.com
«Себе 20-летнему сказал бы одно: поторопись»
– Какие у тебя жизненные принципы?
– Те, которые прививали дед, его дед и прадед. В первую очередь – быть честным. Жить так, чтобы на смертном одре не было сожалений, а было, наоборот, понимание, что прожил эту жизнь правильно, старался как мог. И, соответственно, любил как мог.
– Есть у тебя любимые книги и фильмы?
– Я же сын писателя, перечитал, наверное, вагоны книг, в том числе произведения своего отца. В руки попадались и татарская литература, и русская классика, и зарубежная, и философские книги, целенаправленно я их не искал.
А фильм, врезавшийся в память, – «Иди и смотри», который я посмотрел в семилетнем возрасте. Мне кажется, он до сих пор актуален и многих убережет от ошибок. Это кинокартина о человечности.
– Что бы ты сказал себе 20-летнему?
– Если бы у меня была такая возможность, сказал бы одно: поторопись. А остальное все хорошо.