Ложь не примем. Поэт – о войне, Победе, памяти и забвении
Корреспондент «АиФ-Кузбасс» узнал у поэта Александра Каткова, сохранилась ли в нас историческая память спустя 70 лет, как нынешние школьники относятся к встречам с ветеранами, и будем ли мы отмечать 75-ю годовщину Победы.
«Парадоксально, но именно сегодня, когда мы готовимся к самому главному празднику – юбилею Победы – особенно остро встал вопрос об исторической памяти и забвении этой даты», – говорит поэт Александр Катков.
Правда о войне
Наталья Исаева, «АиФ-Кузбасс»: – Александр Иванович, в этом году мы празднуем 70-летний юбилей Победы в Великой Отечественной войне. Какой образ рисуется в вашем воображении в первую очередь, когда мы о ней говорим?
Александр Катков: – Пожалуй, нет в нашей стране семьи, которой бы эта кровопролитная война не коснулась. У меня, например, воевали отец и два его брата. Младший брат, Александр, погиб в 1941 году под Москвой. В его честь назвали меня. Второй папин брат, Фёдор, дошёл до Праги. Папа был радистом, он часто вспоминал, как они с товарищами оказывались засыпанными в окопах, но живыми. Я человек, казалось бы, невоевавший, но знаю жуткую правду об этой войне. В 1970-х годах я жил в Германии, работал переводчиком. Мне приходилось водить туристов по территории крупнейшего немецкого концлагеря Бухенвальд.
Изо дня в день я показывал крематорий с человеческим пеплом и стол с желобками, принадлежавший жене коменданта концлагеря Ильзе Кох. На нём она делала операции заключённым: снимала с них кожу, из которой затем делали портсигары и абажуры для ламп. Я показывал туристам камеры пыток, в которых сохранились груды одежды. Во время таких экскурсий мне казалось, что я тоже вижу лицо войны. Поэтому мне понятно, почему мой отец, как и другие ветераны, был таким немногословным и не любил говорить о войне.
– Как вы думаете, в нас, спустя 70 лет, сохранилась историческая память? Что с ней произойдёт, например, через 20-30 лет, когда не останется живых свидетелей Великой Отечественной войны?
– В канун 70-летия Великой Победы как никогда остро встал вопрос об исторической памяти, о забвении или незабвении этого великого праздника. То, что творится сейчас в Европе, не поддаётся никакому логическому осмыслению. Подвиг советских солдат, освободивших Европу от нацистского безумия, вдруг подвергается забвению. Горше всего наблюдать ситуацию в Украине, где вычёркивается всё, что связано с Великой Отечественной войной, где идёт героизация бандеровцев, по сути, тех же фашистов. Сегодня нам нужно суметь выстоять, выдержать весь этот шквал лжи о войне, которую хотят навязать подрастающему поколению, потому что через 20-30 лет, когда уйдут фронтовики, которых, к сожалению, уже и сегодня осталось не так много, останутся дети, воспитанные в совершенно других нравственных понятиях. Поэтому нужно именно сейчас оставить ребятишкам память и правду о войне.
Если мы этого не сделаем, мы можем исчезнуть как нация. Мы станем Иванами, не помнящими родства. Ведь не зря ещё давным-давно говорили, что если ты выстрелишь в прошлое из ружья, то будущее выстрелит в тебя из пушки. Я заметил, что сегодня у школьников вырос интерес к теме войны и к литературе. Его нужно всячески поддерживать. Я сравниваю сегодняшнее время с перестройкой, когда открылись все шлюзы. Тогда детей сложно было вообще чем-либо заинтересовать.
Они сидели с оловянными глазами и думали только о появившемся на наших экранах «Терминаторе» и других американских блокбастерах. Им было не до того, что пережили их деды. Эта апатия длилась лет пять-шесть точно, но потом наступило пресыщение. И сегодняшние школьники уже с огромным интересом слушают о войне. Мы, писатели, часто приходим в школы. В том числе устраиваем встречи на военные темы. На них приглашаем и ветеранов. Так ребятишки нас не отпускают, у них уйма вопросов всегда. Например, им было очень интересно услышать о блокадном дневнике девочки Тани Савичевой. Он, кстати, есть в Интернете.
Поэтому уверен, что школьники, услышав о его существовании, обязательно его найдут и прочитают. Мне горько оттого, что, несмотря на то, что приближается такой великий праздник, война практически не освещается на центральном ТВ. И это происходит не первый год. За два дня до праздника, как обычно, нам снова покажут фильмы «Освобождение», «В бой идут одни «старики» и «Офицеры». Это прекрасные фильмы, но ведь у нас столько всего экранизировано! Один только Константин Симонов сделал 50-серийный документальный фильм о ветеранах-кавалерах ордена Славы. Почему бы его не показать? Покажут военные фильмы ещё два дня после праздника, и на этом разговор о войне снова закончится. Разве так можно? А потом мы говорим о сохранении исторической памяти. Поэтому мне нравится акция, которая проводится в Кузбассе: по местному ТВ показывают маленькие зарисовки из самых ярких воспоминаний ветеранов о войне.
– В Великой Отечественной войне сражалось больше 300 тыс. кузбассовцев. Практически каждый второй из них погиб в бою. Вернувшихся с фронта, к сожалению, остаётся с каждым годом всё меньше и меньше. Как вы думаете, чем мы можем сегодня отблагодарить наших ветеранов?
– Каждый из нас должен сказать им спасибо. Просто подойти, обнять и поблагодарить за Победу. А от государства зависит, в каких условиях наши герои живут. Да, для них объявлен бесплатный проезд в День Победы, но у государства есть возможность улучшить их жилищные условия. Не надо бояться, что фронтовики скоро умрут, а новое жильё достанется родственникам. Да бог с ними.
Главное, что ветеран будет знать, что государство о нём не забыло. Ведь так хочется, чтобы ветераны напоследок пожили в человеческих условиях. Это такая мелочь для государства, что о ней и говорить не стоит, нужно просто делать. Мы, в свою очередь, будем продлевать память о войне, передавать её как эстафету из поколения в поколение. Чтобы не наступило время, когда Сталинградскую битву люди будут путать с Ледовым побоищем.
Грязь вокруг Победы
– Периодически в обществе возникают споры о войне, появляются публикации о зверской мести наших солдат немкам, о подличанье командиров-карьеристов, об одной винтовке на пятерых... Зачем кто-то пытается сохранить именно такую «память»?
– Эти слухи нужны только для того, чтобы принизить Победу! Действительно, в первые месяцы войны не хватало вооружения, воевать было нечем. Почему немцы оказались под Сталинградом? Да потому, что у нас тогда и танков почти не было, и авиация чуть ли не деревянная была. Потом только пошли и автоматы, и «катюши». Это подтверждают и сами ветераны. А что касается того, что якобы наши солдаты насиловали немок от 12 до 80 лет, – чушь полнейшая! Да таких сразу к стенке ставили. Есть у фронтовика Юрия Бондарева роман «Берег». В нём он рассказывает, как солдат пытался изнасиловать немецкую девочку. Так его за это чуть не расстреляли.
И ещё об исторической памяти. Сейчас я часто слышу фразы типа: «Зачем мы отстояли Ленинград? Почему не сдали Сталинград?» Мол, во время блокады Ленинграда погибли полтора миллиона человек. Вот Париж же был три года под оккупацией: рестораны работали, французские проститутки немцев обслуживали. Это просто ужасно и страшно говорить такое. Если бы мы сдали Сталинград, на нас бы сразу пошла миллионная японская армия, которая стояла на Дальнем Востоке, и неизвестно, чем бы это закончилось. Поэтому жертвы Ленинграда и Сталинграда оправданны. Мы высокой ценой заплатили за Победу, пролили много крови. Но от этого Победа ещё весомее и значимее.
– Как вы думаете, будем ли мы отмечать 75-ю годовщину Победы?
– Будем. И не только 75-летие, но и 100-летие. Я в это верю. Если мы не примем ту ложь, которую распространяет Запад, а будем беречь, хранить и передавать НАШУ правду о войне, то праздник и память не исчезнут. Вспомнили же мы наконец-то Первую мировую войну! Через 100 лет мы вернулись к этой дате. Но ведь о ней так мало написано, и было так мало свидетелей. А о Великой Отечественной столько всего сказано, и живы ещё свидетели!