Куда «заедет» транспортная реформа в Новокузнецке: частники против мэра
Городская транспортная реформа стала камнем преткновения в южной столице Кузбасса. Разбираемся, почему.
Конфликт между частным транспортом и мэрией Новокузнецка тянется уже несколько лет. Затяжное противодействие пережило много стадий: были и протесты, и перепалки в социальных сетях, не обошлось без публичных оскорблений. Куда заедет конфликт частного транспорта с мэрией южной столицы Кузбасса, пытался разобраться Сибдепо.
С чего всё началось
Не углубляясь в детали стоит, всё-таки , немного разобраться, из-за чего начался весь конфликт. Федеральный закон об организации пассажирских перевозок вышел в свет в 2015 году. В фабуле нового закона указано, что в течение пяти лет регионы должны его реализовать. Впоследствии этот срок был увеличен.
В чем же заключаются новые правила перевозок? Выделим основное:
• Перевозчики работают только по контрактам с администрацией, одной лицензии уже не достаточно;
• На каждое транспортное средство будет выдаваться свидетельство и карта маршрута;
• Меняются критерии победы в открытом конкурсе (количество ДТП, опыт работы в перевозках, характеристики транспортного средства и т.д);
• Меняются требования к содержанию реестра муниципального транспорта;
• Усиливается контроль и требования к отчётности перевозчиков. Так, например, перевозчики обязаны будут ежеквартально отправлять отчёты в администрацию;
• Изменения коснутся и КоАП. Теперь не только водитель, но и сам ИП будет отвечать за правонарушения.
Новый закон призван навести порядок в системе общественного транспорта и, казалось бы, нововведения лишь на руку пассажирам, ИП, и администрации: одним словом – всем. Но, не всё так просто.
Протест транспортников в Новокузнецке
“Президент! Мэр Новокузнецка уничтожил частный бизнес города!” – с такими наклейками на окнах в феврале этого года вышли на маршруты автобусы южной столицы.
Cегодня в Новокузнецке работают 82 маршрута, из которых 48 муниципальных: 6 трамвайных, 6 троллейбусных и 36 автобусных. Ещё 34 маршрута относятся к частным перевозчикам (нерегулируемый тариф). После реформирования изначально планировалось оставить лишь 42 маршрута, но затем Комиссия по безопасности пассажирских перевозок расширила их до 50-ти. По мнению администрации Новокузнецка, новая транспортная схема позволит избежать дублирования маршрутов, которое сейчас достигает 60 %. Приоритет планируют отдать большим вместительным автобусам и трамваям. Также, на линиях будет работать транспорт исключительно по регулируемому тарифу, что означает сохранение льгот абсолютно на всех маршрутах (сейчас воспользоваться льготами могут пассажиры только муниципального транспорта). Проще говоря, в результате реформирования маршрутной сети для новокузнечан изменится абсолютно все: и привычные номера автобусов, и сами маршруты. Автобусы станут ходить реже, но зато будут перевозить больше пассажиров за один раз.
Как рассказала Сибдепо директор “Автолайн” Евгения Корюкова, частные перевозчики южной столицы не были против перевозить льготников. Не против частники и заключить договор на поставку больших автобусов, но договориться с администрацией города не получается.
“Мы понимаем, что автобусы ПАЗ с высокой посадкой не подходят для пенсионеров. Мы не перевозим льготные категории граждан, но не виноваты в этом. При всей готовности приобрети новый транспорт и возить льготников, мэр города категорически отказывается идти с нами на переговоры. За последние 10 лет муниципальный транспорт не приобрел ни одного нового автобуса, в отличие от коммерческих перевозчиков. Мы не собираемся сдаваться и докажем, что их план оптимизации – это абсолютный «пшик»», — говорит Евгения Корюкова. По словам Евгении, ещё в 2018 году частные перевозчики обращались в мэрию с заявлением о готовности поменять устаревшие ПАЗики на вместительные низкополые.
«К сожалению, с этого момента с нами резко прекратили контракт», — говорит Евгения.
Директор “Автолайн” считает, что главная причина, по которой мэр не идёт на диалог с транспортниками, кроется в преследовании личных целей.
“У Сергея Кузнецова стоит четкая задача – он хочет сменить перевозчиков. Поэтому, он уже не скрывая это пишет в соцсетях, отвечает горожанам в личной переписке. Ему важно завести своего перевозчика, больше я никак не могу это интерпретировать», — говорит Евгения.
Пик напряжённости настал 30 апреля, когда более 100 автобусов утром не вышли на линию. Ситуация осложнилась тем, что произошло это в разгар коронавируса, и многие люди вынуждены были толпиться в оставшемся на линии транспорте. Мэр Новокузнецка отреагировал на ситуацию резко, заявив, что по отношению к виновникам будут предприняты меры.
«Мы устроили акцию протеста, это не забастовка. Мы протестуем против того, что нас фактически уничтожают, не слышат. Нас не понимают здесь, на месте. Мы не готовы к тому, что за спиной нам говорят: вы должны уйти отсюда. С этим мы не согласны, потому что это наши пассажиры, и мы за 20 лет их узнали», — говорит Евгения Корюкова. Опыт регионов
Стоит отметить, что транспортная реформа уже состоялась в некоторых субъектах России. 1 июня 2020 года Пермь завершила переход на второй этап реформирования системы транспорта, и многие горожане оказались недовольны изменениями. Пермяки отметили значительные неудобства в сокращении маршрутов и системе пересадок, оставив многочисленные жалобы в социальных сетях главы города.
«В Новосибирске тоже решили попробовать систему брутто-контрактов на одном отдельно взятом маршруте. Но в конкурсе там также могло принять участие только одно муниципальное предприятие и один муниципальный маршрут, остальные участники фактически не могли зарегистрироваться на площадке где разыгрывался конкурс. Пока там только пробная версия», — рассказала Евгения Корюкова.
Санкт-Петербург должен был одним из первых перейти на новую систему в июле 2020 года, но из-за коронавируса власти решили отложить реформирование, предварительно на два года.
«На совещании Российского автотранспортного союза (3 июня — прим. ред) мы обсуждали с перевозчиками меры поддержки общественного транспорта и какая поддержка вообще есть на местах. Конечно, общественный транспорт в России находится в том месте, на котором мы сидим — по-другому и не скажешь. Но, тем не менее, таких проблем как в Новокузнецке нет нигде, коллеги из РАС были удивлены нашей ситуацией. Все перевозчики и представители региональных властей заявляли, что в бюджетах нет денег на транспорт из-за коронавируса. А нас спрашивали: на что рассчитывает ваша администрация?», — говорит Корюкова.
Что дальше
Пандемия COVID-19 дала надежду на отсрочку не только культурной столице России, но и всей стране. 3 июня Госдума объявила, что муниципалитеты вправе отложить обновление транспортной схемы ещё на два года. Сделали это «в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции». Правда, окончательное решение о принятии поправки остаётся за городскими властями.
По мнению директора «Автолайн» поправку в Новокузнецке примут, но только для муниципального транспорта. В этом случае, уже в ноябре частный транспорт южной столицы Кузбасса с улиц города исчезнет.
За разъяснениями Сибдепо обратился в Управление по транспорту и связи города Новокузнецка. Мы хотели получить ответы на вопросы: будут ли в Новокузнецке сдвинуты сроки реализации транспортной
реформы с июля 2020 года? Если будут, то на какой срок? И, наконец, какую категорию перевозчиков коснётся отсрочка? Получение запроса в УТИС подтвердили, однако ответ, в нарушение Закона о СМИ, в редакцию так и не поступил.