Опасный чих. Кто спасёт кузбассовцев от заражения туберкулёзом?
Корреспондент «АиФ-Кузбасс» выяснил, как можно заразиться туберкулёзом и почему отправлять больных на лечение иногда приходится прокуратуре.
В Ижморском районе суд приговорил троих больных к принудительному лечению. Они болели инфильтративной формой туберкулёза, при которой заразиться может любой пообщавшийся с ними человек. Но ижморцы игнорировали советы врачей, отказывались от лечения и продолжали жить дома, подвергая смертельной опасности окружающих. Много ли таких чахоточных «камикадзе» ходит по Кузбассу?
В больницу – через суд
Дело ижморских туберкулёзников – далеко не первое подобное дело, за которое берётся и доводит до суда прокуратура. Например, в декабре прошлого года прокурор Беловского района добился в суде принудительной госпитализации 45-летнего мужчины, страдавшего заразной формой туберкулёза и уклонявшегося от лечения.
«Заболевание является очень опасным для здоровья человека, т. к. при активной форме туберкулёз распространяется воздушно-капельным путем, что делает возможным заражение в ходе бытового общения значительного числа граждан. В связи с этим прокурор направил в суд заявление с требованием принудительной госпитализации данных граждан для прохождения лечения», – разъяснила позицию ведомства старший помощник прокурора Кемеровской области по взаимодействию со СМИ Елена Тушкевич.
Бегство от приговора
Врачи-фтизиатры не понаслышке знают об этой проблеме. По мнению профессора, заведующего кафедрой фтизиопульмонологии Новокузнецкого ГИУВа Аркадия Ханина, заставить лечиться таких больных в России никто не может. «Например, в Белоруссии приняли закон, при каждом диспансере есть отделение закрытого типа с решётками. Такие законы о принудительном лечении есть в США, в Европе.
У нас есть Федеральный закон № 77, в нём пункт об обязательном обследовании и лечении. Это «обязательное» – через суд. Огромную кипу документов собирают бедные участковые фтизиатры, работающие один за троих, предоставляют их в суд. Принимается решение госпитализировать больного. Его привозят к нам. Он дня три-неделю побыл, собрался и ушёл», – рассказывает о «дырах» в законе на конкретном примере профессор.
Туберкулёзные «рекорды»
О масштабах бедствия говорит тот факт, что уровень заболеваемости туберкулёзом в Кемеровской области почти на 80% превышает среднюю цифру по стране: 97,7 на 100 тыс. кузбассовцев. А смертность больше российского показателя аж в 2,4 раза. К слову, в Ижморском районе уровень заболеваемости на 100 тыс. населения гораздо выше среднекузбасского – 139,7. А «лидерами» печальной статистики являются Яшкинский, Крапивинский и Тяжинский районы, там от 200 до 170 больных на 100 тыс. населения. Вызывает тревогу и тот факт, что в области высок удельный вес бациллярных форм туберкулёза – 48%. А ведь больному такой формой достаточно чихнуть, покашлять или просто поговорить, чтобы передать инфекцию здоровому человеку.
По подсчётам новокузнецких медиков, около 20% больных бросают обследование и лечение. «Мы сегодня живём, честно сказать, в условиях эпидемии туберкулёза. Уж если у тебя есть кашель затяжной три недели и более), отделение мокроты, одышка, кровохаркание, слабость, недомогание, потливость, значит, нужно в первую очередь проверить у себя наличие такого заболевания, как туберкулёз. Даже если человек проводил флюорографическое обследование лишь пару месяцев назад», – советует Аркадий Ханин. А пока нет принудительного лечения и решёток и ситуация с туберкулёзными больными пущена на самотёк, то стоит прислушаться к совету профессора.