ITоги года: что изменилось в кузбасском IT и планах на цифровое будущее
Гендиректор Goodline встретился с журналистами, чтобы обсудить успехи компании в 2021 году.
Уходящий 2021 год стал для кузбасского IT-гиганта — компании Goodline знаковым: провайдеру исполнилось 20 лет, на свет появился «Идентичный Кемерово», а сервис качественно изменился. Об успехах, вызовах и перспективах IT-отрасли представителям СМИ рассказал гендиректор компании Роман Жаворонков.
Про 2021 год и юбилей компании
Goodline в 2021 году отпраздновал юбилей – что изменилось за эти 20 лет? Как изменилось отношение к бизнесу?
Вопрос почти философский, ведь постоянно что-то меняется. У нас не было дискретного развития, когда ты производил, например, окна, а потом перешёл на высокотехнологичную продукцию. У нас всё в канве общего динамичного развития — с погрешностью на состояние рынка. В целом, как была компания инновационного типа, непрерывно развивающаяся, такой и осталась.
А что тогда имеет значение в развитии компании?
Раньше все подходы к бизнесу были «достигательские». Неважно, как ты это делаешь, важно получить красивое число, например, 100 салонов продаж. А что внутри этих 100 салонов, что с ними станет – никого не интересовало. Мы же всегда занимались системным долгосрочным развитием. Каждый год инвестируем в инфраструктуру, чтобы она соответствовала времени. Какие знаковые события произошли в компании в 2021 году?
В этом году Goodline зашёл в частный сектор: подключаем технологии GePON. Уже вышли на цифру 20 тысяч домохозяйств. Конечно, есть свои особенности. Например, подключаем круглогодично (далеко не все это делают), часто в процесс вмешиваются наши сибирские морозы. Кроме того, есть трудности с доступом к инфраструктуре. Да и в маленькой деревне живет столько же человек, сколько в одной многоэтажке. Но мы продолжим развивать эту услугу, в следующем году двинемся на юг области.
Как на развитие компании повлияла пандемия?
Пандемия в целом никак не повлияла. Интернет как был нужен почти в каждой квартире, так и остается. Единственное отличие – раньше было предкризисное состояние, а сейчас уже точно кризис. Индексировать цены на еду можно, её купят без вариантов. Сервисные отрасли себе такого позволить не могут.
А можете выделить главный итог года для Goodline?
В этом году мы смогли переломить Lean (бережливое производство).
Можно настроить call-центр, как будто он сидит в одном помещении, нанять подрядчиков для монтажных работ, сервисов и подключений, построить инфраструктуру. А работой с сервисным обслуживанием никто заниматься не стремится.
Бережливое производство, когда оно действительно бережливое, гораздо сложнее и тяжелее внедряется. Оно ориентировано на создание ценностей для клиентов и устранение лишь тех затрат, которые эту ценность не несут. То есть то, как мы будем работать в будущем, определяют наши клиенты.
У нас более 150 человек участвуют в Lean-проектах. Эта культура уже достаточно проникла в нашу организацию, чтобы что-то давать в ответ. Только за счёт этого можно качественно расти в сервисе.
«Wachanga», «Кавёр», «Запись к врачу» — о проектах Goodline
Роман, давайте немного поговорим о флагманских проектах компании. Как они себя чувствуют в 2021 году? Какие успехи?
У большинства из них есть прогресс, и заметный. Например, «Wachanga» — экосистема приложений для семьи и родителей имеет сегодня в своем портфеле 9 приложений на платформах iOS и Android, объединенные в единую экосистему «Ассистент развития семьи». Общее количество установок в этом году перевалило за 20 миллионов. Wachanga играет заметную роль в развитии FemTech. А годовая выручка основных продуктов (Календарь беременности, Женский календарь — Clover, Кормление и уход за новорожденным) выросла от 1.5х до 6х (предварительно). Месячная выручка компании сейчас в 3 раза больше, чем годом ранее.
«Кавёр» (приложение-афиша уникальных мероприятий) четыре месяца назад полноценно развернулся в Нью-Йорке и Будапеште. В планах — свести экономику приложения за границей и масштабироваться. Стоит отметить, что в цифровых проектах много нюансов, можно поменять что-то незначительное, и в один момент это выстрелит. Но в какой конкретно момент — это не всегда прогнозируемо.
«Запись к врачу» (сервис для записи в государственные и частные больницы) уже охватывает 2/3 страны. И это большое достижение, потому что работать с государственной медицинской инфраструктурой, через которую идёт вся интеграция, очень сложно. Приходится решать много «айтишных» задач, чтобы всё работало нормально. Плюс в каждом регионе есть свои нюансы. «Главное, чтобы люди могли реализоваться»: о проекте «Идентичный Кемерово»
В апреле 2021 года Goodline запустил новый проект по поиску городской идентичности. Неравнодушные горожане, представители власти и креативного бизнеса осмысливали уникальные черты Кемерова и пытались понять характер его жителей.
Расскажите о результатах проекта? Что из задуманного удалось воплотить?
Главное, что нам удалось построить систему, в которой кемеровчане могут с помощью идентичности спроектировать, например, уникальный городской объект. Задача же была не в том, чтобы выпускать сувениры или проектировать общественные пространства. Важно было сформировать процесс, с помощью которого те, у кого нет наших организационных возможностей, могли создавать идентичные объекты. И уже разработано техническое задание (ТЗ) на часть набережной, которую построят возле будущей Мариинки. Это был первый шаг. Если он удастся, тогда горожане смогут делать более уверенные шаги в создании уникальных общественных пространств.
А зачем нужно, чтобы техническое задание создавали горожане? При чём тут идентичность?
Любой качественный объект — это всегда определенная цепочка действий. Сначала нужно разработать техническое задание. Если оно слабое, то и объект будет слабый. Проблема всех российских общественных пространств в том, что ТЗ к ним всё время пишут на коленке, за одну ночь. А потом мы получаем объект, который никак не адаптирован под нашу суровую и долгую зиму, под наши дороги. Общественное пространство в городе должно не только помогать отдыхать людям, оно должно быть полезным. Например, давать рабочие места, помогать реализовываться жителям.
Зачем это нужно Goodline? Есть ли в планах монетизация проекта?
Бизнес появляется тогда, когда что-то становится некой нормой. Не возникает вопросов, что такое ТЗ? Что это за ерунда? Это и так понятно, других вариантов нет. Для начала нужно к реальности «прибить гвоздями» то, что сделано. Провести в следующем году мастер-классы, конвертировать увлечения горожан в идентичные сувениры, параллельно построить инфраструктуру, дать людям гранты для реализации. Если повторять это достаточно последовательно, через время сформируется креативная городская индустрия.
«Больше времени на реальность»: про планы на 2022 год
В новом году Goodline будет дальше внедрять Lean, заниматься технологиями GePON в деревнях. Цифровые сервисы будут пытаться пробить рынок. У нас также непрерывно прорабатываются новые проекты, что-то уже в стадии запуска.
Будем масштабировать проект «Идентичный Кемерово». Нужно снизить входной барьер между человеком, который хочет создать что-то креативное в городе, и результатом. Если получится реализовать одно общественное пространство, спроектируем новое. Нужно отдавать больше времени на реальность, на вовлечение кемеровчан в городские процессы.