Покоритель угля: как уникальный скульптор и шахтер из Кузбасса совершил “невозможное”
Александр Рязанцев является одним из двух уникальных в России резчиков из угля. Первым решил посвятить свою жизнь сложному материалу Игорь Суворов. Он и вдохновил собеседника Сибдепо на своеобразное хобби, а теперь уже вторую работу. Как Александр Рязанцев, обычный шахтер, совершил практически невозможное - читайте в нашем материале.
Главное — ввязаться в драку
Уголь — порода, которая крайне сложно поддается обработке. Семь лет назад Сибдепо беседовал с художником и скульптором-резчиком из угля Игорем Суворовым. Тогда он был единственным мастером в своем деле. Никто и подумать не мог, что кто-то сможет снова “покорить” черное золото. Но именно он и вдохновил Александра Рязанцева, который сегодня также создает самые настоящие скульптуры из угля.
“В одном из интервью Игорь Суворов сказал, что многие пробовали, но никому, кроме него, не удавалось покорить уголь. Меня это очень зацепило, и я решил заняться делом, ранее мне неизвестным. Но я такой человек, как говорят: «Главное — ввязаться в драку, а там по ходу разберемся». Это страх каждого человека — столкнуться с неизвестностью. Человек боится, поэтому и не начинает ничего нового. Думает, что ничего не получится. Я считаю, что это заблуждение, так как отрицательный результат — тоже результат и опыт, а значит есть, чему радоваться. Если еще и что-то стало получаться, то радости вдвойне больше”, — говорит шахтер с 16-летним стажем. Александр 12 лет трудился на шахте “Распадская” и последние четыре года работает заместителем начальника участка аэрологической безопасности шахты “Сибирская”. Создает горняк уникальные сувениры из угля после работы и в выходные дни. Начал он свой путь резчика 9 лет назад. Тогда не все получалось. Первые несколько лет все свободные деньги уходили на эксперименты и материалы. О прибыли с хобби не могло быть и речи.
“Только последние годы стало получаться, с каждой работой все лучше и лучше. Вот, бывает смотришь на работу, которую сделал три года назад и думаешь, какая же она некачественная, хотя тогда очень радовался ей. Я уже привык, что нет предела совершенству. Понял, что буду улучшать и улучшать свою продукцию. Важно, не останавливаться на достигнутом. Ведь первые пять лет у меня ничего не получалось, кроме отрицательного результата.
Но я горняк, а все горняки знают, что ничего нет невозможного. Рано или поздно должно получиться. Любая гайка все равно открутится, даже если на первый взгляд это невозможно, так как она вся мятая и заржавевшая. Горняки меня поймут, о чем это я.
Сначала уголь просто не поддавался обработке или крошился, загорался при работе, при обработке с водой, наоборот, раскисал. Пробы и ошибки привели меня к положительному результату”, — поделился своей историей собеседник сайта. Тепло от угля
Параллельно с работой и экспериментами с углем Александр изучал 3D-редакторы, чтобы создавать не просто сувенир, а небольшие скульптуры. Моделирование оказалось для него проще. Шахтер еще с института и уже в своей трудовой деятельности работал в графических редакторах, разрабатывал техническую документацию по ведению горных работ. Так, небольшая база уже была.
“Сегодня мои работы можно увидеть, купить и заказать в соцсети на моей страничке «ВКонтакте», в краеведческом музее Междуреченска, а также в некоторых отделах сувенирной продукции города Кемерово, Новокузнецка, Междуреченска, в рекламных агентствах Кемеровской области. Несколько крупных угольных компаний постоянно сотрудничают со мной и берут в подарок сувениры для своих сотрудников и гостей области. Стоимость, конечно, относительно высокая, но не выше сувениров из бронзы. Очень дорогие расходники: фрезы и пропиточные смолы для укрепления угля, сама технология требует очень много электроэнергии. Зато сделано все из натурального угля. При этом, он перестает мараться, но сохраняет структуру и блеск прожилок”, — отметил горняк.
По словам резчика, когда изделие берешь в руки, можно почувствовать тепло своей родной земли, где родился. О своеобразном чувстве говорят все, кто держал в руках работы мастера. Особенно те, кто непосредственно трудится на угольных предприятиях и каждый свой рабочий день добывает тонны черного золота. Несмотря на пришедший успех, Александр все еще не может полноценно зарабатывать на хобби.
“Вдвойне, наверное, приятно, когда хобби приносит еще доход. В моем случае получается, что доход от продаж тратится опять на дорогостоящие расходные материалы и эксперименты. Я уже не говорю о том, сколько было потрачено на оборудование и помещение. Очень дорогие расходные материалы, поэтому и сами сувениры получаются не дешевые. В будущем хотелось бы получать стабильные и крупные заказа от угольных компаний”, — добавил шахтер.
В планах у Александра Рязанцева повысить качество уже готового изделия: постаменты, подставки. Помимо этого, он мечтает сделать сувениры для каждой профессии, связанной с Кузбассом и угольной промышленностью. Три года назад у шахтера даже появился помощник, который уже освоил технологию пропитки угля и может контролировать и регулировать параметры гравировки откатанных моделей. Он научился у Александра понимать, как ведет себя уголь и инструмент в процессе обработки. Каждому камню черного золота приходится подбирать свои подходящие режимы. В противном случае, дорогостоящий инструмент может сломаться. Горняк и резчик добавил, что на деньги, потраченные на замену сломанных инструментов, давно бы купил себе хороший автомобиль.
“Раньше, лет 7 назад, я уделял этому хобби по 30-40 минут в день, так и двигался потихоньку. На сегодняшний день, я в обязательном порядке уделяю один час и один из двух выходных. Еще, конечно, в отпуске появляется свободное время”, — рассказал Александр.
Секретный рецепт или научное открытие
Казалось бы, для создания таких сувениров просто необходимо художественное образование. Александр Рязанцев и здесь сделал невозможное. Он никогда не рисовал. Если не считать художеством студенческие рисунки на последней страничке в тетради во время скучных пар. Более половины своих моделей он спроектировал по уже готовым фото или рисункам.
Но, буквально, через неделю после нашего разговора Александр создал слиток из куска, который обработал полностью вручную.
“Думаю, в следующий раз попробую торчащий рельс. Так глядишь и скульптором стану, как Суворов. Потренируюсь и лица из больших кусков смогу. Никогда не думал, правда, что открою в себе способности. Приятно удивился на выходном, что получилось”, — поделился радостью шахтер. Материалы, жидкости, растворы, а также сорт угля — Александр держит в строжайшем секрете, потому что создание рецепта по укреплению и покорению угля он сравнивает практически с научным открытием.
“Это очень долгий и сложный процесс. Я сначала помещаю ископаемое в специальную жидкость, используя в работе давление и вибрацию. За счет этого в камень более глубоко проникает скрепляющий материал, и из структуры угля выходят ненужные “пузырьки”. Такая работа повышает срок службы будущего изделия. Так, я выдерживаю уголь в специальной среде около трех суток”, — отметил Александр.
Затем резчик берется за творческую часть создания изделия. Он прописал свою собственную программу управления гравировальным аппаратом, чтобы она четко работала с программой 3D-моделирования.
“С углем есть некоторые проблемы, не каждая марка угля подойдет для обработки, даже после пропитки связующими смолами. В принципе, если детализация изображения крупная (типа логотипа предприятия) на большом куске угля делаю и на угле, который добывает сама организация. Для сувениров с более мелкой детализацией пришлось поискать по области. На поиски ушло четыре года. Теперь езжу за углем за 140 км в один из городов региона”, — рассказал горняк.
Александр Рязанцев не останавливается на достигнутом и продолжает самосовершенствоваться. Раз в месяц, создавая все новые модели, на один сувенир уходит около полумесяца.