«Яранский тупик». Блатная романтика по-вятски
Уже в этом году в России появится шестая по счету колония пожизненного заключения. Располагаться она будет в Яранском районе Кировской области на базе ликвидированного яранского СИЗО №3. В народе уже ходит предварительное название – «Яранский тупик», который составит вполне себе достойную романтически-блатную конкуренцию «Черному дельфину» в Оренбургской области, «Полярной сове» в Тюменской области, «Белому лебедю» в Пермском крае, а еще «Черному беркуту» и «Вологодскому пятаку» в Свердловской области и на Огненном острове соответственно. Не исключено, что уже осенью в Вятский край привезут первых заключенных – убийц, террористов, главарей преступных групп и других воистину криминальных элементов.
Журналист портала Свойкировский.рф выясняла, влечет ли какую-то опасность для кировчан столь экзотическое соседство, и как сегодня обстоят дела с содержанием заключенных в нашем регионе. Об этом мы говорили с членом общественного совета при УФСИН России по Кировской области, правозащитником Михаилом Плюсниным.
- Понятие пожизненного лишения свободы, на самом деле, условно. Потому что живут они, как правило, не очень долго. Когда ты сидишь из год в год, света белого не видишь, связи с внешним миром почти нет, это хорошо только для Далай Ламы, который может наслаждаться своим внутренним миром и думать о высоком. Среди этих людей таких не много. Они люди действия, агрессии, движения. Когда их этого лишают, на каком-то этапе это начинает из них вырываться. А если они это подавляют, неизбежно развитие болезней.Отметим, чтобы сегодня получить пожизненный срок, надо, прямо скажем, постараться. Согласно Уголовному Кодексу РФ, «век воли не видать» у нас можно за убийство с отягчающими обстоятельствами, захват заложника или диверсию, повлекшую чью-то смерть, посягательство на жизнь представителя органов, общественного или государственного деятеля, терроризм, геноцид, а также создание преступной группы. Первое и последнее, кстати, вменяют товарищу Прокопу.
Уже известно, что численность «клиентов» нового исправительного учреждения составит 200 человек. Сидеть будут парами – по двое в камере. Как сообщают федеральные СМИ, цена вопроса – порядка 7 миллионов рублей.
- Остальные пять колоний пожизненного заключения в России, кстати, не переполнены. Пожизненники точно не являются какой-то проблемой, и там нет переполнения, поэтому, почему решили создать именно у нас – сложно сказать. Корнями это все идет в реформу Реймера. Я считаю, что у нас на территории области такая тюрьма пользы не сделает.Между тем, рабочие места в районах, финансирование которых осуществляется из госбюджета и не обременяет местный – дело неплохое. Особенно в кризис. Ликвидация яранской колонии №3 в свое время лишила работы несколько десятков человек. Сейчас ситуация меняется. Однако очевидные плюсы в данном случае уравновешены очевидными минусами.
- Сейчас людей опять набирают на работу. Приличная зарплата – порядка 30-60 тысяч рублей, начальник колонии получает за сотню. Что касается проблем. Любая колония - это источник криминогенной ситуации. Вокруг любой колонии существует ряд людей – это и, так называемые, «временные жены», которые организовывают передачи. Будут и те, кто будет пытаться передать запрещенные предметы, в частности, наркотики. Это неизбежное зло, это всегда происходит и, скорее всего, ждет и Яранск. То есть это нагрузка на персонал колонии и на отдел полиции города. Кроме того, учреждение находится прямо в центре города, по соседству пятиэтажные дома. Скорее всего, по нынешним нормативам, там будет очень высокий забор – метров 6-8. Но все равно какого-то контакта, визуального общения избежать достаточно сложно. Опять-таки лишняя проблема для персонала, которому придется пресекать возможность общения. Заключенным же запрещены все контакты с внешним миром: письма подцензурны, краткосрочные свидания - пару раз в год, телефонные звонки прослушиваются. Нормы зоны отчуждения соблюдены, но, когда колония стоит в чистом поле, и ты решил «побежать» – ловить тебя хорошо, а если ты решил «побежать» и вокруг тебя жилая застройка, то даже конвоиру стрелять в тебя боязно. Когда возникают такие пиковые ситуации, они всегда потенциально опасны для населения. Но я мало верю, что это реально, потому что меры безопасности серьезные и, по официальным данным, побегов из пожизненных колоний нет.О мерах безопасности на новом объекте нам рассказала пресс-секретарь УФСИН по Кировской области Ирина Колчина. По ее словам, жители Яранска могут спать спокойно:
- Это режимный объект, там соответствующие меры безопасности: дополнительные камеры видеонаблюдения, инженерно-технические сооружения, средства охраны и надзора. Персонал яранского СИЗО №3 уже переквалифицирован и обучен. Жители Яранского района и Кировской области будут находиться в полной безопасности и не должны волноваться. По зоне отчуждения – всё соблюдается, всё в соответствии с требованиями и те, кто участвовал в обсуждениях, об этом знают.Как сообщили в УФСИН, в колонии планируется наладить швейное производство, но, безусловно, возможно создание нескольких производств. Все они связаны с ручной работой: вязание сеток, создание пакетов и так далее. Рабочий процесс будет осуществляться либо прямо в камере, либо будут созданы отдельные камеры для работы.
- На мой взгляд, еще одна проблема, которая будет – сложность самого контингента. Люди там будут сидеть непростые, очень часто с расстройствами психики. 10 лет они сидят в камере вдвоем, 10 лет к ним ходят одни и те же охранники. Начнется привыкание, и это сильно будет влиять на персонал, на их семьи. Не секрет, что моральный климат – дело тяжелое. Очень много требований в этом плане к персоналу, все это соблюсти очень важно, а поскольку культуры снятия напряжения у нас нет, скорее всего, это будет выливаться в стабильные семейные скандалы, - подчеркнул правозащитник.Отметим, на сегодняшний день в Кировской области содержится более 11 тысяч заключенных. Большая часть из них - далеко не кировчане, а выходцы с Кавказа, граждане Московской, Ивановской и других областей. В этой связи одной из главных проблем местные общественники называют разрушение связей с родными. Также остро стоит вопрос здравоохранения в тюремной среде.
- Любое отправление далеко от дома влечет разрушение связи с родными. Когда родные близко, они могут приехать, поддержать, помочь с лекарствами и прочее. Далее – медобслуживание и здоровье. В тюрьме сидят люди, чаще всего, на воле не особо занимавшиеся своим здоровьем. А теперь им все диагностировали и надо их лечить. По поводу «мастырщиков» у нас вообще отдельный разговор. Придумать себе болячку, что-то расковырять и лечь в больницу – это норма для зэка, который не хочет работать. Они не заинтересованы в выздоровлении, они, скорее, заинтересованы в получении инвалидности и гарантированной пенсии.Известно, что оптимизация коснулась и системы исполнения наказания. Как заявлял глава УФСИН России по Кировской области Владимир Никитеев, в планах объединить Кирово-чепецкую колонию №5 и омутнинскую №17 на базе последней, чтобы сократить издержки на содержание полупустых учреждений.
- Открою вам большую тайну. Все преобразования происходят на основании Постановления Правительства Российской Федерации. Его нет. А пока его нет, никто никого никуда перевозить не будет. Москва еще думает.Какое название получит колония пожизненного заключения на Вятке – пока неизвестно. Обсуждая тему на форумах, кировчане предлагают свои варианты, среди которых «Яранский лапоть» и «Яранский тупик». Вообще название колонии всегда предполагает наличие соответствующей символики. Например, на территории тюрьмы в Оренбургской области стоит скульптура черного дельфина. Какая символика появится в Яранске, будет зависеть, в том числе, от полета фантазии руководства данного учреждения. При этом хочется надеяться, что традиционные символы Вятки - лапоть и дымковская игрушка - с легкой руки патриотичных начальников не превратятся в очередной тюремный «бренд».
Фото: Свойкировский.рф