Кировская область может стать пилотом по внедрению законов для семейного бизнеса

Напомним, в Кирове ранее прошёл круглый стол по семейному предпринимательству. В нём приняли участие представители Общественной палаты России, ОПКО, Вятской ТПП, Союза семей России.
Владислав Гриб: «Из Москвы видно не всё»
Владислав Гриб выступил инициатором круглого стола. Он регулярно приезжает в Вятку и может уже по праву считаться «не гостем, а другом Кировской области», как выразился Андрей Усенко. А значит, хорошо знает интересы региона. В Кировской области много «семейных» инициатив и движений, также действует Комитет по семейному предпринимательству при ВТПП. Целью встречи стало «обменяться с коллегами, что волнует [на местах]».
– И некоторые нужные и полезные вещи с Андреем Леонидовичем, может, даже будем вносить в законодательстве, обсуждать в Общественной палате РФ. Иногда из Москвы некоторые вещи не видишь, — отметил федеральный эксперт.
В какой поддержке нуждается семейный бизнес – вот что стало одним и из главных вопросов встречи. Развернулось живое обсуждение.
Владислав Гриб: «Риски выше – значит, и поддержка должна быть выше»
— Если муж и жена в одном бизнесе, у них риски выше. Они оба могут обанкротиться, потерять работу. Обычно жена в одном месте работают, муж в другом, есть где подстраховаться, – отметил председатель Союза семей России. — У семейного предпринимательства выше риски, значит и поддержка должна быть выше от муниципальных и региональных властей. Первое, я думаю, что нужно предусмотреть особые налоговые льготы на федеральном уровне.
Вместе с тем предостерёг от таких нововведений, которые приведут к семейному дроблению бизнеса.
— Я против ставки НДС 5% при доходе от 60 млн рублей. Логики не пойму, зачем это крохоборство? 5% для бюджета большой роли не сыграет. Мы опять будем в тень уводить малый бизнес, — продолжил Владислав Гриб.
Привёл пример семьи, где муж и жена формально разводятся, чтобы занизить свой доход. Так, мать с пятью детьми юридически разведена, а фактически всё ещё живёт с мужем, при этом получает хорошие выплаты.
— Нужно создавать инфраструктурные условия для семейного бизнеса. Давайте посмотрим, что можно сделать на уровне законов. Понятно, что на региональном уровне большие налоговые льготы не дашь. Но можно, например, сделать реестр предприятий семейного бизнеса. Если есть реестр, можно войти в гранты, можно давать налоговые льготы, давать помещения. Одно из предложений — не взимать НДС, если муж и жена в одной компании. И я бы хотел, чтобы, может быть, Кировская область была одной из экспериментальных площадок по развитию законодательства по семейному предпринимательству. Пусть это будут первые конкурсы, пусть будет увеличенная льгота на аренду. С опытом Андрея Усенко это можно потихоньку внедрять в региональный закон. В западных странах успешный малый бизнес как правило семейный, семьи владеют отелями, ресторанами и так далее, — резонно отметил Гриб.
Андрей Усенко: «Бизнес – не про поддержку, а про самостоятельное развитие»
Президент Вятской ТПП «постарался выразить позицию семейных предпринимателей»:
— Не столько нужны специальные льготы, сколько соответствующее отношение государства. Дайте, например, приоритет в исполнении государственного заказа. Я искренне верю, что бизнес всё-таки не про поддержку, а развитие и самостоятельность. Государство может определить приоритеты периодической поддержки, сделать акцент и «отпустить летать дальше». Прошу помнить, деньги от государства влекут за собой соответствующие обязательства и ответственность. Не бывает чудес, у государства деньги не берутся из ниоткуда, оно может поддерживать бизнес только за счёт другого бизнеса – у одних берёт, другим отдаёт. Это сообщающиеся сосуды. На каком месте в какой момент ты окажешься – вопрос.
Также Андрей Леонидович в очередной раз отметил: семейный бизнес куда устойчивее, ведь его уже сложнее закрыть. В чём точно нуждается такой вид предпринимательства – так это в правовом урегулировании.
— У нас есть закон, который определяет термин семейного предпринимательства. Это был очень серьёзный шаг. Ещё несколько лет назад налоговая ведение дела семьёй однозначно рассматривала как попытку дробления бизнеса. На принятии закона глава налоговой сказал историческую фразу: «аффилированность не порок». Кроме вопросов с налоговой, есть вопросы к тому, как бизнес рассматривается с точки зрения совместно нажитого имущества. Сейчас на бизнес распространяются все нормы семейного законодательства со всеми вытекающими. Общемировая практика говорит, что это не совсем правильный подход. Бизнес — это не имущество и страдает от разделения, поэтому требует особого режима урегулирования, — заявил Усенко.
Владислав Гриб, комментируя позицию президента Вятской ТПП касательно льгот для семейного бизнеса, возразил:
— Андрей Леонидович, я с вами не соглашусь. У меня много друзей в бизнесе. За счёт нас, налогоплательщиков, кормили девелоперов и банки. К сожалению, у нас главные лоббисты бизнеса как раз в пользу девелоперов, Я согласен, если мы будем просто раздавать льготы, у нас будет даже «квазисемейный бизнес». Люди будут специально жениться, чтобы был семейный бизнес. Но, считаю, инфраструктурную поддержку можно и нужно давать. Однако здесь нужно понимать, что льготы должны быть налоговые. Новация 5% для «малышей» – это опять будет дробление. Но в чём прав Андрей Леонидович – всегда, если кого-то поддерживают, то это за счёт налогов.