Как наш земляк в Антарктиду летал и стал героем
https://donskieogni.ru/
Константиновский район. ДОНСКИЕ ОГНИ. 60 лет назад на рубеже 1961–1962 гг. состоялось очень знаменательное для...
https://donskieogni.ru/
https://donskieogni.ru/
Константиновский район. ДОНСКИЕ ОГНИ. 60 лет назад на рубеже 1961–1962 гг. состоялось очень знаменательное для своего времени событие, не вошедшее в учебники истории, и о котором мало кто сейчас знает – 1-й трансконтинентальный перелёт из Москвы в Антарктиду и обратно. В этом легендарном перелете принял участие Борис Семенович Осипов – герой социалистического труда, уроженец хутора Кар – Белянского.
После открытия Антарктиды в 1820 году русскими мореплавателями Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым, её дальнейшее изучение по ряду причин, как научно-технических, так и геополитических было приостановлено почти на полтора столетия.
Систематическое изучение Антарктики в СССР началось только в середине 1950-х годов в связи с проведением Международного геофизического года (1957-1958). Для организации и проведения исследований в этом районе решением правительства Советского Союза во второй половине 1955 года была создана Комплексная Антарктическая экспедиция (КАЭ) Академии наук СССР. В ее задачи входила организация главной базы на побережье континента, выбор места для внутриматериковых научно-исследовательских станций, а также проведение комплексных океанологических исследований в Индийском секторе антарктических вод. Всего в экспедиции (вместе с экипажами судов) участвовало 425 человек.
С этого времени Антарктические экспедиции стали ежегодными. Но путь на дизель-электроходах только в одну сторону занимал от полутора до двух месяцев. И сразу стало понятно, что для доставки участников экспедиций необходимо использовать авиацию. Идея осуществления подобных перелетов была высказана академиком Щербаковым Д.И. еще в период проведения 1-й Комплексной антарктической экспедиции (КАЭ) Академии наук СССР 1955-1957 гг. Он предлагал использовать для этих целей дальние советские бомбардировщики Ил-4. Однако бомбардировщики не были приспособлены для перевозки пассажиров, а трансконтинентальных пассажирских самолетов в те годы у нашей страны еще не было. В 1954-56 гг. был спроектирован первый такой самолет – Ил-18, который в 1960 г. был запущен в серийное производство. Один из первых самолетов Ил-18 был получен начальником Управления полярной авиации МГА СССР М.И. Шевелевым для обеспечения пассажирскими перевозками районов Крайнего Севера. Одним из первых штурманов этого самолета стал участник 4-й КАЭ Р. Робинсон, которому принадлежит идея использования именно этого самолета для перелета в Антарктиду. Но уже тогда американцы обладали бесспорным преимуществом в авиационной поддержке своей национальной деятельности в Антарктике, как по общему объему налета часов, так и по техническим характеристикам применяемых воздушных судов. Используемый ими военно-транспортный самолет LC-130 «Геркулес» до сих пор является уникальнейшим образцом авиационной техники, используемой в полярных регионах. Это воздушное судно оборудовано лыжно-колесными шасси, которые позволяют осуществлять посадки на снежную поверхность как в Арктике, так и в Антарктике. До сих пор ни одна из крупнейших авиационных держав мира не смогла создать подобной техники. Данный самолет позволяет перевозить до 20 тонн полезной загрузки, а при полетах на большие расстояния она сокращается до 15 тонн.
В СССР была предпринята попытка создать аналог этого американского военно-транспортного самолета. Им стал разработанный конструкторами под руководством О.И. Антонова самолет Ан-12, который был запущен в серийное производство в 1957 г.
В 1961 году было принято решение в рамках проведения 7-й КАЭ использовать самолёты Ил-18 и Ан-12 для доставки части грузов и учёной группы в Антарктиду. Быстро создать лыжно-колесные шасси для Ан-12 по американским аналогам не получилось, и, поэтому для организации полета в Антарктику были разработаны специальные лыжные шасси из титанового сплава. Они прошли испытания в аэропорту поселка Черский на ледовом аэродроме реки Колыма. Предполагалось, что с помощью самолета Ан-12 будет проведено обеспечение континентальной станции Восток необходимым запасом дизельного топлива.
15 декабря 1961 года самолёты Управления Полярной Авиации Ил-18 (командир Поляков А.С.) и Ан-12 (командир – наш земляк Осипов Борис Семёнович) вечером вылетели из аэропорта Шереметьево. Кроме 17 человек экипажей, на борту самолётов находились руководитель перелета – начальник Главсевморпути А.А. Афанасьев, его заместитель по летной части — начальник Управления полярной авиации Главсевморпути М.И. Шевелев, группа учёных, представители центральной прессы и др.
Маршрут перелета проходил по трассе Москва — Ташкент — Дели (Индия) — Рангун (Бирма) — Дарвин (Австралия) — Сидней (Австралия) — Крайстчерч (Новая Зеландия) — Мак-Мердо (Антарктида) — Мирный (Антарктида). 25 декабря 1961 г. оба самолета приземлились в оазисе Бангера (залив Транскрипции). В тот же день самолет Ан-12 прибыл в Мирный, а 27 декабря здесь приземлился и самолет Ил-18.
В процессе перелёта нашим лётчикам пришлось столкнуться с целым рядом трудностей, о которых в официальной прессе не принято было говорить. Это и новая неизвестная трасса, технические поломки, отсутствие полётных карт (которые пришлось «добывать» на промежуточных аэродромах), тропический грозовой фронт, неготовность взлётной полосы в Мирном для принятия тяжёлых самолётов и мн. др. Но вопреки всем испытаниям путь через четыре континента и два океана самолет Ан-12 совершил за 48 ч 27 мин, Ил-18 — за 44 ч 46 мин. Была проложена новая трасса Москва—Мирный общей протяженностью 25045 км.
После переоборудования колесного шасси самолета Ан-12 на лыжное он совершил два пробных рейса с грузом на станцию Восток, куда были доставлены сейсмическая аппаратура и горючее. По воспоминаниям ныне здравствующего участника перелёта бортмеханика Ан-12 Сергеева Виктора Михайловича, отвечавшего за лыжное оборудование, испытания лыжных шасси выявили конструктивные недостатки и показали их несоответствие для использования в условиях Антарктиды. Дело в том, что физические свойства арктического снега, на котором сначала испытывались лыжи, очень сильно отличаются от антарктического.
24 января 1962 г., после почти месячного пребывания в Антарктиде, самолеты Ан-12 и Ил-18 вылетели в обратный путь, который проходил по тому же маршруту, исключая только Мак-Мердо (из оазиса Бангера вылетели прямо в Крайстчерч). 2 февраля 1962 г. самолеты вернулись в Москву.
За успешное выполнение задания А.С. Полякову и Б.С. Осипову было присвоено звание Героев Социалистического Труда с вручением орденов Ленина и золотых медалей «Серп и Молот». Остальные участники перелёта были награждены различными орденами и медалями.
Сейчас никого не удивишь сверхдальними перелётами, но для того времени это было очень знаковым событием, и с научно-технической стороны, как доказательство возможностей нашей авиации, и с политической, как восстановление паритета в исследовании Антарктиды.
Василий Вегерин
https://donskieogni.ru/