«Пятый дом» - дворец для... История вопроса и перспективы. ВИДЕО
Елена Владимировна сообщила, что на месте полуразрушенного дома, стены которого возьмут за основу, по адресу Октябрьская, 15 появится коворкинг-центр. Нечто по идеологии сходное с советскими «домами пионеров».
Площадей там хватит не только на кружки и секции, но и на развлекательно-досуговый сегмент.
Общая площадь дома – 8756,2 м2. В понятие «пятый дом» входят также детская и спортивная площадки, по 500 м2 каждая.
Прежде чем перейти к плану реконструкции (да, есть и такой план) вспомним историю вопроса. За последние несколько лет было много публикаций о «пятом», содержащих неточную и неверную информацию, которая может помешать в понимании перспектив.
Одно дело побегать с камерой по «заброшке» и поохать, как мол, тут страшно, другое – прийти туда, обладая знанием о собственниках и их взаимоотношениях. На момент постройки (1932 год) «пятый дом» являлся одним из самых крупных зданий города, «ковровский москвасити». Архитектор дома – молодой и модный на тот период москвич Павел Клишев.
Четыре этажа, кирпичные стены, два корпуса, соединённые переходом-перемычкой. В корпусах 400 комнат. Такую планировку сейчас бы назвали «студия».
Дом был задуман как жильё премиум-класса. Это было не просто жильё, это была эко-система со своей столовой, клубом для отдыха, меблированным, с буфетом и биллиардной; своя прачечная, пункт ремонта обуви и даже свой детсад.
На каждом этаже в вестибюлях находились комнаты отдыха, которые тогда называли «красными уголками».
Получить жилье в «пятом доме» было заветной мечтой ковровчан. Кстати «пятым» дом называли потому, что изначально он числился по улице Абельмана под №5. В дальнейшем, когда многоэтажная застройка города продолжилась, трендом стали не студии, а отдельные квартиры (причём, квартиры просторные, те самые «сталинки») о престижности «пятого» уже не говорили.
Контингент жильцов «коридорной системы» начал меняться не в лучшую сторону. Энергичные и амбициозные жильцы всячески стремились съехать из «пятого», и постепенно там остались самые инертные, либо те, кто оказался в сложной жизненной ситуации.
Здание постепенно ветшало, превращаясь в трущобу, в конце прошлого века дом уже называли криминогенной территорией. Там совершено очень много преступлений, было много больших и малых пожаров, которые устраивали жители-маргиналы.
На заре приватизации жилья в 90-е, одной из серьёзных проблем было обслуживание жилого фонда. Управляющие компании, которые тогда начали зарождаться, с неохотой брались за обслуживание ветхих и проблемных домов. Чтобы «пятый» хоть как-то обслуживался, руководству города приходилось периодически принимать волевые решения.
Однажды зимой в доме полностью замёрзли трубы и батареи. Представители организации, которую привлекли к ремонту, были шокированы тем, что на систему канализации и отопления нет технической документации, а также тем, что в часть помещений у ремонтников нет доступа.
Часть комнат была скуплена для коммерческого использования. Но ни торговлю, ни общепит там организовать не удалось. Незадачливые предприниматели просто заперли помещения, «забыли» о них до лучших времён. Все, у кого были хоть какие-то варианты, закрепив за собой недвижимость на Октябрьской, 15, жили по иным адресам.
После того, как в очередной раз на ремонт дома из бюджета было потрачено 5 млн рублей (2005 год, курс доллара – менее 30 рублей), и это не дало никакого результата, в мэрии заявили, что «пятый» будет расселён, а здание перепрофилируют под офисно-деловой центр. Заявить-то заявили, но тут же столкнулись со всеми выше перечисленными проблемами – вопросы собственности и технического обслуживания.
Меж тем, расходы на содержание дома продолжали расти. Дом объявили аварийным, что привело лишь к тому, что власти (теперь уже строго и чётко по закону) были обязаны в предельно сжатые сроки предоставить всем зарегистрированным в доме людям квартиры взамен. А квартир не было, во всяком случае, новых. И денег в бюджете города на строительство нового жилья в нулевые не было.
Ближе к 2010-му всё-таки удалось выделить около 100 млн. рублей, на которые нескольким собственникам (менее 20) нашли жильё на замену. В доме на улице Фёдорова. Новоселье в 2015-м широко разрекламировали в официозных СМИ. А оппозиционные СМИ вскоре начали рассказывать про коммунальные ужасы в кое-как отремонтированном «альтернативном доме».
Переселенцы даже пытались организовывать протестные пикеты, судиться и проч. Ада добавляло ещё и то, что большую часть зарегистрированных жителей просто не удавалось найти. По документам есть человек, по факту – нет. Кто-то уехал из города, кто-то отправился в места лишения свободы, кто-то умер.
С одной стороны чиновникам нужно было терпеливо ждать, пока все жители (или их представители) не объявятся, с другой – прокуратура требовала оперативного реагирования. Во время избирательных кампаний «пятый» был прямо-таки идеальной болевой точкой для предвыборной пропаганды…
Хорошая новость тут была только одна. Здание на Октябрьской, 15, почему-то не признали памятником культурного наследия. Например, как его «близнец» по адресу Абельмана, 19. Тот же проект, тот же архитектор, тот же год постройки. Благодаря этому упущению инспекции по охране объектов культурного наследия, у дома Октябрьской, 15 перспектива реконструкции всё же имелась. И вроде бы (хочется трижды сплюнуть через левое плечо) руки и деньги до этого адреса дошли!
О том, куда переедут люди, зарегистрированные в «пятом», на GK рассказано и показано – 197 человек. Всех, наконец-то, нашли.
Что касается технических вопросов, решение, похоже, удалось найти в сентябре 2018 года, когда прошли публичные слушания по «пятому». Широкой огласке решение не придавалось, хотя и не было секретным. Думается, что просто все настолько устали от обещаний и заверений, что перестали верить в хоть какую-то реализуемость. А вот зря. Из всех ранее представленных прожектов, этот является одним из наиболее адекватных.
Рабочее название – проект планировки и межевания территории, ограниченной ул. Барсукова, ул. Октябрьской, железной дорогой, Октябрьской площадью и Павловским мостом. Судя по проекту, внутридомовая планировка существенно изменится. В проекте предусмотрены парковочные территории, спортивные и детские площадки.
Вопросы вызывает то, что по плану под снос пойдёт несколько прилегающих к «пятому» зданий и хозпостроек. Это уверенность в том, что постройки незаконны, и снос пройдёт без проволочек? Или опять желаемое выдаётся за действительное?
Время покажет, причём, самое ближайшее время…
Фото Дмитрия Кулешова, фото на главной странице Кирилла Жаворонкова
Ещё фото в паблике GK в ВК