УМЕНИЕ СКОРБЕТЬ
Навстречу Дню памяти и скорби.
22 июня 2021 г. исполняется 80 лет со дня начала
Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
Константин Пахалюк, кандидат политических наук,
заместитель директора департамента науки и образования
Российского военно-исторического общества (РВИА)
Мемориал "Памяти героев Козельска" в городе Воинской Славы Козельске Козельске Калужской области
«УМЕНИЕ СКОРБЕТЬ»
22 ИЮНЯ И ЦЕННОСТНЫЙ ЯЗЫК РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ
В последнее десятилетие официальные учреждения и общественность всё больше внимания уделяют вопросам исторической памяти, что неудивительно: это не просто общий тренд для всех стран европейского и – шире – западного мира [1] ,но и поиск некоего ценностного языка для российской политики.
Политика памяти в России проходит под знаменем выдвинутого в 2005 году тезиса В.В. Путина о «единой тысячелетней истории», но центральное место в ней занимает тема Великой Отечественной войны. Ей придают значимость «мифа основания» российской нации [2], а сами практики коммеморации настолько разрослись, что теперь некоторые исследователи концептуализируют их роль в качестве «гражданского культа» [3].
Не претендуя на всеохватность анализа темы, постараюсь проследить историю становления и развития трактовки памятной даты 22 июня – Дня памяти и скорби, обратив внимание на основные аспекты её смыслового наполнения.
Буквально за десятилетие был пройден путь от отдельных заявлений и действий до создания специальных институтов политики памяти, выработки единых стандартов среднего исторического образования, расширения коллективных практик поминовения (тот же «Бессмертный полк») и принятия соответствующих «исторических законов», включая определённые упоминания в новой редакции Конституции. Конечным итогом становится некое действие (словом, жестом или созданием памятника), направленное на определение общезначимого коллективного прошлого, а значит, и на поиск ответа на вопрос: что на деле объединяет всех жителей России, превращает их из формальных обладателей российских паспортов в граждан единой политической нации?
«ТОЧКА СБОРКИ»
Ещё в советские времена сложились различные практики коммеморации 22 июня – встречи ветеранов, возложение цветов к мемориалам; в «круглые даты» они приобретали более официальный характер. Но только в 1996 году этот день закрепили в качестве официальной памятной даты, что связано с символической политикой Б.Н. Ельцина. Наряду с акцентированием роли народа, а не партии в Победе, переносом праздничных торжеств в 1995 году на Поклонную гору появление Дня памяти и скорби (такое наименование даты определил указ Президента России от 8 июня 1996 года) было попыткой перейти к новым способам осмысления событий 55-летней давности. В преамбуле отмечалось: «Этот день напоминает нам обо всех погибших, замученных в фашистской неволе, умерших в тылу от голода и лишений. Мы скорбим по всем, кто ценой своей жизни выполнил святой долг по защите Родины» [4].