«Черные» копатели
На местных кладбищах воруют туи и не только После публикации в одном из недавних номеров газеты истории о том, как с могилы участника специальной военной операции самым бессовестным образом были украдены подросшие туи, мы стали получать отклики от наших читателей. К сожалению, с подобными историями: у кого-то одно растение исчезло, у кого-то счет перевалил за десяток…
Сообщение «Черные» копатели появились сначала на Авангард Online!.

На местных кладбищах воруют туи и не только
После публикации в одном из недавних номеров газеты истории о том, как с могилы участника специальной военной операции самым бессовестным образом были украдены подросшие туи, мы стали получать отклики от наших читателей. К сожалению, с подобными историями: у кого-то одно растение исчезло, у кого-то счет перевалил за десяток…
«Прошло всего дней десять, как мы посадили у сыночка на могилке четыре можжевельника и шесть шаровидных туй. Поехали полить, чтоб прижились получше, а их и след простыл, даже ямки заровняли, – рассказывала со слезами в голосе жительница Кугоейской Нина Дмитриевна. – Конечно, сообщили участковому, но каковы шансы найти вора? Рассказали о случившемся знакомым и оказалось, мы не одни, с кем такое произошло. Раньше цветы на кладбище воровали, а сейчас и деревца стали выкапывать. Получается, кто-то устроил бизнес на мертвых. Да что же это такое?! Как так можно, каким человеком надо быть? Ведь это же надругательство над могилками, над памятью людской. Больно и страшно… Мертвых и то обижают.
Нам так хотелось, чтоб у сыночка на могилке было хорошо… Как теперь быть? Думали еще купить хвойники и подсадить (они дорогие, конечно, но да ладно), так ведь и их выкопают…»
Действовали как по плану
Жалоб от людей действительно было много. Звонили, писали на почту, рассказывали при встрече.
Сначала пришла в голову мысль, что кому-то просто не хватило на выпивку, но чем дальше, тем больше думалось о другом. Да и рассказы крыловчан говорили о том, что для кого-то это стало своеобразным промыслом, на котором можно заработать: выкапывали не абы что, а дорогой декоративный кустарник, и не простой лопатой – слишком уж аккуратный оставался след. Брали по нескольку растений, а значит, были на транспорте. Получается, действовал не один человек. И от того становилось муторно на душе: как такое возможно, у кого поднялась рука?
На кладбище в станице Крыловской это прошло волной, как по плану. Единичные случаи были в Октябрьской.
,, Глава поселения Алексей Кузема отметил, что подобное случается, но не так массово. За обрезку можжевельника с жителем, который был пойман с поличным, провели беседу, пристыдив за злодеяние. Вот и в Кугоейской произошло… Из других поселений сигналов не поступало.
Если говорить по совести, такой поступок ничем оправдать нельзя: низко, омерзительно, постыдно – не по-человечески…
Есть инструкция
Жалуясь на случаи выкопки кустарников и цветов, жители спрашивают, почему за порядком не следит организация, занимающаяся содержанием кладбища.
Руководитель МКУ МТО Крыловского сельского поселения Елена Ксенз пояснила, что кладбище не огорожено, камер видеонаблюдения на территории нет, поэтому они не могут отследить тех, кто занимается хищениями. Их основная задача – работы по содержанию и наведению порядка на территории.
Также Елена Даниловна отметила, что посадкам деревьев и кустарников на кладбище должно уделяться особое внимание – не всякое дерево рекомендуют там сажать.
При этом надо отметить, что в России не существует жестких правил относительно высадки деревьев в некрополях. Есть Инструкция о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации (№ МДС 13-2.2000). Но она больше касается обязательств, возложенных на администрацию кладбищ.
В документе сказано, что вокруг погостов должны быть организованы зеленые зоны, которые служат условной границей между двумя мирами. Проще говоря, деревья должны скрывать могилы от посторонних взглядов, потому что люди не хотят видеть их каждый день по пути на работу или из окон. Между отдельными участками некрополя также должны быть высажены зеленые растения. Есть даже норма: не более 170-250 деревьев на один гектар кладбища. Почему «не более»? Потому что если кроны переплетутся слишком плотно, то перекроют доступ воздуха. А на погостах требуется естественная вентиляция.
Формально, каждый владелец участка под захоронение имеет право посадить любое дерево с разрешения администрации МКУ МТО, если оно не будет мешать проходу. Ограничения по породам деревьев нет. Однако выбирать их все-таки стоит внимательно.
Согласно инструкции, администрация кладбища может вырубать любые деревья на погосте, по своему усмотрению, потому что корни некоторых очень сильно разрастаются во все стороны. К таким породам относятся дуб, клен, рябина и осина. У них очень «ползучая» корневая система. И корни взрослых деревьев могут повредить надгробие, ограду и другие части захоронения. Особенно агрессивно ведет себя осина, которая проникает на соседние участки, разрушая чужие могилы. К тому же она дает побеги и может заполонить все вокруг.
Чтобы в будущем не возникло проблем, выбирайте такие деревья, как ель или береза. Они ведут себя более мирно. И согласуйте посадку с администрацией МКУ МТО – достаточно написать заявление о том, какое дерево или кустарник вы хотите высадить на могиле близкого человека. Это позволит отстоять дерево в том случае, если его попытаются уничтожить.
У вас выкопали на кладбище кустарник или молодое деревце? Не оставляйте это без внимания. Обращайтесь в полицию, пишите заявление: за противоправные действия каждый должен нести ответственность!
Обратиться можно в дежурную часть Отдела МВД по Крыловскому району по телефону 8(86161) 31-2-02 или к начальнику отдела участковых уполномоченных Денису Хмельницкому по телефону 8-918-93-85-539.
За мелкое хищение – административка
Пока верстался номер, в редакцию пришло еще одно письмо.
«Добрый день. Вынуждена поделиться печальным фактом кражи растений с могилы моей мамы, – пишет крыловчанка. – С сожалением читала пост о краже можжевельника с могилы воина, а сегодня прочувствовала боль того отца на себе… Горько и обидно, что кто-то может безнаказанно пройти на место упокоения твоих близких людей и нагадить. Взывать к совести и ругаться бесполезно, ведь тот, кто этим промышляет, газет не читает, в соцсетях не сидит, а вопрос остается открытым. Если это далеко не первый случай и ситуация повторяется, куда смотрят силовики, общественные деятели, администрация поселения, ведь статья о разграблении могил никуда не исчезала из УК».
Как пояснила нам помощник прокурора Елена Постол, понятие «осквернение места захоронения» действительно закреплено и подробно описано в статье 244 Уголовного кодекса РФ «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения». Общественная опасность данного преступления заключается в оскорблении памяти об усопшем, чувств живых к умершему, народным обычаям почитать умерших.
Но выкопка саженцев и деревьев под эту статью не подпадает. Это можно квалифицировать как мелкое хищение – противоправное действие, направленное на изъятие чужого имущества в корыстных целях для использования украденного в свою пользу или для последующей передачи третьим лицам. Оно может быть совершено только с прямым умыслом из корыстной цели. В российском законодательстве такое деяние попадает в разряд административных правонарушений.
Так что делать? Камеры устанавливать на кладбище, если совесть людей не останавливает? Или засады организовывать? Давайте подумаем вместе над этой проблемой.
Согласно статье 7.27 КоАП РФ мелкое хищение – это незаконное присвоение имущества небольшой стоимости, не превышающей 2500 рублей. Наказание за это правонарушение может включать штраф в размере от 500 до 1500 рублей либо административный арест на срок до 15 суток.
За каждое деяние свое воздаяние
Мы живем в казачьей станице, поэтому особенно горько осознавать, что у нас происходят подобные вещи. Возможно ли было такое в старое время?
– Кладбище – это священное место для казаков. Оно может служить и местом для молитвы верующих. В первые века нашей эры хоронили при больших дорогах, в пещерах и, наконец, в катакомбах. Места погребения считались священными и неприкосновенными. С IV века кладбища вошли в состав церковных учреждений и строились на поверхности земли. На кладбищах, кроме храмов и часовен, ничего не должно строиться. Над гробами умерших могут воздвигаться памятники и совершаться богослужения, связанные с погребением умерших и их поминовением, – рассказывает заместитель главы района атаман Михаил Юрченко. – Чтобы вот так пакостили на кладбище казаки, представить даже невозможно. Вообще, к преступникам казачье общество было особенно жестоким и беспощадным.
Естественно были в ходу телесные наказания. Воровство наказывалось пушкой. Вора приковывали к пушке на Майдане, и каждый проходящий мимо обязан был ударить кием (длинной палкой) преступника один раз. Пристав следил, чтобы удар был полновесным, иначе показывал, как надо бить на том, кто пожалел приговоренного. А если кража была «в особо крупных размерах», то могли и повесить за шею или на крюк. Убийцу, изобличенного в преступлении, живого связывали, клали в могилу, сверху ставили гроб с убиенным и зарывали. Выпивать спиртное не возбранялось, но во время похода пьянство наказывалось смертью. За оскорбление и осквернение святынь (пусть даже иноверческих) – смерть.
О. Кайдащ.
Сообщение «Черные» копатели появились сначала на Авангард Online!.