Евгений Наумов: Даже управляя городом-миллионником, можно оставаться простым человеком
О том, что мэр города побывал в издании, мы коротко рассказали ранее. А сейчас, как и обещали, делимся итогом нашего общения с Евгением Михайловичем — журналисты не смогли отпустить его без пресс-конференции. Когда тон беседе задает интервьюируемый Как только дружный коллектив «КИ» приготовился расспрашивать главного по городу, тут же прозвучал встречный вопрос от высокого гостя:Read More »
Сообщение Евгений Наумов: Даже управляя городом-миллионником, можно оставаться простым человеком появились сначала на Краснодарские известия.
О том, что мэр города побывал в издании, мы коротко рассказали ранее. А сейчас, как и обещали, делимся итогом нашего общения с Евгением Михайловичем — журналисты не смогли отпустить его без пресс-конференции.
Когда тон беседе задает интервьюируемый
Как только дружный коллектив «КИ» приготовился расспрашивать главного по городу, тут же прозвучал встречный вопрос от высокого гостя:
— Можно я начну? Знаю, что вы всегда готовите темы для разговора. Мне даже попытались передать от вас какие-то вопросы. Я их не стал читать. Хочу, чтобы мы общались без протокола, разговаривали по-настоящему, без каких-то заготовок, глаза в глаза. Что интересно, то и спрашивайте. Если я знаю ответ — расскажу. Если не знаю, так честно и отвечу. Разберемся.
— Евгений Михайлович, у нас всегда много вопросов, и личных, и общегородских. Несмотря на огромную работу, которая ведется в Краснодаре, трудности еще есть. Как обстоит ситуация с Тургеневским мостом? Починят?
— Починят.
— Когда?
— Сейчас в горячей стадии формирование программы комплексного развития дорожно-транспортной сети Краснодара, которую губернатор Кубани поручил нам разработать. В числе первоочередных объектов на ремонт — Тургеневский мост, Фадеевский мост, который ведет в аэропорт. Еще один мост — путепровод по ул. Офицерской, ему более 100 лет, тоже требует ремонта. Есть даже проектная документация, ждем финансирования.
Что касается дорожной программы, думаю, в течение месяца мы ее сформируем. Обязательно будут новые стройки — это фундамент программы. Не ремонты, а именно новые дороги, развязки, путепроводы.
Мы же все прекрасно понимаем: сколько от бордюра до бордюра асфальт не перекатывай, проблемы не решить. «Безопасные качественные дороги» — шикарный нацпроект, просто замечательный, мы отремонтировали десятки участков улиц. Но это не увеличит пропускную способность. Город сильно перегружен: почти в три раза превышена нормативная нагрузка на дороги.
Когда губернатор проводил совещание по нацпроектам, он произнес такую фразу, что была проблема в Краснодаре со школами, но мы ей сломали хребет, сейчас выходим на плато и движемся дальше. Теперь пришла пора ломать хребет проблеме с дорогами.
— Если вернуться лет на десять назад, тогда тремя основными проблемами города были нехватка школ, обманутые дольщики и пробки. Получается, что на сегодняшний день про две из них можно не говорить?
— По обманутым дольщикам у нас осталось всего пять домов из десятков, если не сотен долгостроев. Три дома достраивает краевой фонд, два — инвесторы.
По школам, как я уже сказал, тоже ситуация выправляется. Только вдумайтесь: в 10 школах в этом году в День знаний прозвенит первый звонок! Новые учебные заведения в общей сложности рассчитаны более чем на 12 тыс. мест в одну смену. Трудности при строительстве всегда возникают, но мы справляемся со всеми вопросами. Спасибо моей команде, это настоящие фанатики.
Сейчас в стадии завершения школа на ул. Константина Образцова. Школу строим по нацпроекту, конечной точкой обозначен 2024 год. Мы могли в спокойном режиме сдать объект в ноябре-декабре, но, понимая, какая нагрузка на тот район, взяли на себя повышенные обязательства и откроем эту школу 2 сентября.
На 100 лет вперед
— Про какие еще проекты можно сказать, что их сдвинули с мертвой точки?
— Мы все-таки приступили к строительству 20-го коллектора. Даже не представляете, сколько там было документов, согласований, госсоветов и всего остального. Теперь все. Подрядчик уже вышел на объект, приступает к разработке котлована. Скоро придет шахтная бурильная машина, залегание коллектора планируется на глубине от 11 метров. Будет выполнено микротоннелирование.
Коллектор в большей части самотечный, а значит, проще в эксплуатации и потребуется меньше электричества. То, что нам удалось начать реализацию этого проекта, для города настоящая победа. Сейчас его стоимость, с учетом всех экспертиз, составляет около 19,2 млрд рублей. Это объект не на 5-10 лет, а, наверное, лет на 100 точно.
Сейчас все фекальные стоки на очистные сооружения в Елизаветинскую идут через центр города, поэтому часто ощущаются неприятные запахи, особенно на улицах Российской и Солнечной.
Плюс к 20-му коллектору мы сейчас вошли в активную фазу проектирования нашего главного фекального коллектора, который идет по ул. Буденного. Неоднократно начинали заниматься этим объектом, потом что-то не получалось, бросали. Нашли возможность вновь вернуться к этому вопросу, так как коллектор в очень плохом состоянии. Мы сейчас корректируем проектную документацию и параллельно работаем с Минстроем, чтобы получить финансирование и на этот объект.
Таким образом, мы реанимируем центральную часть плюс значительную часть Гидростроя, Комсомольского, чтобы фекальные стоки через север города пошли напрямую по новому коллектору в Елизаветинскую, на главные очистные сооружения.
Еще один значимый для Краснодара проект — это концессионное соглашение о строительстве новых трамвайных линий. Уже пошли новые трамваи — в город пришло 16 единиц! Да, возникали проблемы, решали, кто их будет поставлять: Беларусь или Усть-Катавский завод. Сейчас работаем с Екатеринбургом, если получится, то и уральское предприятие войдет в программу по поставке трамваев. Если нет, то вагоны поставит Усть-Катав, где для нас забронировано 20 вагонов.
Кроме того, в рамках наших договоров комплексного развития территории сейчас два крупных застройщика за свои средства проектируют трамвайную линию — от развязки Петра Метальникова —
Московская, где разворотное кольцо, которая пойдет вверх, через переулок Гаражный. Планируем, что ветка дойдет до Индустриального, а в будущем уйдет в новый город (имею в виду район Знаменского и Новознаменского), который рано или поздно появится.
Таким образом, получится хорошая связка с большим кольцом в рамках нашей основной концессии.
Это такие большие инфраструктурные проекты, которые влияют на развитие города.
Когда разговариваем с коллегами, отмечаю, что на появление новых школ, детских садов, парков и скверов уже никто не обращает внимания, как будто само собой разумеющееся. Помните, на хуторе Ленина лет десять назад общеобразовательную школу построили? Так о ней потом все 10 лет и говорили. А сейчас возведение новых учебных заведений стало обыденностью.
В этом году мы введем в эксплуатацию 24 детских сада. Просто вдумайтесь в эту цифру: 24!
— Но ведь помимо школ и детских садов, городу нужны другие объекты, причем не всегда такие масштабные. Зеленые зоны, какие-то милые уголки. Например, сейчас краснодарцы наблюдают, как приводят в порядок цветочные часы.
— Да, красиво должно получиться. Планируем закончить их ко Дню города. С ними тоже немало хлопот оказалось. Помните, какой за ними ужас был? Все убрали, вычистили.
Знаете, коллеги, на самом деле, если говорить про то, чего не хватает или на что еще нужны средства — это на какие-то бытовые вопросы.
Как проходит день обычного человека — жителя города, гостя Краснодара? Дом, транспорт, работа, место питания, обратная дорога домой. Так вот, хочется, чтобы все это было максимально комфортным. Чтобы он не вступал в лужу, потому что весь асфальт в ямах, не шел по темноте, потому что фонарь не горит, не стоял под дождем, потому что нет нормальной остановки. Вот на это будем искать деньги, перераспределять какие-то резервы. И это не такие огромные средства, какие требуются на те же школы. Например, чтобы построить учебное заведение на 1100-1500 мест, надо около 2,2 млрд рублей. А представляете, сколько на них можно сделать тротуаров, контейнерных площадок, за которые нас постоянно ругают. И мы работаем над этим.
Простой пример — удалось выкроить около 40 млн руб. на благоустройство контейнерных площадок. В масштабах 75-миллиардного бюджета это немного, но как сразу изменилась картинка. Согласитесь, теперь контейнерные площадки смотрятся совсем по-другому. А еще у меня мечта установить нормальные остановки общественного транспорта. Красивые, современные, радующие глаз. А не эти, которые сейчас залеплены объявлениями. Кто их читает? Сегодня вся информация в телефоне…
Один за всех или против всех?
— Вам нередко приходится принимать важные, но непопулярные решения, которые могут вызвать волну негатива в обществе. Перед тем как принять такое решение, вы советуетесь с кем-нибудь, есть у вас такие специалисты в администрации города, к чьему мнению вы прислушиваетесь?
— Конечно советуюсь! Зачем мне заместители, директора департаментов и начальники управлений? Я не могу все знать, это просто невозможно. Каждый должен быть асом по своему направлению, чтобы приходил ко мне с определенным решением вопроса. Ключевые моменты, векторы движения — да, это за мной. Но я не замыкаю весь процесс управления городом на себе.
Что касается непопулярных мер, приведите пример, давайте разберем.
— Допустим, строительство трамвайной ветки в «Немецкую деревню» или в район Восточно-Кругликовской. Не секрет, что городу, возможно, придется изъять землю у некоторых горожан. А если они не захотят переселяться? Как в этом случае быть?
— В первую очередь мы отталкиваемся от проектных решений, рассматриваем все варианты, учитываем разные факторы. Да, есть такие проекты, которые могут задеть удобство нескольких людей.
Вы привели действительно непростой пример. Может быть, отвечу грубо, но я считаю, если от мнения одного человека целый город может потерять перспективу развития или, как в данном случае, сотни тысяч людей не получат возможности комфортного передвижения, мы далеко не уедем. Все понимаю. Родился в этом месте, прожил всю жизнь, но если мы не будем идти навстречу друг другу, о какой перспективе мы можем говорить? Тем более никто никого не выселяет просто так. Людям предлагаются серьезные суммы, сейчас оценка производится с учетом среднерыночной стоимости жилья, мониторятся сайты, на которых продается недвижимость.
— Евгений Михайлович, продолжая тему непопулярных мер. Как вы смотрите на такой способ увеличения количества социальных объектов, как выкуп частных домов-«призраков 90-х», когда люди начали строить себе дворцы площадью 1000-1500 квадратных метров? Можно, например, приобретать их в тех районах города, которые особенно нуждаются в учреждениях культуры или спорта.
— Идея неплохая, но мы не пройдет по нормативам, СНиПам. А вот в том, что нам очень нужны объекты допобразования, вы абсолютно правы. Катастрофическая нехватка школ искусств, спорткомплексов. Во всех районах, которые сейчас строятся только с учетом комплексного подхода, предусматриваем эти объекты. Кстати, когда меня спрашивают, зачем городу столько детских садов, ведь они, возможно, завтра уже не понадобятся, отвечаю, что любой из них мы сможем переоборудовать под учреждение допобразования. Классы подходят, пищеблоки есть, все нормы соблюдены на 100%.
Так что следующий этап большой стройки — это учреждения спорта и культуры.
К слову, в Индустриальном мы из частных рук выкупили Дом культуры. Может, помните его — около водоема? В советское время он принадлежал колхозу, потом перешел в частную собственность. Мы нашли собственника, уговорили продать Дом культуры городу. Теперь это муниципальная собственность. Объект с большим земельным участком, который обязательно благоустроим, а здание — капитально отремонтируем.
Что касается спортивных объектов, в перспективе — капитально отремонтировать «Олимп» и, конечно, привести в порядок прилегающую территорию, чтобы это был единый комплекс.
— Может, удастся облагородить и Затон? У нас есть предложение высадить там лотосы или кипарисы. Как вы на это смотрите?
— Положительно, но следует проконсультироваться с биологами. Я читал, что лотосы убивают водоем, причем безвозвратно. Большие листья перекрывают свет солнечных лучей, прекращается процесс фотосинтеза — и водоем становится мертвым: перестает водиться рыба и пропадает растительность. Поэтому обязательно надо пообщаться с экспертами.
— А если говорить про менее масштабные, но интересные для краснодарцев проекты. Например, по граффити в рамках Года семьи на стене муниципального зала. Это одна из самых обсуждаемых тем в соцсетях. Хотелось бы услышать ваше мнение.
— Понимаете, до сих пор нет однозначного мнения ни у художников, ни у обычных жителей. Немало среди творческих людей и тех, кто считает, что на этом здании вообще не должно быть никаких рисунков, а стена в том виде, в каком она сейчас, более ценна — это наша архитектура, и многие ее воспринимают как визитную карточку города и арт-объект.
А что касается граффити, мы готовим большой проект и хотим предложить художникам украсить фасадными рисунками многоэтажные дома на Зиповской, около спорткомплекса «Стань чемпионом». Думаю, оно заинтересует многих.
— Евгений Михайлович, атмосферу и настроение создают даже малые арт-объекты…
— Предлагайте, рассмотрим.
— Например, фигурка кота с чемоданом. Уверены, его полюбят и местные жители, и гости. Кстати, про вторых — Краснодар постепенно все-таки становится туристическим. Чем планируете привлекать в наш город?
— А давайте сначала разберемся, кто такой краснодарский турист. Какой он?
— Деловой. Спортивный. Культурный. Трансферный. Медицинский. Турист выходного дня. Ну и гость местных жителей.
— Все верно. Надо понимать, что наш турист значительно отличается от того, кто приезжает, например
в Крым. У нас нет моря, гор, раскопок, артефактов. Куда мы ведем своих туристов? Парк Галицкого, улица Красная, Пушкинская площадь. Гость Краснодара задерживается здесь максимум на одну-две ночи. Нам бы его задержать на две-три. Но не больше. Причина простая — город и так перегружен, поэтому прежде чем увеличивать туристический поток, следует решить ряд инфраструктурных вопросов. Мы просто не готовы забирать миллионы кубанских туристов к себе надолго. Но это пока. Как вам, кстати, наш брендбук?
— Евгений Михайлович, откроем тайну: мы участвовали в его разработке, поэтому, конечно, он нам нравится. А главное — он рабочий, узнаваемый.
Про личное
— Лето вот-вот закончится, поэтому хочется спросить…
— Был ли я в отпуске?
— Да! И где отдыхали ваши дети?
— Неделю всей семьей мы провели в Ялте. Скажу честно, безумно рад, что удалось несколько дней побыть всем вместе. Младший сын еще в спортивном лагере побывал. Старший сын учится в Москве. Приезжал к нам на каникулы, ездил с друзьями в Турцию на шесть дней. Деньги копил сам — он подрабатывает.
— А вы как родитель как относитесь к трудовому воспитанию детей? Кто-то считает, что это неправильно — использовать несовершеннолетних в неурочных занятиях, а кто-то — наоборот, рад, что какие-то навыки и умения прививаются с детства.
— Вы знаете, я хорошо отношусь. Я уже сказал, что сын, учась в университете, подрабатывает. И у него много друзей, которые тоже во время каникул или в свободное от учебы время зарабатывают. Я это поддерживаю, это нормально, когда человек знает цену деньгам. Мы в свое время, еще учась в школе, а потом в институте, разгружали фуры в аэропорту, бетон заливали, ночами в магазинах работали.
— На что хватало тех денег?
— Хватало, чтобы у мамы не брать на проезд, на «погулять», дискотеку. Бывало, конечно, что из-за ночных смен на лекциях засыпал. Даже выводили за ухо из аудитории…
— Евгений Михайлович, а какая у вас первая запись в трудовой книжке?
— Это было, когда я уже учился на 5-м курсе. Искал подработку, и, волею случая, меня к себе взял будущий тесть. Занимались изготовлением металлоконструкций: почтовые ящики, аншлаги на здания. Кстати, многие из них до сих пор висят. Предприятие было небольшое, всего восемь человек. Мне завели трудовую и сделали запись: заместитель директора по производству. А когда пришел работать в администрацию, то первая запись: «специалист отдела финансирования местного хозяйства департамента финансов». Курировал стройку, вот оттуда и началась любовь к строительству. 14 марта исполнилось 20 лет, как я переступил порог администрации.
— Недавно к нам приходила в гости внучка нашего коллеги, ей 8 лет. Когда она узнала, что вы тоже придете к нам и мы с вами будем общаться, она попросила у вас узнать, как вы решились на такую сложную работу?
— Интересный вопрос. Знаете, наверное, меня и не спрашивали. Мы, муниципальные, государственные служащие, не отличаемся от военнослужащих —
так же служим Отечеству. И если ты пришел на эту работу, то у тебя уже нет права говорить «хочу — не хочу». Ты должен.
Мой рабочий день складывается из постоянного, ежеминутного, а порой и ежесекундного решения проблем: с транспортом, школьным подвозом, с уборкой мусора, освещением. Там отключили свет, а здесь — газ. Снова залепили остановки объявлениями. И многое, многое другое. Сейчас придет осень, начнет обильно падать листва, ее надо своевременно убирать, чтобы не засоряла ливневые коллекторы. Потом зима, а это новые задачи. И такой цикл непрерывен.
Конечно, хочется больше работать на созидание, но без такой рутины город не может нормально жить.
Я простой человек, привык быть простым. Поэтому хочу всем вам пожелать стараться быть счастливыми, искать в наших тяжелых буднях светлые лучики. Жизнь нам дается один раз. Я об этом постоянно говорю своей супруге, сыновьям. Нам никто не даст второго шанса прожить еще раз. Если есть возможность порадовать себя и близких, значит, надо это сделать. Я вот ругаю себя, что не могу найти несколько часов на рыбалку. А ведь это разгрузка, которая может тебя зарядить на новые дела и придать сил. В общем, давайте жить и радоваться каждому дню.
Сообщение Евгений Наумов: Даже управляя городом-миллионником, можно оставаться простым человеком появились сначала на Краснодарские известия.