«Я – осёл, нагруженный знаниями». Сибирячка об уникальных увлечениях
Людмила Бледнова освоила множество видов прикладного искусства.
Неутомимый и творческий человек Людмила Бледнова, которая более 30 лет живёт в Енисейске, наделена талантом от природы. Она освоила множество видов прикладного искусства.
Вирусовы и Замызгуль Извозюкович
Глядя на многочисленные работы Людмилы Владимировны, понимаешь: она творческий человек с потрясающим чувством юмора. Знаете, как мастерица отреагировала на объявленную пандемию коронавируса? Она сшила несколько чердачных кукол с ручками и ножками из проволоки и обычных шнурков, с пуговицами вместо глаз. Одела их в полосатые чёрно-жёлтые кафтаны и назвала семейство этих странных существ Вирусовы.
В коллекции чердачных кукол есть и ангел порядка Замызгуль Извозюкович, изготовленный из мешковины. Чердачная кукла – модное сейчас направление в прикладном творчестве: неряшливая, изготовленная из грубой ткани вручную. Такие поделки покупают, как правило, в качестве сувениров. Особенно они привлекают иностранцев, которые любят деревенские вещи. Недавно Людмила сшила несколько ангелочков для водителей, которые должны уберечь от аварий, и назвала их Тихон Дорожкин, в карманы куклам даже положила паспорта. Часть подарила подругам, остальных отдала в выставочный зал.
Успеть ногой дрыгнуть
Спустя десять лет мало кто вспомнит ажиотаж в 2012 году вокруг магических чисел 12.12.12. Тогда СМИ пестрели заголовками о предстоящем конце света. Именно в этот день открылась персональная выставка живописи Людмилы Бледновой.
«Сначала хотела назвать её «Конец света отменяется», но потом придумала другое название – «Кто верит в свет, тому не страшен сумрак». Открытие специально запланировали на тот самый якобы последний день существования человечества – 12.12.12. Было желание, чтобы мои работы запомнились, чтобы, как говорится, напоследок успеть дрыгнуть ногой», – рассказывает Людмила Владимировна.
Среди натюрмортов и пейзажей был и портрет мужа, Анатолия, который держит в руках огромного тайменя, пойманного на рыбалке. Картину художница назвала «Мой маленький плот».
«Супруг – это моя надежда и опора, такой маленький плот, но очень надёжный и крепкий. Он возит меня на выставки и во всём помогает», – говорит Людмила.
Её многогранный талант не даёт остановиться, она находится в постоянном творческом поиске. В совершенстве освоила макраме, оригами, флористику, сухое и мокрое валяние, декупаж, технику кракле (состаривание картин), батик. Признаётся, после того как овладеет очередной техникой, теряет к ней интерес. Заниматься одним и тем же скучно, поэтому появляется новое увлечение. Однажды целый год посвятила оригами, забросив даже любимую живопись.
«Я осёл, нагруженный знаниями, и при этом хочу объять необъятное, ещё многое узнать и сделать, – признаётся женщина. – Меня мало привлекают простые вещи, всегда хотелось сделать что-то посложнее. Однажды на ярмарке в Красноярске увидела картину, выполненную в технике стереобатик. Как ни просила автора, она не рассказала, как это делается. Тогда компьютера не было, книги тоже достать было непросто. Подумала, прикинула и сделала. Красиво получилось, многие оценили».
Свой день она называет сеансом одновременного действия: до обеда, как правило, пишет картины, во второй половине дня изготавливает кукол или другие поделки. Так, на краевой конкурс, который пройдёт в марте в Красноярске, уже отобрали её коллажи с объёмными куклами – шаманами. Квартиру украшают несколько светильников из папье-маше в виде розы, мельницы, в которой живут шесть мышек, и дворца феи. На подходе эльфийская гора в человеческий рост, где будет множество домиков с мебелью для эльфов.
«Видимо, я не доиграла в детстве, потому что семья постоянно переезжала с места на место, и кроме пупсика и собачки Тобика у меня игрушек не было. И сейчас навёрстываю упущенное. Помню, когда появились бумажные куколки с одёжками, у меня была большая обувная коробка, доверху забитая разными платьями, кофточками и другой одеждой для них. А сейчас кукол делаю сама», – объясняет своё увлечение мастер.
«На подзатыльниках»
Родом Людмила из Казахстана. Правда, в младенчестве родители переехали в город Азов, который она считает своей малой родиной. Тяга к творчеству проявилась с раннего детства, она всегда что-то шила, лепила, но художественного образования так и не получила. После окончания техникума немного поработала чертёжницей в конструкторском бюро, мечтала стать проектировщиком. Молодую девушку привлекало всё: кульманы, запах ватмана, обстановка, возможность что-то придумывать и творить. В Енисейске обосновалась в 1979 году, здесь же вышла замуж. Так как в городе не было КБ, пошла работать оформителем на автотранспортное предприятие.
«Многому меня научили работники из других организаций, с которыми я познакомилась и подружилась. Приходила к ним, например, с дефицитной нитрокраской, просила показать, как делать таблички. Помню, художник Александр Голых давал уроки по письму плакатными перьями. В общем, «с миру по копейке» собрала всё, что должен знать оформитель. Потом 15 лет работала педагогом дополнительного образования по прикладному творчеству в школах города», – делится Людмила Бледнова.
И всё же главным в своей жизни она называет живопись. Рисует маслом и пастелью. В своё время на пленэрах училась писать картины у маститых мастеров.
«Профессора подходили и тыкали носом в ошибки. Такое живое обучение я называю «на подзатыльниках». Нередко кто-то подшучивал над тем, что нарисовала, иногда просто издевались. Поплачешь, пожалуешься – и идёшь дальше. Больше всего мне нравится писать портреты и натюрморты, это считается высшим искусством. Пейзажи стоят на ступень ниже, потому что в них можно соврать, а в портрете и натюрморте – нет, там нужно соблюсти соразмерность и перспективу».
Кстати, дочери Людмилы Бледновой Наташа и Юлия пошли по её стопам. Обе преподают в художественной школе, одна в Лесосибирске, вторая в Первомайском. Теперь многому мама учится у своих девочек.
Работы лежат в закромах
Из трёх комнат квартиры, в которой супруги сейчас живут вдвоём, две отданы в распоряжение Людмилы Владимировны для творчества. Недавно она сделала четырёх стилизованных насекомых, каждое из которых получило свою фамилию. Кузнецов – это кузнечик, также нетрудно догадаться, кто такие Тараканов, Комаров и Богомолов. В планах Жуковы, Сороконожкины. Своей очереди отправиться на выставку ждёт новогодняя поделка – лошадь, запряжённая в сани с кучером, который везёт даму с ёлкой. Ещё одно увлечение Людмилы Бледновой – лесная скульптура, когда собранные в лесу коряги через некоторое время становятся узнаваемыми персонажами или предметами.
Дом супругов похож на музей. К примеру, целый стеллаж занимает коллекция сувенирной обуви: керамические, пластмассовые, плетёные, матерчатые, деревянные, металлические, кожаные башмачки и сапожки разных форм и размеров. Многие изделия аккуратно сложены на антресолях, один из шкафов полностью забит картинами. Поделки хранятся и в загородной мастерской, рядом с огородом, большая часть которого засажена разнообразными цветами. Оказывается, Людмила Бледнова ещё и заядлый цветовод и огородник. Её особая гордость – единственный в Енисейске маньчжурский орех, скорлупа которого не выбрасывается, а используется в творчестве. А недавно она начала коллекционировать старинные вещи, купила угольный утюг и подстаканники, которые напоминают о поездах, в которых девочка Люда часто ездила в детстве. До сих пор чай она пьёт только из гранёного стакана, вставленного в подстаканник.