Гитарист-террорист. Кто продолжает «минировать» школы в Красноярском крае?

Несмотря на задержание подростков, которых подозревают в рассылке сообщений с угрозами, в регионе новая волна лжеминирований.
В конце января силовики задержали в Красноярске двух 17-летних учеников, подозреваемых в лжеминированиях школ, детских садов и торговых центров. Подростков на месяц отправили в СИЗО, однако 3 февраля и 7 февраля по городам края снова прокатилась волна эвакуаций из-за сообщений с угрозами. «АиФ-Красноярск» разбирался в происходящем.
Сообщения на электронку и объявление в подъезде
Утро 7 февраля началось с очередных сообщений о минированиях. Уроки отменили в ряде школ, также не работали торговые центры Красноярска и Железногорска. По информации телеграм-канала «СибРепорт», детей также эвакуировали из школ Норильска, занятия не начались в Солонцах, Емельяново, Назарово и Сосновоборске.
Напомним, массовые эвакуации в школах, детских садах, торговых центрах и других организациях региона продолжаются с конца декабря. Общими усилиями полиции, ФСБ и Следкома в январе удалось установить двух подростков, которых подозревают в рассылке писем с угрозами. Краевой СК также выяснил, что найденные школьники могли выполнять указания неустановленных лиц, с которыми они общались в мессенджере. Но 3 февраля в Красноярске вновь отменили занятия в школах из-за сообщений с угрозами.
Утром 7 февраля также жильцы дома по адресу ул. Королева, 11 обнаружили у себя в подъезде записку от некоего «гитариста».
«Я буду взрывать школы Красноярска в феврале», – так гласит текст послания.
Полиция начала проверку по этому объявлению после публикации в «АиФ-Красноярск».
Также выяснилось, что угрозы на прошлой неделе получили некоторые суды региона. В интернете появился текст послания, рассылающий просит 1 млн рублей за два дня и обещает застрелить судью.
Когда учиться?
В соцсетях родители активно высказывают свое негодование по поводу «минирований». По их словам, школьникам не дают нормально учиться такими частыми прерываниями уроков. Кроме того, от постоянных эвакуаций страдают и сами взрослые, которым нужно отрываться от работы, чтобы забрать детей из школ.
Так родители комментируют происходящее:
«Что за идевательство над детьми и родителями? Переводите всех на дистант!»
«Меня скорее уволят за постоянные убегания с работы, чем это кончится»
«Сколько это будет продолжаться? Дайте детям спокойно получать знания, хотя бы дома!»
В январе за охрану школ взялись сотрудники полиции и Росгвардии. Благодаря этому эвакуации тогда на время прекратились. Сейчас Росгвардия снова временно стала охранять школы, в полиции отказались комментировать ситуацию.
В управлении образования города «АиФ-Красноярск» сообщили, что сегодня, 7 февраля, все школы проверяли кинологи. По планам 8 февраля ученики должны вернуться за парты.
Неврозы и тревоги
Сообщения о возможных терактах вызывают тревогу – и у детей, и у взрослых. Родители жалуются на то, что дети начали бояться ходить в школу.
«Первичные сообщения о минированиях могут вызывать у детей тревогу и стресс, так как это выдёргивает их из обыденной жизни с занятиями, задачами и переменами. Это – их постоянство, любое прерывание этого постоянства заставляет людей паниковать. Однако, когда такие ситуации приобретают регулярность, они могут входить в ритм жизни детей, становиться их обыденностью. Благодаря этому тревога от, казалось бы, нестандартных действий притупляется. Конечно, ненормально, чтобы подобное становилось обыденностью для детей, но всё это помогает школьникам «отрепетировать» все свои шаги на случай реальной угрозы. Дети узнают, как максимально эффективно вести себя в стрессовой ситуации, как не поддаться панике», – рассказала психолог Елена Федоренко.
Если сообщения действительно рассылают старшеклассники, то на это их может толкать невнимание взрослых. Сейчас родителям подростков нужно провести беседы со своими детьми – считает психолог.
«Подростки – это люди, которые переходят из детства во взрослость. В их природе искать риски и идти на них. Взрослые – дома и в образовательных учреждениях – должны давать им поле этих рисков, но созидательное, а не антисоциальное, как в данном случае. Подростки нуждаются в ситуациях, где они могут почувствовать себя взрослыми, попробовать себя в чём-то новом и в меру рискованном. А тут, представляете, одно письмо – и весь город в страхе! Лёгкое получение контроля и власти, которые в других местах тебе никто не доверяет. Это попытка нащупать самих себя, проверить общественные нормы», – объяснила специалист.