Краевые власти не пойдут на уступки: эксперты прогнозируют рост народных протестов из-за реформы губернатора

К активистам, напомним, присоединились участники СВО. Свои обращения к Президенту РФ они записывают прямо из-за ленточки.
Напомним: 24 апреля на сессии Законодательного Собрания края депутаты приняли в первом чтении законопроект о переходе на одноуровневую систему управления, внесенный в региональный парламент губернатором Михаилом Котюковым. Согласно документу, вместо существующих 472 муниципальных образований в результате реализации реформы останется 39.
Жители муниципалитетов при этом уже накануне заявили свое категорическое «нет» губернаторской реформе. Они не хотят, чтобы их районы потеряли «суверенитет», идентичность, название и символы. Люди отмечают, что в ходе реформы на десятки километров сместятся административные центры, нет полной информации, как изменятся структура оказания медицинской помощи, оказания услуг федеральными структурами и т. д.
"Мало кто об этом говорит, но объединение районов затрагивает не только "территориальную идентичность", как сказал один депутат ЗС. В соседний район за сотни километров придется ездить не только "за справками". Что будет с другими районными организациями, которые не зависят от краевой администрации, такими как районные суды, участки мировых судей, районные отделы прокуратуры, полиции, судебных приставов, территориальные отделы миграции (паспортные столы), ЗАГС, муниципальный архив и т.д. А что будет с внутрирайонными пассажирским перевозками, которые зависели от муниципальных субсидий? На кого ляжет обязанность ремонтировать и чистить зимой от снега дороги внутри поселений, проводить противопожарную опашку, обеспечивать уличное освещение (сейчас это заботы сельсоветов). В общем, люди "на земле" понимают, что ничего хорошего им такое объединение не сулит, а вот заботы и проблемы вырастут кратно".
"А также прекратят свою деятельность федеральное казначейство, служба Еддс, аппарат управления пожарной части, соц защиты, финорган, контрольно счетный орган, ведущие специалисты райсовета. А это всё люди которым надо будет искать новую работу. А вакантных мест по профессии на безработице нет", - высказывают опасения жители территорий, которые собираются стереть с карты России.
(стилистика, орфография и пунктуация авторов сохранены, прим. редактора)
В ходе прямой линии губернатор края Михаил Котюков впервые высказался о своей реформе, вызвавшем большой общественный резонанс.
По словам Котюкова, основная цель реформы — улучшить качество муниципального управления, создать экономически и финансово стабильные территории и сформировать сильные управленческие команды. Всё это должно способствовать повышению уровня жизни людей на местах. Губернатор заверил, что резких перемен не будет, а все существующие льготы сохранятся.
«Вопросы, которые прозвучали в прямом эфире Котюкова якобы от жителей, были заданы с целью сформировать некое положительное отношение к реформе. Острые вопросы, которые задают бойцы СВО и их семьи, ветераны, почетные жители районов, подлежащих ликвидации, целые коллективы, выходящие с флагами, чтобы не уничтожали их районы, не были озвучены», – прокомментировал тогда известный в крае аналитик и политолог Алексей Аксютенко.
Эксперт считает, что властям стоило бы прислушаться к мнению жителей и скорректировать планы, но надежды на это мало. Скорее всего Правительство края попытается продавить реформу в существующем виде.
Директор Центра гуманитарных исследований и консультирования «Текущий момент» Сергей Комарицын обращает внимание, что реформа, безусловно, является инициативой федерального центра, в связи с чем и были внесены соответствующие изменения в законодательство и даны определенные рекомендации для регионов. Но федеральные инстанции вовсе не требовали перекройки существующих границ муниципалитетов.
Все соседи Красноярского края достаточно осторожно подошли к ее реализации: выбрана модель постепенного перехода, сохраняется смешанная система организации МСУ и тому подобное. И никто не планирует радикальных изменений внутрирегиональных административных границ, как в Красноярском крае, где совершенно неожиданно этот вопрос оказался главным в политической повестке. Реформа готовилась кабинетно, ни с кем не обсуждалась, а когда стала достоянием гласности, проблема локальной идентичности даже в экспертной среде не получила однозначного толкования.
«В реальности же протест неожиданно принял массовый характер – начались обращения к губернатору и президенту России общественных организаций, инициативных групп граждан, ветеранов СВО и т. п. Публичное несогласие высказывают даже школьники и вполне лояльные чиновники, включая депутатов, спикеров представительных органов власти, глав территорий – кто-то из них демонстративно подал в отставку. Некоторые политические организации (КПРФ и ЛДПР) пытаются встроиться в протестное движение. Это объясняется не только идейными соображениями, но и электоральной конъюнктурой. Тем не менее протест – это народная, гражданская инициатива, никто его не организовывал. Реакция краевой власти на народные возмущения пока не соответствует текущему моменту», – утверждает Комарицын.
Комарицын, как и Аксютенко, считает, шансов, что власти региона пересмотрят проект, мало. А это значит, что политический кризис и протесты, по его мнению, будут только нарастать.
Отметим, после того как закон о реформе был принят в первом чтении, глава Сухобузимского района Александр Алпацкий ушел в отставку. Мэр Дудинки Юрий Гурин также заявил об отставке. Председатель совета депутатов ЗАТО Железногорск Сергей Проскурнин сегодня радуется, что их муниципальному образованию в сложившейся ситуации ничего не грозит, потому что решение по ним может принимать только Президент России.
Видео: Наши новости Железногорск