Ракеты были его работой
12 апреля отмечался Всемирный день космонавтики. В преддверии этой даты я встретился с одним из создателей и испытателей ракетно-космической техники Валентином Ильичом Вервейко, жителем города Лахденпохья и попросил его рассказать о своей работе в этой области...
12 апреля отмечался День космонавтики
12 апреля отмечался Всемирный день космонавтики. В преддверии этой даты я встретился с одним из создателей и испытателей ракетно-космической техники Валентином Ильичом Вервейко, жителем города Лахденпохья и попросил его рассказать о своей работе в этой области.
– Начну с того, что первые годы моей трудовой деятельности мне пришлось участвовать в проверках и испытаниях наземного проверочно-пускового электрооборудования и бортовых приборов боевых баллистических ракет. После мы выезжали на ракетный полигон «Капустин Яр» под Волгоградом – тогда Сталинградом, где принимали участие в проведении испытаний и пусков боевых баллистических ракет. Были так называемые «партионные» пуски – от слова «партия» (название происходит не от политического объединения, а от количества ракет – 10 ракет – партия). Так вот, из каждой партии отбиралась одна ракета, доставлялась на полигон, где боевые расчёты из воинских частей под нашим контролем осуществляли пуски ракет. Тем самым преследовалось две цели: первая – подтверждение надёжности партии ракет; вторая – проводились тренировки боевых расчётов в условиях, приближённых к реальным.
Так же происходило в 1962 году. Мой начальник был направлен в «закрытую» командировку, а меня в очередной раз направили на полигон «Капустин Яр». Как обычно, мы провели предстартовые испытания, подготовили к пуску и осуществили одновременно пуски двух ракет. До этого запускали по одной ракете. Особенность эксперимента состояла не только в этом, а ещё и в том, что это происходило 25 октября 1962 года – накануне Карибского кризиса на Кубе. Этими пусками, а они прошли в штатном режиме, была подтверждена надёжность поставленных на Кубу наших боевых баллистических ракет. А мой начальник был направлен на Кубу для приведения в боевую готовность поставленных ракет.
По возвращении из командировки, он рассказал нам много интересного: как добирались до Кубы, как разворачивали стартовые позиции, (сначала всё оборудование и ракеты были укрыты в аппарелях – подземных сооружениях), поэтому американские самолёты-разведчики, которые регулярно совершали облёт предполагаемых стартовых сооружений, не могли их обнаружить.
Накануне предполагаемого дня нападения американцев на Кубу, за одну ночь вырос «лес ракет», что и было зафиксировано американскими самолётами-разведчиками, и о чём было доложено американскому президенту. Учитывая этот и другие факты, война на Кубе была предотвращена.
Хочу рассказать ещё об одной моей работе. Будучи уже старшим инженером, меня назначили на должность ведущего инженера и руководителем преддипломной практики трёх выпускников-студентов Харьковского Авиационного института. Тема диплома была закрытая, но из области ракетной техники. Работа была проведена большая – все три дипломника защитились на «отлично». Я об этом не рассказывал бы, если бы не одно «НО»!
Я горжусь одним из моих дипломников – Анатолием Григорьевичем Андрущенко, который прошёл путь от рядового инженера до начальника крупного конструкторского бюро. Ему была присуждена Государственная премия СССР, присвоено звание доктора технических наук, он был Генеральным директором и Главным конструктором объединения «Электроприбор» (в области ракетной техники), награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени, ему присвоено почётное звание «Заслуженный изобретатель Украинской ССР». Почему я пишу об этом в прошедшем времени? Потому что, к сожалению, 17 июля 1986 года, на 52-ом году он ушёл из жизни. Хоронили его с воинскими почестями, с оружейным салютом. Мы жили с ним в одном доме. Когда я приезжал в Харьков к своим родителям, мы регулярно встречались с ним и посещали предприятие, где я раньше работал.
P.S.
После защиты дипломного проекта, минуя следующую должностную «ступеньку» руководителя группы, я был назначен начальником лаборатории. А после того, как нами было разработано и изготовлено проверочно-пусковое электрооборудование ракеты-носителя «Протон», аппаратура была поставлена и смонтирована на полигоне «Байконур», и начались лётные испытания «Протона».
Добавлю, первый пуск «Протона» состоялся 16 июля 1965 года. 28 апреля 1967 года приказом № 35 начальником 5-го управления Министерства общего машиностроения (МОМ) по ракетной технике Зубовым я был назначен Заместителем Главного конструктора по испытаниям Системы управления ракеты-носителя «Протон»…
В.И. Вервейко, ветеран ракетно-космической техники, пенсионер, Лахденпохья.
От редакции:
Учитель Валентина Ильича – один из создателей ракетно-космической техники, Главный конструктор Балашов Лука Лукич (1918-1996), который за полёт первого космонавта земли Ю.А. Гагарина был награждён высшей правительственной наградой СССР – Орденом Ленина, а директору предприятия Куликову было присвоено звание Героя социалистического труда. Ученик Валентина Ильича – один из продолжателей развития ракетно-космической техники Андрущенко Анатолий Григорьевич (1937-1989 - «дипломник» Валентина Ильича), лауреат Государственной премии СССР, доктор технических наук, Генеральный директор и Главный конструктор научно-производственного объединения «Электроприбор».
- Лахденпохья
- Люди