Международный уголовный суд начнёт расследовать преступления в Донбассе – кто понесёт наказание?
Генеральный прокурор Международного уголовного суда (МУС) в Гааге Фату Бенсуда 11 декабря заявила о готовности расследовать события в Крыму и Донбассе. Сначала среди украинских чиновников поднялась волна ликования. Ну как же – они с 2014 года обвиняли Россию во всём происходящем в стране, и теперь «агрессор» будет наказан суровой рукой Гаагского трибунала. Когда первая волна эйфории прошла, на Украине забеспокоились. Ведь в заявлении Генпрокурора МУС есть строки, которые могут повернуть ситуацию совсем не в их пользу.
Предварительное рассмотрение ситуации в Украине было начато ещё 24 апреля 2014 года на основании первоначального специального заявления правительства Украины о признании юрисдикции МУС. Затем оно было расширено вторым заявлением, поданным в 2015 году, чтобы охватить продолжающиеся предполагаемые преступления, совершённые на территории Украины с 20 февраля 2014 года.
Фату Бесунда пообещала, что все выводы по этому поводу будут более подробно изложены в ежегодном отчёте МУС о предварительной экспертизе. Этот отчёт был опубликован 14 декабря.
– В том, что касается тяжести или серьёзности преступлений, Канцелярия пришла к выводу, что выявленные ею потенциальные дела являются достаточно серьёзными с учётом их масштабов, характера, способа совершения и последствий, принимая во внимание как количественные, так и (или) качественные факторы, – говорится в документе. – Канцелярия не выявила никаких иных существенных оснований полагать, что расследование не будет отвечать интересам правосудия.
В отчёте отмечено, что в контексте вооружённого конфликта на востоке Украины были совершены, по меньшей мере, следующие военные преступления:
- умышленные нападения на гражданских лиц и гражданские объекты,
- умышленное нанесение ударов по охраняемым зданиям,
- умышленное убийство,
- пытки и бесчеловечное или жестокое обращение,
- посягательство на человеческое достоинство,
- изнасилование и другие формы сексуального насилия.
– Кроме того, если бы конфликт носил международный характер, то имелись бы разумные основания полагать, что были совершены следующие военные преступления: умышленное совершение нападений, в результате которых был причинён ущерб гражданским лицам и гражданским объектам, который был явно несоизмерим с ожидаемым военным превосходством (несоразмерные нападения), и незаконное лишение свободы, – подчеркнули в офисе прокурора.
Тем временем на Украине наблюдается резкое изменение отношения к решению Гаагского трибунала начать расследование военных преступлений. МИД Украины и некоторые представители предыдущей власти сначала радостно заявили, что, мол, теперь-то Россия получит наказание за действия в Крыму и на Донбассе. Вероятно, имея в виду гуманитарную и социальную помощь гражданам ЛНР и ДНР, а также нормальную жизнь людей в Крыму.
В теме отметился не только министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба, но и бывший генпрокурор страны Юрий Луценко, и экс-премьер Арсений Яценюк.
– МУС начинает полноценное расследование преступлений, связанных с вооружённой агрессией России против Украины, и преступных действий режима Януковича во время Революции достоинства, – написал он.
Отметим, что в заявлении трибунала нет ни слова о «преступлениях Виктора Януковича» или о том, что будет расследоваться исключительно «агрессия РФ». Там говорилось, что под следствием в том числе и украинская сторона. И отдельно сказано, что в Украине идёт внутренний вооружённый конфликт. То есть действия Украины во время боестолкновений должны стать объектом расследования. Кроме того, Россия юрисдикции Гааги не признаёт, поэтому и выдавать никого не будет. А вот Украина обязана будет представить к уголовному трибуналу всех, на кого он укажет. Конечно, там могут это и не сделать, но тогда страна окончательно уронит свой имидж на международной арене.
Этот момент выглядит для Украины максимально проблематичным: тема военных преступлений ВСУ в стране максимально табуирована. И в перспективе решение Гааги может вылиться для украинской власти в очень неприятные последствия.
О том, что с производством Гаагского трибунала против Украины не всё так гладко, написал бывший активист Майдана и экс-нардеп Игорь Луценко.
– МУС считает, что у нас на Востоке – ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА. Да, признаются случаи вмешательства в него РФ, но – МУС считает это внутренним конфликтом. А использование вооруженных сил в против собственных граждан – это военное преступление без срока давности. Так что я поздравляю всех, кто взялся за оружие. Мы, по версии МУС, участники гражданской войны, то есть – военные преступники, – написал экс-нардеп. – Например, взятие в плен это военное преступление. Поскольку до 2019 года не было введено военное положение, то никаких пленных де-юре у нас не могло быть. Это не пленные, с точки зрения МУС, это заложники, уголовное преступление без срока давности. Тем более, что в Минских соглашениях, первых и вторых, Украина мудрой рукой Леонида Кучмы признала наличие заложников и «незаконно удерживаемых лиц» прямыми текстом. Все доказательства для МУС готовы.
Работу по уголовному расследованию ещё не начали. Канцелярия завершила предварительное изучение ситуации и вынесла определение о том, что критерии для возбуждения расследования соблюдены в части предметной юрисдикции, приемлемости и интересов правосудия. Теперь прокурор должна обратиться к судьям суда с запросом о получении санкции на возбуждение расследования. В связи с коронавирусом и рядом других причин Фату Бенсуда планирует дождаться назначения нового прокурора и затем провести с ним консультации по стратегическим и оперативным вопросам, связанным с определением приоритетности задач в работе канцелярии и подачей необходимых ходатайств в палату предварительного производства.
– Тем временем канцелярия продолжит принимать меры в целях обеспечения добросовестности любого будущего расследования, – подчеркнули в Международном уголовном суде.
Остаётся надеяться, что те материалы, которые на протяжении всех лет украинской агрессии собирали в Донбассе, тоже примут во внимание. Жители региона ждут этого уже более шести лет.
© miaistok.su
По материалам издания «Страна» и документам Международного уголовного суда