Магомедали Магомедов: четверть века во главе Дагестана
Биография Магомедали Магомедова вызывает истинное уважение. Это путь достойного гражданина своей страны, настоящего патриота, который от ступени к ступени поднимался к вершине власти через созидательный труд.
Видный дагестанский государственный деятель Магомедали Магомедович Магомедов родился 15 июня 1930 года в селении Леваши Левашинского района Дагестанской АССР в семье горских тружеников. Детство Магомедали Магомедова пришлось на суровые годы Великой Отечественной войны. После окончания в 1949 году Левашинской средней школы Магомедали Магомедов выбрал одну из самых достойных и уважаемых профессий – профессию учителя. В 1950 году он поступил в Дагестанский учительский институт, который через два года успешно окончил. Работал учителем, затем – директором Верхнелабкинской семилетней школы Левашинского района, позже заведовал Левашинским районным отделом народного образования.
В 1957 году Магомедали Магомедову поручили поднимать сельское хозяйство и назначили председателем колхоза имени Коминтерна, а в 1966 году – начальником Левашинского сельскохозяйственного производственного управления. В 1968 году Магомедали Магомедов заочно окончил Дагестанский сельскохозяйственный институт, а в 1969 году был избран председателем Левашинского райисполкома. В декабре 1970 года Магомедали Магомедов переходит на партийную работу и становится первым секретарем Левашинского райкома КПСС. Через пять лет, в сентябре 1975 года, он идет на повышение: его назначают заведующим сельскохозяйственным отделом Дагестанского обкома КПСС.
С января 1979 года Магомедали Магомедов начинает работать в Правительстве Дагестана сначала заместителем председателя Совета министров Дагестанской АССР, а с мая 1983 года становится председателем Совета министров республики. В августе 1987 года на шестой сессии Верховного Совета XI созыва Магомедали Магомедов становится главой законодательной власти и избирается председателем Президиума Верховного Совета Дагестанской АССР.
В 1990 года М. Магомедов был избран народным депутатом РСФСР и народным депутатом Дагестанской АССР. На I Съезде народных депутатов Дагестанской АССР 24 апреля 1990 года избран председателем Верховного Совета Дагестанской АССР. В декабре 1993 года Магомедов был избран членом Совета Федерации по Дагестанскому двухмандатному избирательному округу №5. Являлся членом Комитета по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике.
26 июля 1994 года Магомедали Магомедович Магомедов избран председателем Государственного Совета Республики Дагестан. В январе 1996 года он вновь вошел в состав Совета Федерации. 22 марта 1996 года Конституционное Собрание Республики Дагестан продлило полномочия Государственного Совета до 26 июля 1998 года. В том же году Конституционное Собрание Республики Дагестан переизбрало М. Магомедова председателем Государственного Совета Республики Дагестан. Летом 2002 года решением Конституционного Собрания Республики Дагестан М. Магомедов вновь избран председателем Государственного Совета Республики Дагестан. На этом высоком посту он работал до февраля 2006 года.
Четверть века Магомедали Магомедов занимал высшие руководящие должности в системе государственного управления республики, 15 из них – был главой Дагестана, признанным региональным и национальным лидером, сумевшим объединить разные политические силы для работы во благо родного края.
В биографии Магомедали Магомедова нет случайностей и пробелов. Это жизненный путь человека, который стремился приложить все свои силы для процветания Дагестана и оказался у вершины власти в тяжелейшую эпоху, когда само существование страны и республики не раз было под вопросом.
Именно Магомедали Магомедов наряду с ведущими политиками страны стоял у истоков современной российской государственности. После распада СССР угроза территориальной целостности нависла и над новой Россией. Принципиальная позиция лидера Дагестана в вопросе сохранения единства страны сыграла тогда большую роль. 31 марта 1992 года в Москве был подписан федеративный договор и Ддоговор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти России и органами власти республик в ее составе, закрепивший существующий и поныне порядок взаимоотношений между федеральным центром и регионами. 10 апреля 1992 года этот знаковый документ, под которым стоит подпись Магомедали Магомедова, в качестве составной части был включен в Конституцию РФ.
Время, когда Магомедали Магомедов встал во главе Дагестана, легким не назовешь. В 1991 году была практически полностью разрушена вертикаль власти и в республике, и во всей стране. В этих условиях приходилось собирать и создавать государство заново. В Дагестане этот процесс осложнялся многими серьезными факторами. Созданные в годы перестройки национальные движения пытались разделить республику по национальному признаку. Поднимал голову нарождающийся религиозно-политический экстремизм. Соседняя Чечня постепенно погружалась в хаос. В таких тяжелых условиях Магомедали Магомедову предстояло каждый день принимать сложные и ответственные решения, от большинства которых, без преувеличения, зависела судьба Дагестана.
Многие люди, опьяненные дыханием свободы, на заре 90-х годов прошлого века верили каждому лозунгу, каким бы несбыточным он ни казался. В то же время реальность была прозаична и жестока, социально-экономическая ситуация постоянно обострялась. Наступила эпоха, когда время каждый день бросало новые вызовы. То, что еще вчера казалось фантастикой, в одночасье стало реальностью. Дагестан из процветающей, самодостаточной и спокойной республики на Юге Советского Союза превратился в пограничный регион, южный форпост России на беспокойном Кавказе, стал зоной геополитических интересов многих держав. В этой ситуации каждый шаг Магомедали Магомедова на посту главы Дагестана становился знаковым. Его политическая воля, мужество и мудрость не позволили деструктивным силам погрузить республику в пучину беззакония.
Многие ошибочно думают, что находиться у власти просто, считают, что руководить – значит, буквально водить руками и нажимать на кнопочки, наблюдая за ситуацией из кабинета. Но Магомедали Магомедов никогда не был кабинетным руководителем, как не было ни одного значимого события в жизни республики, в котором он не принимал бы деятельного участия. Когда случалась беда, глава Дагестана незамедлительно прибывал на место событий. Несмотря на реальную опасность, он первым был там, где требовалась его помощь: посещал раненых в больницах и госпиталях, встречался с семьями погибших и пострадавших от террористических актов.
Деструктивные силы в те годы не раз прибегали к самым беспощадным и позорным акциям, чтобы дискредитировать власть в республике: взрывали многоэтажные дома, совершали теракты, жертвами которых становились мирные граждане, дети и женщины. Но дагестанцы ни разу не дали ввести себя в заблуждение и трезво оценивали ситуацию. Это происходило из-за принципиальной и честной позиции лидера Дагестана. Он всегда шел на контакт с прессой, был открыт для честного и прямого разговора, проводил пресс-конференции, на которых откровенно обсуждал любые проблемы. Люди чувствовали, что Магомедали Магомедов всей душой болеет за происходящее в республике и стране и, не жалея сил, старается переломить ситуацию к лучшему. Его активная позиция, его ритм жизни стали примером и для членов его команды, многие из которых были гораздо моложе его по возрасту.
Созданная Магомедали Магомедовым система государственного управления позволила Дагестану преодолеть трудности переходного периода и стать полноправным субъектом Российской Федерации. Республика Дагестан пришла на смену Дагестанской АССР и стала ее правопреемницей. Магомедали Магомедов стал одним из основателей современной дагестанской государственности и новой политической системы. В 1994 году была принята новая Конституция Дагестана, в которой было закреплено равноправие всех дагестанских народов. Согласно Конституции, в Дагестане был создан уникальный орган государственного управления – Государственный Совет, в котором были представлены все народы республики. Магомедали Магомедов был первым и бессменным председателем Государственного Совета Дагестана с 1994 по 2006 годы.
Сбалансированная и взвешенная политика дагестанского лидера не давала шанса раскачать и вывести из-под контроля ситуацию в республике. Хотя такие попытки постоянно предпринимались и извне, и изнутри Дагестана. Самыми известными из них стали события 20 и 21 мая 1998 года. В момент, когда глава Дагестана находился в Москве, отдельные лидеры национальных движений и экстремистски настроенные элементы спровоцировали массовые беспорядки в столице нашей республики. Введенная в заблуждение толпа, поддавшись на провокационные призывы экстремистов и провокаторов, прорвалась в здание Дома Правительства республики. Здание было захвачено и разграблено. Это оказалась первая в новейшей российской истории и, к счастью, безуспешная попытка вооруженного переворота и свержения законной власти в одном из регионов России. Управление республикой на время было парализовано: над столицей Дагестана ненадолго взвилось зеленое знамя, не имевшее ничего общего с черными целями экстремистов.
В той тяжелейшей ситуации Магомедали Магомедов принял мужественное решение лично пойти на переговоры с экстремистами, дабы избежать жертв и кровопролития. И хотя многие члены команды отговаривали его от такого рискованного шага, глава Дагестана, приехав из аэропорта, решительно прошел к своему кабинету сквозь вооруженную толпу беснующихся молодчиков. Авторитет Магомедали Магомедова был так велик даже среди этих агрессивно настроенных людей, что никто из них не посмел и слова сказать в его адрес. Чтобы рассеять боевиков, некоторые горячие головы из силовых структур предлагали открыть огонь по заполнившей площадь толпе, в которой было немало случайных и непричастных к противозаконным действиям людей. Но Магомедали Магомедов категорически отказался от этого и, рискуя собственной жизнью, взял ситуацию под личный контроль. Благодаря мудрой и мужественной позиции лидера Дагестана экстремистов удалось нейтрализовать, и в кратчайшие сроки порядок в столице республики был восстановлен.
Наиболее ярко талант Магомедали Магомедова как лидера и организатора высочайшего уровня проявился в августе и сентябре 1999 года, когда до зубов вооруженные банды международных террористов трижды осуществили массированное вторжение в Дагестан с территории соседней Чечни. Зоной боевых действий стали сразу четыре района Дагестана. Вызывающее и дерзкое нападение на республику явилось неожиданностью для всех. Несмотря на то, что ситуация на границе с Чечней в 90-е годы постоянно была нестабильной, подобного развития событий никто не ожидал. С такими вызовами не приходилось сталкиваться ни одному региональному руководителю, но Магомедали Магомедов смог в очень короткий срок мобилизовать все силы для отражения агрессии и стабилизации обстановки. Принятые им в то тяжелое время решения золотыми буквами вписаны в историю Дагестана. Они стали примером беззаветного и мужественного служения своей Родине.
Лидер республики сумел объединить усилия всех дагестанцев, выступил с обращением к соотечественникам, что позволило быстро вернуть ситуацию в управляемое русло. Магомедали Магомедов выдвинул идею создания в Дагестане отрядов самообороны, и именно это поистине народное ополчение приняло на себя первый натиск незаконных вооруженных формирований, рвавшихся захватить Дагестан. В те трагические дни многие политики не только в мире, но и в самой России, не понимали, что происходит в Дагестане, так как пропагандистская машина боевиков уже рапортовала о падении законной власти в республике и создании нового исламского государства, существовавшего, правда, только в их мифических планах. В этой связи руководство Дагестана предприняло важнейшие шаги на информационном фронте и дезавуировало пропагандистскую ложь экстремистов, честно обрисовав ситуацию и успокоив население. Четкие действия Магомедали Магомедова, сумевшего консолидировать все силы внутри республики и заручиться мощной поддержкой федерального центра, привели к скорому изгнанию агрессоров с дагестанской земли.
Нарастающие экономические и социально-политические проблемы 90-х годов прошлого века усугублялись тем, что после начала первой чеченской войны республика оказалась в состоянии настоящей экономической блокады. Руководству Дагестана довелось приложить немало усилий, чтобы в обход Чечни была построена новая железная дорога «Карланюрт – Кизляр» и ветка газопровода «Моздок – Казимагомед». Пришлось переносить построенные еще в советские годы, невзирая на административные границы, многочисленные коммуникации, в том числе линии связи и электропередач, благоустраивать сулакскую трассу. Это позволило обеспечить функционирование экономики Дагестана в нормальном режиме.
Деятельность Магомедали Магомедова на посту главы Дагестана – это пример честного отношения к своей работе и к своему долгу. В лихие 90-е, когда простым гражданам пришлось не раз сталкиваться с безразличием власти, личная встреча с главой Дагестана для многих становилась поистине спасительной. Слово, данное людям, Магомедали Магомедович держал неизменно. Вознесшись на вершину власти, он не стал политическим небожителем, а всегда оставался руководителем поистине народным, и в этом его настоящее величие и неподдельная мудрость. О его демократичности и человеческой доступности слагали легенды. Трубку телефона председатель Госсовета Дагестана всегда поднимал сам, в то время как иные начальники предпочитали общаться не только с народом, но и с собственными подчиненными через своего секретаря. Невзирая даже на важные совещания, глава Дагестана всегда находил время для разговора, ибо понимал, что, если позвонили лично ему, значит, исчерпали все другие возможности решить наболевший вопрос.
Магомедали Магомедович стремился вникнуть в любую проблему, порой даже ту, которая, казалось бы, не имела прямого отношения к руководителю такого высокого уровня. Кому-то это покажется нереальным, но факт остается фактом. В 2001 году мне довелось стать свидетелем того, как, прочитав в литературном приложении к газете «Дагестанская правда» стихотворение русской девушки, высказавшей горькую обиду на свою жизнь, глава республики распорядился срочно разыскать ее и разобраться с возникшими у нее проблемами. Человек неимоверно занятый, он находил время для всех – ветеранов и детей, писателей и спортсменов, ученых и крестьян, известных деятелей культуры и простых рабочих, военных и мирных тружеников, руководителей и подчиненных, единомышленников и оппозиционеров. По-отечески мудро он подходил к каждому конкретному человеку, умел выслушать, понять и помочь.
Магомедали Магомедову достался один из самых сложных периодов в истории родной республики – эпоха парада суверенитетов и переоценки ценностей. Многие аналитики не без основания пророчили тогда Дагестану межрелигиозные и межнациональные войны и говорили о том, что республика в ближайшее время может погрузиться в хаос междоусобиц. Однако, к счастью, эти страшные прогнозы смутного времени не сбылись. И в том, что Дагестану удалось с честью преодолеть этот сложнейший переходный период и заложить фундамент стабильного развития в будущем, есть несомненная заслуга и огромный личный вклад Магомедали Магомедова.
«Магомедовых у нас в Дагестане много, а Магомедали один». В этом емком выражении, произнесенном народным поэтом Дагестана Расулом Гамзатовым на инаугурации дагестанского лидера, заключен большой смысл. Магомедали Магомедов стал тем единственным дагестанским политиком, на чей авторитет надеялись все, когда обстановка начинала выходить из-под контроля, чьих решений и советов ждали в самых безвыходных ситуациях.
Его не зря называли и называют политическим тяжеловесом и патриархом дагестанской политики. Он заслужил эти титулы и это право своими мужественными поступками, человеческой открытостью и державной мудростью. Он никогда не устранялся от решения сложных проблем и не избегал неудобных вопросов. Даже самые ярые политические противники неизменно признавали его непререкаемый авторитет и всегда считались с его мнением. Истинный государственник, он никогда не ставил личные интересы выше интересов республики, и потому в начале 2006 года добровольно ушел в отставку, несмотря на то, что его потенциал руководителя далеко еще не был исчерпан. Тогда многие оппозиционные политические силы трубили, что ситуация в Дагестане с уходом Магомедова из власти начнет сказочно улучшаться, но история показала – чудес в политике и экономике не бывает. Социально-экономическая и криминогенная ситуация в республике продолжала оставаться очень сложной, и новой команде руководителей часто не удавалось справляться с нарастающими проблемами так же умело, как это делал прежний лидер Дагестана.
Вклад Магомедали Магомедова в становление и укрепление российской и дагестанской государственности чрезвычайно велик. Политик с колоссальным опытом работы, он ни разу не позволил себе поддаться сиюминутным веяниям и политической конъюнктуре. Все его решения и заявления были предельно взвешены и обоснованы. В любой обстановке, подчас казавшейся критической и безнадежной даже многим деятелям федерального масштаба, Магомедали Магомедов сохранял мужество и выдержку. Именно это и позволило Дагестану с честью выйти из многих опасных ситуаций и преодолеть громадные трудности на пути к мирной созидательной жизни.
Авторитет Магомедали Магомедова как государственного и политического деятеля российского уровня всегда был неоспорим. Президенты России Борис Ельцин и Владимир Путин не раз высоко оценивали ту большую созидательную работу, которую проводил Магомедали Магомедов в республике на протяжении многих лет. Благодаря мудрой политике главы Дагестана председатели Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства России, многие российские министры, военачальники и руководители регионов приезжали в Дагестан, чтобы оказать помощь и поддержку республике. Главы зарубежных государств с почетом принимали у себя делегации, которые возглавлял лидер Дагестана.
Отчизна высоко оценила заслуги Магомедали Магомедовича Магомедова. Он награжден многими государственными наградами, в том числе орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени, который председатель Госсовета Дагестана получил первым из всех руководителей российских регионов. Но главная его награда – это уважение к нему дагестанского народа, которому он верно и честно служил на протяжении всей своей жизни и служит до сих пор.