Они спасли Дагестан от позора братоубийственной войны
По мере удаления исторических событий от их исполнителей и времени, оценки и значения прошлого у современников со временем могут меняться. Такие процессы наблюдаются во многих историю творящихся регионах мира и наш Дагестан не исключение из такого исторического феномена.
Речь идет о напряженных и взрывоопасных годах перехода нашей многонациональной республики от социалистической – плановой системы к капиталистической – рыночной.
В те бурные дни, если почти во всех регионах Кавказа эти процессы сопровождались межнациональными и межтерриториальными, чаще всего и вооруженными столкновениями, один только Дагестан оставался в привычной для него обстановке мира и дружбы. Хотя были попытки кучек религиозных экстремистов и террористов захватить республику, по поводу чего в Москве агенты западного влияния даже объявляли, что «мы теряем Дагестан».
Но агенты влияния: зарубежные и московские, ошибались. Как Россию умом не понять, так и Дагестан обычными стандартами и мерками не измерить. Что отметил, не без восхищения, Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, прибывший в очаг боевых действий на севере Дагестана по отпору вторгшимся международным террористам. Во всем мире отметили тогда, и мужество Владимира Владимировича, и веру его в вечное единение многонационального дагестанского народа с Россией.
Сохранились прекрасные кадры СМИ, когда Президент страны и руководители Дагестана среди воинов армии и ополченцев, которые можно использовать для создания скульптурного в полный рост панно не менее десять на десять метров об этом героическом времени в назидание потомкам. Дополнить документальную основу скульптурной картины фигурами всех воинов, кто погиб и отличился в боях с террористами. Или находился в другом месте, выполняя государственные задания, обеспечивая победу и славу республике.
Высшая власть в Дагестане более ста лет осуществляется триумвиратом – практически тремя личностями, а памятники ставятся единоличные, что исторически не вполне соответствует реальности. Средства соберет народ. Москву спрашивать не стоит. Это будет первый в стране и республике, а может и в мире, коллективный памятник власти, армии и народу, которые реально отстояли свою родину от захватчиков. Памятник героическому прошлому в назидание будущему.
Когда Председатель Народного Собрания Республики Дагестан Муху Гимбатович Алиев после тех тревожных и победных событий участвовал в общекавказких и даже зарубежных общественных мероприятиях, его коллеги и журналисты не без удивления спрашивали, как вам удалось сохранить мир и порядок в Дагестане, когда в регионах по соседству даже велись боевые действия. Тогда главную причину сохранения мира и порядка в Дагестане объясняли менталитетом дагестанского народа. Хотя ныне все явнее выявляется решающая роль высшей власти, правящей Дагестаном в то судьбоносное время.
Председателем Народного Собрания тогда был избран Муху Алиев, Председателем Госсовета РД Магомедали Магомедов, Председателем Правительства Абдуразак Мирзабеков, после него – Хизри Шихсаидов. Несмотря на различные мнения по отдельным практическим вопросам перестройки и неизбежные личные амбиция, судьба Дагестана для них оказалась превыше всего личного.
Будучи народным депутатом подряд трех созывов помню, с какими спорами и дискуссиями приходилось решать вопросы перевода Дагестана на рельсы новой общественной формации. Даже когда в зал заседаний врывалась возбужденная религиозными экстремистами базарная толпа.
Ни один депутат Народного Собрания, по примеру своего Председателя, не поддался оголтелым выкрикам об отставке законно избранных органов власти. Выступившие депутаты объяснили малограмотным крикунам, что их противозаконные действия лишь приведут к расколу Дагестана на мелкие территории, враждующие меж собой из-за земель, пастбищ, источников водоснабжения и коммуникаций.
Даже когда большая вооруженная толпа бандитов-экстремистов неожиданно для себя, минуя пропускной пост из нескольких милиционеров, оказалось внутри здания, варварски разломала всю оргтехнику, вскрыла сейфы и украла личные вещи работников правительских органов, она до утра была вынуждена покинуть государственное здание. Ибо со всех концов Дагестана и, даже из-за его пределов, на защиту законной власти прибывали вооруженные патриоты, которых за короткое время, до темноты, оказалось гораздо больше, чем террористов. И все поняли, что многонациональный дагестанский народ никаким преступным группировкам не позволит захватывать избранную всем народом законную власть.
Во многом выработке такого осознанного мнения способствовало и то, что высшие руководящие лица были от трех самых крупных национальностей Дагестана, которые составляли большую часть населения республики. И то, что они во власть поднялись с самых низших должностей. И были уважаемыми людьми. При этом отличались добросовестностью, инициативой и честностью, авторитетом в своих коллективах. Так, М.Г. Алиев начинал трудовую деятельность учителем в высокогорном селе, М.М. Магомедов работал специалистом и директором совхоза. А.М. Мирзабеков - рядовым инженером и вырос до директора на Кизлярском заводе. Как говорится, они были сынами трудового народа. Обладали глубокими знаниями в избранной профессии и безупречной репутацией. К тому же Муху Гимбатович защитил докторскую диссертацию по философии проблем обеспечения согласия в обществе.
Научный подход в работе в немалой степени способствовал Муху Гимбатовичу и после избрания его первым президентом Дагестана. По его инициативе были собраны предложения, идеи, советы специалистов министерств, ведомств, администраций городов и районов по развитию республики в условиях рыночной экономики. Получился большой том практических советов на более чем тысячу страниц со всех регионов и отраслей экономики Дагестана, которые реализовывались и при дальнейшей работе государственных органов.
Учитывая опыт кадров прошлых времен, а также высокий уровень влияния учености и интеллекта, а также влияния волевых командирских качеств нынешнего Главы Дагестана Рамазана Абдулатипова на динамику экономического и социально-культурного развития всех регионов республики, по мнению просвещенной и опытной части народа, любую власть нельзя доверять кому угодно. Порой даже бывшим осужденным, ничем себя ни в какой сфере деятельности - в учебе или в создании нормальной семьи - не проявившим, предоставлять право выдвигаться на выборные должности или наниматься на работу в органах власти снизу доверху лицам без доверия, доверия народа и профессионально не подготовленных. Ведь не только летчиков, но и водителей автотранспорта не допускают к рулю без предварительной теоретической и практической подготовки. А во власть, пролезают порою даже те, кто не то что толковое письмо составить, но даже собственную автобиографию без ошибок в каждой строчке написать не могут.
Поэтому, считаю необходимым разработать, обсудить на сходах и трудовых коллективах республиканский закон о цензе на кандидатов для работы в государственных органах власти.
Может, следует подумать и о постоянно действующих межвузовских высших курсах по изучению проблем и выработке предложений по развитию экономики и совершенствованию социально-культурной и политико-воспитательной работы.
Курсам проводить работу под патронатом Главы Республики Дагестан. В регионах: - для руководителей местных органов государственной власти и самоуправления, в Махачкале - для кадров районных и городских государственных и общественных организаций.
Это станет коллективный советник высших властей, снизу до верху, с выработкой письменных рекомендаций по развитию каждого региона.
За 3-5 лет по различным специализированным программам курсы могут пройти заочно и очно каждый работающий и претендующий на работу в государственных органах специалист. Это должны быть кандидаты с высшим образованием и положительным опытом практической работы по специальности в трудовом коллективе. По заочным программам может пройти Высшие курсы каждый, кто имеет образование, соответствующий опыт и при собеседовании получил положительную рекомендацию.
Без высокообразованных, опытных и авторитетных кадров невозможно в настоящее время обеспечивать реальное, на деле, осуществление своих функций государственными органами власти.
Без глубокого знания сущности происходящих в коллективах, регионах или даже в стране событий вряд ли кто сможет дать им принципиальную оценку.
Принципиальность и интеллект, не уступающий выше сидящим кадрам, наряду с личным мужеством, конечно, требуется и при необходимости критики вышестоящего начальства, даже если от этого начальства зависит твоя дальнейшая карьерная судьба.
Будучи делегатом 28 съезда КПСС, помню, как пятитысячный зал делегатов со всего Советского Союза, затаив дыхание слушал выступление первого секретаря Дагестанского республиканского комитета КПСС М. Г. Алиева. По установленному правилу, первые секретари регионов обычно хвалили политбюро, ЦК, особо первых лиц, за проведенную работу за отчетный период. А в выступлении вожака дагестанских коммунистов – одна критика. Причем глубоко обоснованная. Как говорится не в бровь, а в глаз. Перелистывая свой съездовский блокнот и перечитывая записи, вспоминаю, как своим неторопливым и негромким голосом Муху Гимбатович говорил съезду, что «быть или не быть КПСС, сегодня стоит трагично и остро. История КПСС завершится затянувшейся перестройкой... Что исполнители проекта перестройки оказались людьми, не обладающими высоким мастерством, которым не хватало необходимых знаний и опыта.. Ни в отчете ЦК, ни в отчетах членов Политбюро не прозвучало оценки – кто есть, кто».
Такую нелицеприятную оценку высшему руководству ЦК мало кто и когда давал, не считая пленум, на котором сняли Никиту Хрущева.
Тогда М.Г. Алиев назвал «..причины шараханья ЦК и руководства партии из стороны в сторону и необдуманных компаний отсутствием четкой перспективы». Прозвучало предупреждение о необходимости «..освободить республиканские и областные партийные организации от паводка центра, они должны самостоятельно решать все проблемы, все вопросы, касающиеся их внутренней жизни».
Муху Г имбатович не забыл и проблемы дагестанцев, живущих практически во всех регионах Советского Союза. Он, во всеуслышание предложил «..записать в Резолюции съезда тезис о том, что каждый регион, где проживают представители различных национальностей, должны заботится о всех людях проживающих на их территориях, не допуская малейшего ущемления прав никого ни в чем..».
В адрес руководящих кадров на местах и в центре, которые «дело заменяют бесплодными заседаниями и бумаготворчеством, бюрократией» устами Муху Гимбатовича было заявлено, «что люди устали от всего этого». Что злободневно и ныне.
Потом ко мне и другим дагестанским участникам съезда подходили делегаты с других регионов, не только Кавказа, но и Урала, Сибири и Дальнего Востока и восхищались, благодарили за правду-матку, острую как кинжал. Надо признать из этих российских регионов и северо-кавказских мало кто отдал голоса за инициаторов перестройки, под абстрактными лозунгами «больше социализма, больше гласности» и т.д.». Как мне стало известно, ни один дагестанский делегат не оставил фамилии лже-перестройщиков в списке кандидатов в члены ЦК.
Расул Гамзатов отказался выступить в поддержку Горбачева на съезде, хоть тот полчаса уговаривал его на виду всего съезда, подсев к нему в президиуме.
Многое положения из выступления первого секретаря рескома Дагестана, высказанные более чем за год, оказались пророческими. КПСС и СССР развалили, боеспособность страны, которая тогда почти сравнялась с американской (США), теперь ниже в десять раз. Такое соотношение активно используется в политике подчинения американскому диктату России и всего мира.
Оказывается, в мире мало произнести умную полезную для всех мысль, нужны еще слушатели, которые поймут и глубоко осознают его значение. Выступление Муху Гимбатовича предупреждающе прозвучало более чем за год до мирового уровня трагедии - разрушения Советского Союза. Мало в стране нашлось сил, препятствовавших этому. И ныне этот разрушительный «процесс, - как говорил главный идеолог перестройки, - идет».
По два гектара сельхозугодий на семью заброшено в стране, половина аграрной продукции завозится с запада, продовольственной безопасности у страны нет, чем воспользовались сателлиты США даже себе в убыток.
Всеобщий призыв на воинскую службу отменили, в учебных заведениях теперь не обучают молодежи «ни целится, ни стрелять», что создавало раньше мощный профессиональный резерв защитников отчизны.
Этот перечень можно было продолжить, но кому это надо. Патриотов в Москве мало, они там ныне стали патриотами рубля. Если пророческое выступление-предупреждение Муху Гимбатовича более чем за год не могли понять и принять меры, они могут также развалить и нашу Российскую Федерацию.
Весь жизненный опыт Муху Гимбатовича и каждого дагестанца напоминает нам и учит, что Россия наша общая единая великая родина и мы, все его регионы в ответе за его целостность, мир и безопасность на его просторах, за вечное процветание.
Н. Гаджиев, 1-секретарь Ахтынского РК КПСС в 1983-1991 г.г., депутат Верховного Совета - Народного собрания РД трех созывов в 1983-1995 г.г. член Союза журналистов России, член Союза писателей России.