Легендарный артист балета Александр Годунов жил в общежитии на Рязанском проспекте

В Голливуде он сделал довольно успешную для русского артиста карьеру
Недавно исполнилось 70 лет со дня рождения Александра Годунова, легендарного артиста балета. В 1968 году он жил на Рязанском проспекте в общежитии ансамбля «Молодой балет». Об этом «Юго-Восточному курьеру» рассказала рижский журналист Тамара Блескина, она дружила с Годуновым в ранней юности, а сейчас заканчивает работу над книгой об артисте.
КВАРТИРА НА ПЕРВОМ ЭТАЖЕ
Ценители балета помнят Александра Годунова по звездным партиям в Большом театре. Кино- и телезрители знают по советским фильмам «Кармен-сюита» и «31 июня», по голливудскому «Крепкому орешку».
В 1968 году 19-летний Годунов танцевал в ансамбле Игоря Моисеева «Молодой балет». Для ансамбля были куплены две квартиры на первом этаже новостройки на Рязанском проспекте, 73.
– Сашина комната была налево от входной двери, сразу за кухней, – рассказывает Тамара Блескина. – Мебель казенная – диван, стол, шкаф. Его соседом числился артист ансамбля Петя Корогородский, но у него был в то время роман, и он в общежитии практически не появлялся.
В других комнатах жили коллеги-артисты. Один из них, Геннадий Востриков, через два года не вернется с гастролей в Мексике – это станет поводом к тому, что «Молодой балет» распустят.
«МОЕ МЕСТО – В БОЛЬШОМ»
В марте 1971 года сбылась главная мечта Александра Годунова – Юрий Григорович пригласил его в труппу Большого театра.
– В «Молодом балете» Саша получал сначала 130 рублей, потом 200, а в Большой переходил на 98 рублей – ставку артиста кордебалета. Но никакого сожаления не было. «Мое место в Большом» – эту фразу я от него слышала не раз, – вспоминает Блескина.
Уже через четыре месяца он станцевал партию Зигфрида в «Лебедином озере».
РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ
С середины 70-х Годунова несколько лет не выпускали за границу.
Конкретных поводов не было, лишь опасения руководства: красивый, талантливый, харизматичный премьер Большого, востребован – реклама зарубежных туров строилась на его имени, объездил полмира – значит, ощутил, что такое свобода.
Годунова не хотели выпускать и в 1979 году, когда Большой театр готовился к зарубежным гастролям в Америку. Но импресарио настоял: без ведущего артиста не состоится поездка всего театра.
В итоге в августе на гастролях в Америке произошло событие, после которого имя Годунова несколько дней не сходило со страниц мировых СМИ. Александр Годунов обратился в Госдепартамент США с просьбой о политическом убежище. Его жена, прима Большого Людмила Власова – она тоже принимала участие в гастролях – попросила, чтобы ее отправили в Москву, к маме.
Балерина уже была на борту советского самолета, готового к вылету в Москву, но американская сторона на три дня задержала лайнер в аэропорту. Американцы думали, что Советы увозят Власову насильно. Спустя 72 часа Людмила заявила, что добровольно покидает Америку.
Она улетела. Американские СМИ назвали их Ромео и Джульеттой холодной войны.
РАБОТА С БАРЫШНИКОВЫМ
– В Америке начинать все заново в 30 лет для артиста балета слишком поздно, – говорит Блескина. –Думаю, это одна из причин, почему на Западе Годунов не повторил блестящего пути Нуреева или Барышникова, своего одноклассника по рижскому училищу. К тому же характер Годунова – независимый, гордый. Когда Миша на правах художественного директора Американского балетного театра, где Саша был солистом, отказал ему в просьбе танцевать в балетах Баланчина, а затем вообще убрал из репертуара спектакли классического наследия, Годунов не стал спорить, а молча ушел.
Танцевал с разными коллективами, преподавал. Потом его увлекло кино, и в Голливуде он сделал довольно успешную карьеру для русского артиста.
«БЫЛ НАМ КАК МЛАДШИЙ БРАТ»
Тамара Блескина познакомилась с Александром Годуновым, когда ему было 13 лет, а ей 15.
– Я была повернута на балете с детства, не пропускала ни одного спектакля, – рассказывает журналист. – В результате сложилась компания: я, еще две-три девчонки и четверо-пятеро парней из хореографического училища.
Естественно, возникает вопрос:
– Тамара Борисовна, а он за Вами не ухаживал?

Александр (третий справа) во время учебы в Рижском хореографическом училище/Предоставлено Тамарой Блескиной
– Ну, нет! Он же нам был, как младший брат! А во-вторых, вокруг балетных мальчиков всегда было много девочек, и я видела, что, когда все эти скоротечные романы кончались, люди переставали общаться. А мне важно было наши отношения сохранить: сам балет я всегда любила больше.
В 1967 году Тамара поступила на журфак МГУ. Получив диплом, вернулась в Ригу, работала в Латвийском отделении ТАСС, в отделе культуры. С ребятами из балетной компании Тамара Блескина дружит до сих пор, уже более полувека.